Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие класса в социальной психологии






Под классами в социальной психо­логии обычно понимаются большие, организованные группы людей, раз­личающиеся по их месту в истори­чески определенной системе обще­ственного производства, по их от­ношению к средствам производства (закрепляемому в праве собствен­ности), по их роли в общественной организации труда, а'следователь­но, по способам получения и разме­рам той доли богатства, которой они располагают (в виде процента на вложенный капитал, зарплаты или иных доходов).

Классы появляются на определен­ной ступени развития производитель­ных сил, когда создается излишек про­дукта, который можно присвоить. Это значит, что классы возникают как ре­зультат развития производительных сил. Их существование связано с исто­рически определенными способами производства.

Классовые различия в обществе воз­никают на основе общественного раз­деления труда и появления частной собственности на средства производ­ства и поэтому являются основными среди других различий между людьми. Развитие научно-технической револю­ции, государственно-монополистичес­кого капитализма привело к значитель­ному усложнению структуры основных классов и межклассовых групп, усилило разнородность видов деятельности и социальных функций людей, принад­лежащих к одному и тому же классу.

Класс является одним из главных субъектов общественной психологии, и под непосредственным воздействием именно этой общности складываются основные социально-психологические явления (общественные отношения, со­циальное взаимодействие и взаимоот­ношения, общение и настроения лю­дей), которые должны учитываться в профессиональной деятельности.

Для того чтобы научно обоснован­но выявить социально-психологические характеристики классов и межклассо­вых слоев изучаемого общества, необ­ходимо знать и различать: 1) детерми­нанты классовой психологии и 2) осно­ву ее образования.

Если в качестве детерминантов психологии класса выступают социаль­но-экономическое положение класса, его место в общественной системе, от­ношение к средствам производства, историческая роль, уровень его разви­тия, социально-экономические отноше­ния, составляющие существо данной формации, то основу образования пси­хологии класса составляют условия его жизни, характер общественно-практи­ческой деятельности, отношения с дру­гими классами и межклассовыми груп­пами, социальный опыт, образ жизни и многие другие субъективные и объек­тивные характеристики жизнедеятель­ности его представителей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.