Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
Вопросы обучения и воспитания рассматривались в трактатах Пьетро Верджерио, Леонардо Бруни, Мефео Веджо и других гуманистов. Главная цель воспитания определялась ими как формирование человека-гражданина с высокоразвитым самосознанием и патриотическими убеждениями. Ставилась задача формирования свободного, всесторонне развитого человека, самостоятельно мыслящего, духовно и физически гармоничной личности. В основном практика обучения осуществлялась по-прежнему в рамках схоластики и сводилась к тренировке памяти, оттачиванию логики, развитию ораторского искусства, способности интерпретации текстов. Ученики рассматривалась и выступали реально как пассивные проводники чужих мыслей. Самостоятельность суждений не стимулировалась. В этом контексте особенно значимой являлась деятельность гуманистов и выдающихся педагогов периода Возрождения, выступивших за создание новой педагогики, за утверждение светской ориентации образования. Особенно следует отметить взгляды известного славянского просветителя Я.А. Коменского, выдвинувшего идею о необходимости смотреть на ребенка не как на сосуд, который можно наполнить любым содержанием, а как на активного субъекта педагогического процесса. Внимание уделяется не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфере в процессе обучения. Акцент делается на похвалу, стимулирование ребенка, а не на наказание. Отстаивается принцип добровольности и сознательного выбора в овладении знаниями. Яркий пример - творчество Эразма Роттердамского, в котором выдвигается идея сочетания наглядности с положительными эмоциями во время усвоения знаний (методика " печеных букв", которые съедались детьми), направленного на реализацию принципа " управляемых эмоций". Вюртембергский школьный закон 1559 г. требовал доставлять ребенку любовь и радость, учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей (неслучайно одна из школ называлась " Домом радости"). Однако проблема психического развития ребенка в это время еще не была поставлена. За основу в поиске методов обучения брался не внутренний мир ребенка, а природа, внешний мир, принципы и методы обучения: переход от простого к сложному, принцип наглядности и т.д. Не выделялись и не исследовались еще стадии развитии психики ребенка.
Литература и искусство как сферы развития гуманистических традиций
Большую роль в утверждении нового взгляда на человека внесло искусство периода Возрождения. Более того, искусство ранее, чем научная мысль, приступило к решению задач гуманистического переосмысления действительности. Ориентиром для развития искусства этого периода становится искусство античности. В это время появляется портрет, утверждающий значение индивида; изображения бытовых сцен и пейзажа, свидетельствующие о новом отношении к миру, об интересе к реалиям бытия. Расцветают монументальные формы живописи, героизирующие и прославляющие человека. В литературе возрождаются забытые жанры диалога, трагедии, комедии; появляются новые литературные формы: новелла и сонет, развивается лирическая и эпическая поэзия. Одним из пионеров культуры Возрождения, известным гуманистом был Франческо Петрарка (1304-1374), в творчестве которого наблюдается отход от схоластической традиции и аскетических идеалов Средневековья к новой культуре, обращение к проблемам земного бытия человека, утверждение ценности его творческих сил. Петрарка окончил университет в г. Болонья (юридический ф-т), принял духовный сан, много путешествовал Его имя обессмертила лирическая поэзия, написанная в стиле вольгары (народный итальянский язык) - " Книга песен", посвященная Лауре. В ней воспевается красота земной женщины, облагораживающая сила любви (даже, как у Петрарки, неразделенной).
- Как без луны и солнца свод небесный,
- Как ветра воздух, почва без растений,
- Как человек безумный, бессловесный,
- Как океан без рыб и без волнений,
- Так будет все недвижно в мраке ночи
- Когда она навек закроет очи…
- Она живет - и жизнь зовут бесценной;
- Она исчезнет - счастье жизни бренной
- И мощь мою навек возьмет с собой.
Для его творчества характерны любовь к древним образцам духовности; реабилитация языческой литературы. Он собирал античные рукописи, изложил основы филологии. Средние века он оценивал негативно, называл их " господством варваров", был противником схоластики. Главное внимание науки, по его мнению, должно быть обращено на человека, и в этом контексте особо подчеркивалась роль филологии, риторики, поэзии, моральной философии. Петрарка указывал, что овладение культурным опытом древних должно иметь целью воспитание духовно богатого и нравственно совершенного человека, руководствующегося разумом и высокими нормами добродетели (Хрестомат. 5.5). Продолжателем начинаний Петрарки был Джованни Боккаччо (1313-1375), выходец из купеческой семьи, автор знаменитого " Декамерона". Он показывает пестроту жизни с богатством людских характеров и житейских обстоятельств. Образы его новелл жизненны; его герои ценят земные радости, плотские удовольствия. Раскрывается возвышенная нравственная сторона любви, критикуется ханжеская мораль, реабилитируется женщина, отстаиваются ее права. Это был новый жанр городской новеллы. Церковь роман осудила.
|