Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные категории и понятия социологии труда






 

Основным видом социальной общности в сфере труда выступает коллектив. Совокупность взаимодействий работников, как непосредственных, так и опосредованных, в коллективном трудовом процессе образует социальные процессы и трудовые отношения. Понятия «социально-трудовые отношения» и «социальные процессы в сфере труда» являются ключевыми для социологии труда.

В качестве методологической основы анализа данных понятий можно использовать известное положение К. Маркса о двойственности товарного производства: с одной стороны, это трудовой процесс, с другой - одновременно процесс образования стоимости. Производственные отношения представляют собой единство трудовых и стоимостных – экономических, имущественных – отношений. Трудовые отношения выступают в качестве элемента, важнейшей части производственных отношений. Они возникают между участниками трудового процесса на основе разделения и кооперации труда в связи с необходимостью обмена деятельностью и её продуктами для создания потребительской стоимости.

Трудовые отношения складываются между носителями этих отношений в процессе непосредственного живого труда, непосредственной деятельности работников. Здесь осуществляется самый труд как процесс функционирования рабочей силы.

Трудовые отношения могут быть рассмотрены в двух аспектах: функциональном и социологическом. Функциональный аспект отношений, складывающихся между участниками трудового процесса, основан на общественном разделении и кооперации труда и проявляется в установлении пропорций численности, профессионального, квалификационного состава рабочей силы. Этот состав предопределяется необходимыми затратами времени на производство, трудоемкостью изготовления определенных видов продукции и изучается экономикой труда.

Социологический аспект трудовых отношений состоит в существовании равенства-неравенства (схожести-различия) социального положения социальных групп и работников, их интересов и трудового поведения, основанных на общественном разделении труда. Это и есть то, что интересует в труде специальную социологическую теорию – социологию труда.

В труде между участниками трудового процесса реализуются многообразные социальные трудовые отношения. Они воссоздаются и воспроизводятся благодаря трудовому поведению работников, их поступкам, совершаемым под воздействием потребностей, интересов, ценностных ориентаций, трудовой ситуации.

К основным видам социально-трудовых отношений в сфере труда можно отнести:

- по содержанию деятельности: производственно-функциональные; профессионально-квалификационные; социально-психологические; общественно-организационные;

- по способу общения: безличные, опосредованные; межличностные, опосредованные;

- по субъекту: межорганизационные (организация-организация); внутриорганизационные, внутри производственные (организация – личность, личность - личность);

- по объему властных полномочий: отношения между работниками, занимающими одинаковое социальное положение и имеющими одинаковый объем власти (отношения по горизонтали); отношения между руководителями и подчиненными (отношения по вертикали);

- по характеру распределения доходов: в соответствии с трудовым вкладом; не в соответствии с трудовым вкладом;

- по степени регламентированности: формальные, официально оформленные; неформальные, официально неформальные.

Социально-трудовые отношения невозможны без общения субъектов этих отношений. Общение выступает условием и элементом коллективной трудовой деятельности. В процессе общения осуществляются восприятие общающимися друг друга, приём и передача информации и, наконец, координация действий между работниками. Исходя из этого, различают три стороны общения: перцептивную, коммуникативную и поведенческую (интерактивную). Для социологии труда важна прежде всего поведенческая сторона общения. Возможны два способа общения: непосредственное, межличностное – общение «лицом к лицу», и опосредованное, безличное общение – через предметное содержание выполняемой деятельности.

Социально-трудовые отношения не существуют вне социальных процессов, и наоборот. Под социальными процессами в сфере труда понимается функционирование и изменение состояний социальных групп, коллективов, отдельных работников.

Важнейшими социальными процессами в сфере труда являются:

1. Сам труд как базовый социальный процесс. Социальное качество труда заключается в воздействии выполняемых работниками трудовых функций на их социальное положение, их социальные характеристики, такие, как интересы, профессионально-квалификационный уровень, отношение к труду и т.д. Эти воздействия обусловливаются научно-техническим прогрессом, влиянием технологии, орудий труда, форм организации труда на его содержание и условия. В конечном счете происходит изменение социального положения различных групп работников, их социальных характеристик.

2. Интегративные процессы: образование, функционирование и развитие трудовых коллективов, их сплочение, социальный контроль трудового поведения, руководство, стимулирование трудовой активности.

3. Ценностно-ориентационные процессы, связанные с формированием у различных социальных групп работников ценностей, норм и ценностных ориентаций, соответствующих современным требованиям рыночной экономики.

4. Изменяюще-поддерживающие процессы (трудовые перемещения социальных групп и отдельных работников).

Изучение факторов и механизмов протекания различных социальных процессов в сфере труда означает, по существу, изучение всего многообразия социально-трудовых отношений, складывающихся в ходе коллективной трудовой деятельности между её участниками, то есть изучение социальной сферы труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.