Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Китайско-тибетская семья

Индоевропейская языковая семья

Большинство языков народов Европы принадлежит к индо-европейской семье языков, в которую входят три языковые группы.

На германских языках говорят жители Германии, Великобритании, Скандинавских стран.

На романских языках, которые произошли от латинского языка, говорят итальянцы, французы, испанцы, португальцы, румыны и молдаване.

Славянские народы живут в Центральной и Восточной Европе, их языки близки, но имеют и отличия.

К восточным славянам принадлежат русские, украинцы и белорусы, к западным — поляки, чехи и словаки. На Балканском полуострове живут южные славяне — болгары, сербы, словенцы, хорваты и другие народы.

 

Китайско-тибетская семья

В Азии наиболее многочисленны народы, говорящие на языках, относящихся к китайско-тибетской семье. К иранской группе относятся персы, афганцы, таджики; к тюркской — турки, азербайджанцы, туркмены, узбеки, казахи, киргизы, алтайцы, дунгане, якуты, татары, башкиры, чуваши.
В эту семью также входят: китайцы, тибетцы, вьетнамцы, бирманцы, лао и др.

Особенно многонационально и разнообразно по языкам население Южной Азии. В Индии, например, народов, отличающихся по языку, больше, чем в Африке и Южной Америке вместе взятых. Ее население говорит почти на 300 языках. Самый распространенный — язык хинди. Второй государственный язык Индии — английский, хотя на нем говорит только 2% жителей страны. Народы Юго-Западной Азии говорят в основном на языках иранской группы и на арабском языке. Помимо языка, у народов Евразии есть много и других различий.

Религиозный состав населения Евразии

Несмотря на значительный отход от церкви части населения в XX веке, религия продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье и даже на внешнюю политику некоторых государств. Христианство. На территории Евразии она наиболее распространенная. Ее исповедуют более 1 миллиарда жителей планеты. Христианство наиболее распространено в Европе, хотя приверженцы этой религии встречаются и в Азии, куда оно пришло благодаря миссионерской деятельности европейцев. Христианство включает три ветви: православие, протестантизм и католицизм. Приверженцы православия проживают в России, на Украине, в Беларуси, на севере Казахстана, в некоторых государствах Восточной Европы. Народы, исповедующие католицизм, населяют многие страны Восточной и Западной Европы. Протестантизм преобладает в Великобритании и государствах Северной Европы. В некоторых странах мира могут быть представлены все ветви христианства. Ислам (мусульманство). Он занимает второе место по числу верующих (800 миллионов человек). Почти в 30 странах Азии и Африки ислам провозглашен государственной религией. Мусульмане проживают в Саудовской Аравии, Турции, Иране, Афганистане, Пакистане, Бангладеш и других странах Юго-Восточной Азии. Приверженцы ислама проживают в Казахстане, в отдельных районах России. Благодаря высокой рождаемости в странах, исповедующих ислам, число верующих в этих странах быстро растет. Буддизм. Занимает третье место среди мировых религий. В мире буддизм исповедуют только 250 миллионов человек. Район распространения буддизма географически ограничен — районы Центральной и Восточной Азии (Монголия, часть верующих Китая, Непал, Мьянма, часть верующих, проживающих в Индокитае, Индии). Исповедуют буддизм и в России: приверженцы этой религии проживают в Бурятии, Калмыкии, Туве. Кроме трех мировых, существуют также национальные религии, которые исповедуют какие-либо отдельные народы. Например, в Индии распространен индуизм, в Китае — конфуцианство, в Японии — синтоизм, в Израиле — иудаизм. Иудаизм — национальная религия, которую исповедует еврейское население, проживающее и в других странах. Сегодня в некоторых районах на северо-востоке России еще существуют местные традиционные верования, связанные в основном с почитанием различных духов природы, с брачными обрядами. Не только национальные, но и религиозные противоречия часто приводят к возникновению «горячих точек». Например, политическая напряженность в Северной Ирландии связана с религиозной рознью между католиками, составляющими коренное население, и протестантами — выходцами из Англии, захватившими ключевые позиции в экономике.

