Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Рефлекторный характер психики. Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Уровни психической деятельности человека.






Вся психическая деятельность связана с рефлексами. Мозг, как кусок высокоорганизованной материи, является материальной основой рефлекторного характера психики. На протяжении многих веков, вплоть до 16 века, строение мозга трактовалось по-разному. Во многих работах философов, структура мозга представляла собой – совокупность способностей. Вся деятельность человека представлялась результатом трех основных свойств мозга - способностями мозга:

 

1. Способность восприятия и воображения

2. Способности интеллекта

3. Способности памяти

 

Вплоть до 18 века ученые полагали, что эти три способности размещаются в трех мозговых пузырях (желудочках). Эти желудочки рассматривались как:

1 желудочек – орган восприятия и воображения

2 желудочек – орган мышления и интеллекта

3 желудочек – орган памяти

Все остальное, т.е. весь мозг – считалось стенками желудочков и придатками их. В качестве основного механизма работы мозга считалось психическая пневма, а желудочки это резервуар этой пневмы, нервы же служат трубками распространения этой пневмы по организму.

Первым, кто впервые и отчетливо попытался представить механизм взаимоотношения организма со средой через нервную систему, был французский философ Рене Декарт. Он полагал, что внешние воздействия натягивает нити, идущие от органов чувств к мозгу. Благодаря движению этих ниточек, происходит смещение клапанов внутри мозга. Пневма перемещаясь между желудочками, приводит в движение новые ниточки. Они в свою очередь, натягиваясь, сокращают мышцы, и тем самым, обеспечивают движение различных частей тела. Декарт, рассматривал организма как машину, действующую по принципу не сложных механических устройств того времени (часы, кузнечный мех), и работу мозга он отождествлял с уровнем науки второй половины 17 века. Главным его открытием является понятие рефлекса, он выдвинул идею рефлекторной обусловленности работы мозга.

В дальнейшем в середине 18 века, стало возможным проводить эксперименты над животными, и чешский физиолог и анатом Прохасско, подтвердил Декарта в том, что центральная нервная система, в том числе и мозг, работают по принципу рефлекса. Во Франции физиологи, путем удаления у животных отдельных частей головного мозга, сшивания различных нервов, установили, значение головного мозга в поведении животных.

Спустя 200 лет после Декарта, русский ученый физиолог И.М. Сеченов опубликовал свою книгу «Рефлексы головного мозга», где доказал, что все действия мозга связаны с сознательной и бессознательной жизнью мозга, происходят рефлекторно. Сеченов доказал, что деятельность мозга подлежит физиологическим исследованиям, и ничего сверхъестественного в психической деятельности нет.

Следующий этап в изучении мозга связан с работой русского физиолога И.П. Павлова. Он ввел понятие условных рефлексов, и всю жизнь посвятил «изучению функционирования мозга» (причинно-обусловленная связь).

Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеальное и материальное.

Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности. Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающий извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-исторической практике.

Психическая реальность устроена сложно, но ее условно можно разделить на:

1. Экзопсихика - это та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность.

2. Эндопсихика – это часть психической реальности, отражающая состояние нашего организма.

3. Интропсихика – это часть психической реальности, которая включает мысли, волевые усилия, фантазии, сон.

Психика существует для того, чтобы объединить и интерпретировать информацию о мире, соотнести ее с нашими потребностями и реагировать поведение в процессе адаптации – приспособление к реальности.

 

Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях:

1. Бессознательный уровень психической деятельности - представляет собой врожденную инстинктивно- рефлекторную деятельность. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биологических потребностей – самосохранение организма и вида (продолжение рода). Эта врожденная эмоционально-импульсивная сфера индивида структурно локализована в таламусе и гипоталамусе.

2. Подсознательный уровень психической деятельности – обобщенные, автоматизированные в опыте данного индивида стереотипы его поведения - умения, навыки, привычки, интуиция. Это поведенческое ядро индивида, сформированное на ранних стадиях его развития. Сюда же относится импульсивно- эмоциональная сфера, структурно локализованная в лимбической (подкорковой) системе головного мозга. Здесь формируются неосознаваемые устремления индивида, его влечения, страсти, установки. Это непроизвольная сфера личности, «вторая натура человека», «центр» индивидуальных поведенческих штампов, манер поведения. Подсознание имеет многоуровневую структуру: а) автоматизмы и их комплексы на нижнем уровне – это комплексы стереотипно совершающихся действий в типовых ситуациях, динамические стереотипы – цепные последовательности реакций в привычной обстановке (привычное управление техникой, выполнение привычных обязанностей, манера обращения с привычными предметами, речевые и мимические штампы). В подсознание вытесняются и различные комплексы – нереализованные желания, подавленные стремления, различные опасения и беспокойства, амбиции и завышенные претензии. Они формируют устойчивую подсознательную направленность поведения личности. Высшая сфера подсознания – интуиция (сверхсознание) – это процесс мгновенных озарений.

3. Сфера сознания – сфера знаний, культурной социализации личности. Она контролирует и тормозит инстинктивные влечения и привычки. Сознание человека – механизм понятийной регуляции его деятельности (форма активности) и поведения.

 

Сознание, психика человека формируются и проявляются в его деятельности, будучи ее мотивационно-ориентировочным компонентом






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.