Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Петроний






 

 

«Сатирикон» Петрония — веха в истории романа, возникшего на исходе античности. Правда, сам термин «роман» первонача­льно появился в средневековье и тогда обозначал произведе­ние, написанное на романских языках. Роман в его современ­ном значении — один из главнейших жанров словесного искусства, который проделал долгий путь исторического разви­тия. Он трансформировался с точки зрения структуры и сгили-стики и представляет ныне широкую палитру форм и жанровых разновидностей.

В античную эпоху роман оказался сравнительно «поздним» жанром, заявив о себе уже после расцвета героической эпопеи, трагедии и комедии, после высших взлетов лирической поэзии, на закате как греческой, так и римской литературы.

ПЕТРОНИЙ И ГРЕЧЕСКИЙ РОМАН. Дошедшие до нас грече­ские романы относятся уже к I—III вв. н.э.: это «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Эфиопика» Гелиодора (рассмотренные в нашей книге «История античной литературы. Древняя Греция»), а также «Хе-рей и Каллироя» Харитона. Хотя греческий роман аккумулиро­вал элементы и сюжеты рассказа, эротической эллинистической элегии, некоторых этнографических описаний, он не сделался их механическим сплавом, а сложился как новый жанр. В упомя­нутых романах отчетливо выделялись две темы: любовная и аван­тюрно-приключенческая. В итоге, в Греции получил развитие ро­ман в его любовно-авантюрной разновидности.

В Риме роман представлен двумя значительными художест­венными памятниками, также созданными в пору его начавше­гося литературного заката: это «Сатирикон» Петрония и «Золо­той осел» Апулея.

В этих романах присутствует авантюрное начало; но одновре­менно они более прочно укоренены в реально-бытовой действите­льности, не чужды натуралистическим подробностям. Их пра­вомерно характеризовать как авантюрно-бытовые романы. Велик в них удельный вес любовной тематики, представленной в эро­тическом преломлении.

«Сатирикон» Петрония, как и «Золотой осел» Апулея, о ко­тором пойдет речь ниже, — произведение оригинальное. И, бе­зусловно, новаторское.

СТРУКТУРА И ТЕМАТИКА. Содержание романа Петрония определяется приключениями трех бродяг, люмпенов, которые странствуют по городам Италии и при этом попадают в беско­нечные передряги, сталкиваются с множеством разных лиц.

Это

главная сюжетная линия, на которую «нанизываются» по-

бочные колоритные эпизоды и сцены. Перед нами — произве­дение, не имевшее аналогов в античности. Бросается в глаза его

стилевая многослойность, пестрота: перед нами приключения и бытовые зарисовки, пародия и тонкая ирония, сатира и аллего­рия, калейдоскопичность следующих один за другим эпизодов высокая патетика и вульгарное просторечие. Добавим к этому «интегрированные» в текст обильные стихотворные пассажи, а также вставные новеллы.

По композиции и стилю роман близок к т.н. «менипповой сатире»: она получила название от имени Меннипа (III в. до н.э.), древнегреческого философа, стоика, раба по рождению, создателя особой повествовательной манеры: прозаический текст прослаивается стихами, а серьезное содержание оживлено иронией, насмешкой и фантастикой. Испытав влияние «менип­повой сатиры», Петроний также использует приемы греческого любовно-авантюрного романа, которые, однако, преломляются в пародийном ключе. Существенная примета Петрония — нату­ралистические подробности, особенно при описании «дна» об­щества, равно как и откровенность любовно-эротических эпи­зодов.

Изучая древнегреческую лирику таких поэтов, как Архилох, Анакреонт, Сапфо, мы с грустью убеждались, что от их насле­дия сохранились лишь отдельные фрагменты. Но и по этим «осколкам» мы можем судить, сколь архитектурно совершенно было целое. Нечто подобное произошло и с Петронием. От ро­мана сохранились лишь 15-я, 16-я и, возможно, часть 14-й гла­вы. В целом роман, по-видимому, состоял из 20 глав. О содер­жании некоторых утраченных глав можно судить по намекам. Однако и то, что до нас дошло, позволяет реконструировать в общем замысел писателя и композицию произведения, оценить типологию человеческих характеров. Позднее комментаторы пытались восстановить отдельные пропущенные, несохранив-шиеся фразы, пассажи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.