Исторически культуры православия, ислама, буддизма, иудаизма и других религий находились во взаимодействии, проявляли толерантность в отношении друг друга, а порой и неприятие, но опыт сосуществования, взаимовлияния обусловливал тенденцию к совместному бытию. Православие влияло на различные области духовной культуры: мораль, искусство, музыку, архитектуру, философию; формировались соответствующие секторы православной культуры. На определенном этапе истории, вплоть до XVIII в., эта религия объединяла разные области духовной культуры в некотором синтезе, но и с появлением светских областей куль- туры продолжала формировать духовный опыт людей — не только верующих, но и светски ориентированных. Православие влияло также на формирование духовного опыта представителей других религий и конфессий и в то же время учитывало культурные традиции последних. Представленность в российском суперэтносе различных этносов и субэтносов, сосуществование и взаимовлияние в России, как Евразии, разных религий создали благоприятную почву для формирования культуры толерантности (толерантной культуры).

Культура и традиции народов Евразии

На евразийском континенте в разных регионах существуют различные типы культур: культуры народов равнин и гор, холодных и теплых географических поясов, разных этносов, субэтносов, суперэтносов с различной этнической доминантой, традиционных, индустриальных и постиндустриальных обществ, слаборазвитых и развитых стран и пр. В культурах разных народов Евразии представлены и религии различных типов: получившие историческую трансформацию ранние формы верований (анимизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм и др.), родоплеменные (культ предков, возрастно- половые инициации, промысловые культы, культы племенных вождей и племенного бога и др.), народностно-национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, джайнизм, сикхизм, синто и другие, а также их разные варианты), мировые религии (буддизм, христианство, ислам и их различные направления). Большинство стран на евразийском континенте являются полиэтническими, поликультурными, в них представлены разные религии, часто с количественным преобладанием и преимущественным социокультурным влиянием какой-либо одной. Сложились разнообразные этнокультурные и этноконфессиональные комплексы; те или иные религии оказываются признаком этнокультурной идентичности. Разные религиозные традиции влияют друг на друга; появляются и существуют синкретические образования, что особенно характерно для народных религий на уровне повседневности. Сказанное обусловливает разнородность, многообразие и своеобразие духовных традиций народов Евразии. В то же время духовные культуры этих народов содержат и возможность соединения этноидентичности с евразийской идентичностью.

Далее рассмотрим социальные характеристики Евразийского региона.

Демографические факторы формирования Евразийского региона связаны, прежде всего, с существующим демографическим дисбалансом между странами бывшего СССР. Для России, Украины и Беларуси характерно сокращение численности населения, прежде всего, вследствие отрицательного естественного прироста населения. Уже сейчас это проявляется в нехватке трудовых ресурсов во многих областях производства в этих государствах. К этой же группе стран приближаются Грузия и Молдова, где ситуация усугубляется миграционным оттоком населения. В то же время в республиках Центральной Азии продолжается рост численности населения. Исключение там составляет Казахстан, занимающий уже сейчас промежуточное положение и имеющий тенденцию приближения к российской демографической модели. Еще более контрастна ситуация с возрастной структурой населения. На фоне процесса старения населения в России и Украине государства Центральной Азии отличаются преобладанием молодых возрастов. В настоящее время доля населения в возрасте 0-14 лет в Таджикистане составляет 42%, в Узбекистане – 37%, в Туркменистане – 36%, в Кыргызстане – 35%, в то время как в России и Украине она не достигает и 20%. Прогнозные расчеты показывают, что к 2025 г., при общем снижении удельного веса детей в общей численности населения, в центрально- азиатских государствах он все равно будет составлять не менее 25%, а в Таджикистане – 30%. При этом доля населения в возрасте 65 лет и старше едва достигнет к 2025 г. 5-7%, в то время как в России доля пожилых людей в населении возрастет почти до 20%, что в абсолютном выражении составит почти 26 млн. чел.

