Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология социально-гуманитарного исследования. Описание, объяснение, понимание и интерпретация социальных явлений в закономерностей.






 

1. сущность методологии социально-геманитарного знания (исследование)

2. характеристика описания, объяснения, понимания и интерпретации

 

литература:

1. учебник для аспирантов – кохановский – гл. 5

2. история и философия науки, Джегутанов и др. – гл. 2

3. степин – теоретическое познание – москва, 2000 г. и др.

 

В философском плане в теории познания, применительно к философии науки, важно дифиринцированно подходить к трактовке 2 категорий:

1) метод (с греч. Методос – путь исследования, учение) – в самом широком смысле слова путь к чему-либо (познанию), способ деятельности субъекта.

2) методология - включает 2 аспекта (значения): 1. система определенных способов и приемов, которые применяются в различных сферах деятельности (научной, политической, правовой, эстетической и др.). 2. общая теория метода, теория в действии.

Обобщая данную категорию, можно сказать следующее: методология – это система методов, анализирующая явления и процессы объективного мира с позиции определенного мировоззрения.

Существенный вклад в развитие методологии внесли различные ученые тех или иных эпох и философских школ. В наше время методология берет все лучшее, с точки зрения ученого, из таких философских школ, как: аналитическая философия, феноменология, герменевтика, экзистенциальная философия, философия науки.

Метод и методология не противостоят друг другу, жесткой демаркационной линии между ними не существует. Взаимодействие между этими двумя категориями должны ставиться для исследователя в широком социальном контексте. Это означает следующее:

1. в исследовании необходимо учитывать связь науки (а следовательно методологии метода с производством (практикой) на конкретном этапе социального развития общества);

2. соотносить методологический и аксиологический аспекты к своему профессиональному исследованию

3. видеть взаимодействие науки (научного сознания) с другими формами сознания (политическим, правовым, нравственным и др.)

4. личностной аспект (оценка личности) в научном исследовании

В анализе методологии исследования следует избегать крайностей.

1. нельзя не дооценивать методов и методологической проблемы в исследовании (в моей диссертации)

2. нельзя преувеличивать значение метода, считая его более важным, чем предмет исследования (моего анализа)

3. методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех разнообразных методов, которые были открыты как в философии, так и в науке в целом, включая отрасли правовой науки

 

Метод в науке, в научном исследовании, имеет важное значение. Однако нельзя отождествлять метод и научную теорию. Различие между методом и теорией может, хотя и достаточно условно, свестись к следующим положениям:

1. теория науки – это результат деятельности человека (смысловой, смыслообразующий) на различных этапах. В свою очередь метод – это исходный пункт, предпосылка к последующей научной деятельности;

2. главная функция теории – объяснение, предположение, ведущее к отысканию истины;

3. теория – это система идеальных образов, отражающих сущность и закономерности объекта, а метод – это способ регуляции правил, который выступает в качестве орудия дальнейшего познания;

4. теория нацелена на решение той или иной проблемы, представляет собой тот или иной предмет исследования, а метод направлен на выяснение способов и механизмов исследования;

В философии существует классификация методов и философских принципов.

А) принцип объективности

Б) принцип развития

В) принцип единства иторического и логического

Г) принцип противоречия между тем, что я знаю на данном этапе, и что я должен знать

Д) принцип всесторонности

 

Общефилософские методы: анализ, синтез, развитие, индукция, дедукция и т.д.

Конкретные методы: метод спектрального анализа, анкетирования в социологии и т.д.

 

Таким образом, проблема метода и методологии занимает 1 из важных мест в науке и любых ее отраслях. В исследовании важно опираться на определенную методологию, познания, а также на конкретные методы, как способ познания истины.

 

Важными категориями философии науки выступает описание, объяснение, понимание, интерпретация.

1. Описание – представляет собой познавательную операцию, которая состоит в фиксировании результатов опытов (наблюдение или эксперимент) с помощью определенных систем (обозначения, отражения), принятых в науке. Один из важных этапов исследования, учитывающих конкретные данные определенного практического опыта и исследования в целом.

Описание по своему характеру сближается с объяснением в условиях перехода к теоретическому анализу объекта в конкретной науке (в том числе, в различных отраслях гуманитарных и юридических науках).