Образовательный фактор

Среди мужчин и женщин 100%-ную грамотность имеют страны СНГ, Япония, большин­ство европейских стран. Но даже в Европе уже встречаются исклю­чения: в Португалии 11% неграмотных среди мужчин и 19% среди женщин, в Югославии — 3 и 12, в Испании — 3 и 7, в Греции — 2 и 11, в Италии — 2 и 4% соответственно. Что же касается остального мира, то здесь картина более удручающая. Более 60% неграмотных среди мужчин имеют семь стран. «Рекорд» держит Буркина-Фасо (72%). От 50 до 60% неграмотных — в 11 странах. Перечислим страны, где неграмотных больше половины (50% и более); Буркина-Фасо, Сьерра-Леоне, Бенин, Гвинея, Сомали, Судан, Афганистан, Пакистан и др. В том числе такие многонаселенные мусульманские страны, как Пакистан и Бан­гладеш. В Индии неграмотных среди мужчин старше 15 лет — 38%, в Китае — 16% (в последнем уже не так много, но все же). Среди развивающихся стран лучшие показатели среди мужчин (10% и менее неграмотных) имеют Турция, Перу, Парагвай, Вьетнам, Лаос, Сингапур, Израиль (3%), Республика Корея (1%). Израиль оказался в этом ряду из-за своего арабского населения. Гораздо хуже обстоит дело с грамотностью среди женщин. В развивающемся мире девять стран, где доля неграмотных среди женщин доходит до 80%: Буркина-Фасо («рекорд» — 91%), Сьерра-Леоне, Судан, Гвинея, Афганистан. От 70 до 80% неграмотных женщин имеют 12 стран: Пакистан (79%), Бангладеш, Мали, Бутан, Сенегал, Йемен, (71%). Поражает воображение огромный массив неграмотного женского населения в Пакистане и Бангладеш. В великой Индии — 66%, т.е. 2/3 женского населения 15 лет и старше, неграмотны. Даже в Китае — 38%. 10% и менее неграмотных женщин имеют 12 стран: Таиланд (10%), Израиль (7%), Республика Корея, (7%), Испания, Тринидад и Италия(1%).

Показатели продолжительности жизни

По наиважнейшему демографическому показателю средней про­должительности жизни при рождении со значительным отрывом лидируют развитые страны (71, 2 года у мужчин, 78, 6 — у женщин) при средних показателях для всего мира — 63, 7/67, 8. Впе­реди Западная, Северная и даже Южная Европа (свыше 73 лет у мужчин и 80 — у женщин). Самый высокий уровень имеет Япония (76, 8/82, 9). Нынешняя Россия имеет показатель 61, 5/73, 6. В СНГ относительно высокий возраст жизни сохранился только, на удивление, в Армении (70, 3/76, 3) и Грузии (69, 5/77, 6), если только эти данные для стран, еще недавно охвачен­ных войнами, достоверны. Показатель младенческой смертности также весьма по­казателен, в мире он равен 57 на 1000 родившихся, в развитых стра­нах — 9, в менее развитых — 63, в слаборазвитых — 102. Ценность показателей продолжительности жизни и младенческой смертности связана с тем, что они, пожалуй, наиболее точно (если говорить об отдельных индикаторах) отражают уровень социального развития стран. Общий коэффициент смертности здесь менее под­ходит, поскольку на его уровень сильно влияют не только социальное развитие, но и особенности возрастной структуры. Отметим прежде всего большой разрыв по странам между про­должительностью жизни мужчин и женщин: если в мире в целом он составляет чуть больше 4 лет, то на верхней ступени продолжитель­ности жизни — в Японии — чуть больше 6 лет, а в России — 12 лет.

Ранжированный ряд по продолжительности жизни среди женщин возглавляют (80 лет и больше): Япония, Швеция, Швейцария, Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Греция, Бель­гия, Норвегия, Австрия; замыкают (менее 50 лет): Афга­нистан, Малави; среди мужчин возглавляют (75 лет и больше): Япония, Швеция Греция, Швейцария, Израиль, Испания, Нидерланды, Италия. Притом, что потолок продол­жительности жизни женщин — 82, 9, мужчин — 76, 8 лет (Япония). За­мыкают (менее 50 лет): Афганистан и другие страны. Уровень младенческой смертности самый высокий (свыше 100) все в тех же или почти тех же странах: Афганистан, Йемен. Как уже отмечалось, это самые отсталые, бедные страны. В целом ряде из них имеют место многолетние внутренние распри, перерастающие в вооруженные конфликты. Самый низкий уровень младен­ческой смертности (6 и менее) имеют Гонконг, Швейцария, Нидерланды, Германия, Великобритания, Австрия, Бельгия, Швеция, Финляндия, Сингапур, Япония. Разрыв между нижней (4) и верхней ступенью (154) колоссальный — в 38 раз! На уровне продолжительности жизни сказывается не только уро­вень социального развития, но и успехи в здравоохранении и — осо­бенно — в достижении здорового образа жизни. Наиболее впечатляющие они в Японии, затем идет Сингапур, достигший большого про­гресса с момента достижения независимости (что говорит, кстати, и о большом потенциале китайской нации, частицей которой являются сингапурцы). Далее следуют наиболее известные своим здоровым об­разом жизни Финляндия, Швеция, Швейцария или же достигшие высокого уровня здравоохранения Бельгия, Ав­стрия, Великобритания, Германия, Нидерланды.