 

2. Объяснение – это важнейше познавательная процедура в науке. Ее главная цель – выявление сущности изучаемого предмета в рамках определенного закона с выявлением причин и источников развития. В самом обобщающем виде объяснения представляет собой подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение (например, правовое нарушение, преступение, нарушение норм МП, особенно в приминении химического оружия в войне, нарушение экологической среды обитания людей и т.д.).

Можно выделить следующую структуру элементов объяснения:

- исходное знание об объекте, то есть первичное знание

- знание, используемое в качестве условия и средства объяснения (формулировка значения)

- познавательные действия (исследователя), связанные с приминениями знания

 

3. понимание – представляет собой своеобразное подключение к аналитической деятельности, к определенным смыслам человеческой деятельности; оно выступает формой взаимодействия между предметной заданностью понимаемого (того или иного текста, который мы анализируем) и интерпретацией.

Результатом такого взаимодействия выступает формирование новых смыслов у человека (исследователя). Процесс познания через понимание органично связан с отражением объективного мира, включая и другие исследования, а этот анализ через понимание тех или иных смыслов, концепций, взглядов, объективного мира может быть успешно реализован на основе диалектики единства познания, объективности отражения и практической деятельности, результатом. На основе единства теории познания, отражения и объективной практической деятельности, что представляет собой социокультурный контекст духовного мира личности.

Следует имет ввиду, что чаще всего процесс понимания связан с осмыслением того, что для человека (исследователя) имеет смысл. Образно говоря, понимание – это поиск смысла; понять можно то, что имеет смысл.

Важное значение в философии науки приобретают особенности социально-гуманитарного познания. Они таковы:

- любой текст, который мы познаем, представляет источник множества его понимания и толкования (одно дело, когда в текст смысл вложил его автор – Новгородцев «Об общественном идеале», Чичерин «Философия права», Ильин «Наши задачи», другое дело, когда вкладывает смысл читающий и т.п., важно вложить объективный смысл);

- множество смыслов раскрывается в том или ином изучаемом тексте (исследовательского характера) не сразу, а постепенно (растут знания, проникновения в тот или иной текст и мы вкладываем иной смысл);

- каждая эпоха открывает в различного рода трудах, произведениях новое понимание пространства времени, в котором живет человечество, и переоценивает его

- понимание текста – это диалектический процесс различных текстов, мнений, культур

- понять текст чужой культуры, в том числе, в правовой науке – это значит суметь найти ответы на те вопросы, которые возникают в той или иной современной культуре (в том числе, правовой)

Наука обращает внимание на существование 3 основных типов понимания:

· понимание возникает в процессах языковой коммуникации, которая реализуется, как правило, в форме диалога

· понимание связано с переводом того или иного текста, концептуальной научной позиции с 1 языка на другой

· понимание связано с определенной интерпретацией текстов (включая научно-исследовательский, произведениями искусства, литературы, а также с поступками и деяниями людей в различных ситуациях)

Особое значение в этой связи приобретает взвешенный аналитический анализ такому философскому популярному направлию как герменевтика (взять новую философскую энциклопедию в 4х томах под ред. Степина - проанализировать)

 

4. интерпретация (от лат. Интерпреташион – истолкование, объяснение). По своему характеру эта категория по существу возникает на основе предыдущих рассмотренных категорий. Впитывает все содержание, что было рассмотрено ранее. В философии и методах науки интерпретация означает приписывание знаний элементам теории, выражения, символом, формулам и т.д. Применительно к герменевтике интерпретация – это истолкование текстов, выявление или реконструирование их смысла. Важно иметь ввиду, что со 2 половины 20 века концепция герменевтики противостоит концепции структурного подхода. Для герменевтики – это способ для сообщения реальному читателю (исследователю) того или иного коммуникативного содержания (для юристов, например, содержание правовой культуры, правового сознания, правовых отношений, правовой деятельности и т.д.).

В свою очередь, «структуралисты» обращают внимание преимущественно на структуру текста (научной теории), которая имеет смысл. Поль Рикер стремился объедлинить эти два подхода и не противопоставить друг другу, особенно он обратил внимание на связь политики и морали применительно к деятельности. Обратил внимание на то, что отрыв морали от политики, особенно в международной деятельности, может иметь печальный смысл для человечества (Бердяев, Ильин).

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.