 

Перспективы интеграции народов Евразии – через взаимодействие и синтез культур.

Во взаимоотношениях народов Евразии — этносов, субэтносов, суперэтносов (как и во взаимоотношениях народов на других континентах) — прослеживаются три тенденции: 1) нейтральное Яблоков И.Н. 22 касание; 2) кросс культурное взаимовлияние; 3) соперничество и даже единоборство. Кросс культурное сотрудничество объективно включает взаимное освоение опыта культур Запада, Востока, Севера, Юга, а противоборство выражается, в частности, в неприятии как вестернизации, так и остернизации. Этнические контакты происходят в экономической, социальной, политической, духовной, брачно-семейной и других областях. Эти контакты бывают разных видов: пограничные, проникающие, миграционные2. Пограничные реализуются между соседними этносами или в какой-то пограничной смешанной зоне. Проникающие этнические контакты осуществляются в ходе вторжения одного этноса на слабозаселенную территорию другого. Миграционные этнические контакты возникают при перемещении представителей разных этносов как внутри государства, так и между странами

В современных условиях субъектами геополитического взаимодействия все в большей степени становятся не отдельные государства и регионы, а целые крупные культурно-исторические системы - цивилизации, из которых складывается новый многополярный мир. И, вся история Евразии является подтверждением существования закономерности: чередования сменяющих друг друга геополитических форм организации всего евразийского пространства: возникновение единой государственности, то - системы государств. В разное время все пространство евразийского континента собиралось воедино различными этносами, а в последний раз - большевиками. В настоящее время мы являемся непосредственными участниками уникального процесса смены исторических ритмов организации евразийского пространства: разрушения единого государства СССР, создания системы новых независимых государств и намечающихся ощутимые тенденций движения этих евразийских государств к интеграции.

Стало очевидным, что именно современная евразийская концепция может стать тем идейно-теоретическим основанием, которое способствует процессу реинтеграции постсоветского пространства на новой платформе. Начал возрождаться исторический евразийский императив: необходимость интеграции народов, объединенных культурно-историческими, цивилизационными связями; различных народов, имеющих тысячелетний опыт совместного проживания, контактов на различных уровнях.

В большинстве современных исследований, посвященных теме евразийства, понятие Евразия не ограничивается географическими представлениями, а еще включает культурно-историческое взаимодействие проживающих на этом общем пространстве евразийских народов. Взаимодействие –это основной фактор объединяющий разные народы, несмотря на их отличие как конфессионального, так и этнического характера, то есть разность цивилизации. Истина заключается в том, что не только евразийское географическое пространство-реальность, но и многовековое сосуществование народов также является реальностью, что в итоге способствовало синтезу различных культур. Российский ученый Б.С. Ерасов отмечает: «Обращение к природным факторам социального бытия было отнюдь не единственным компонентом в обосновании евразийства. По сути дела, обращение к этим факторам выявило условия формирования культурноисторической общности евразийских народов».2 Рассматривая многовековую историю взаимодействия евразийских культур и народов, ряд экспертов предусматривают, что при наличии благоприятных условий, возможно возникновение новой цивилизации-евразийской, опирающуюся на взаимодействие и синтез Европы и Азии.

Важнейшим условием жизнеспособности евразийской идеи является сдвиг в самосознании людей в сторону понимания ими своей исторически определенной функции в жизни органического целого – Евразии, формирование двойной идентичности: собственно национальной и общеевразийской. В советское время существовала двойная идентичность. Каждый советский человек осознавал себя еще, например, русским, узбеком, эстонцем и т.д. Именно евразийская идентичность может способствовать на социальном и социальнопсихологическом уровнях цементировать единство всех народов Евразии.

Евразийское наднациональное сотрудничество будет прочным и устойчивым только при условии соблюдения баланса интересов всех евразийских народов без исключения, равной ответственности и равноценного экономического социального и другого вклада каждого государства-участника в развитие и функционирование общеевразийского сотрудничества, что обеспечит выживание и дееспособность евразийского сообщества. Разумеется, евразийская идентичность не может возникнуть сама собой. Она формируется постепенно при долгой совместной интеллигенции по осуществлению идеи евразийства, при особой направленности государственной политики, вырабатывающей приоритетную политическую идеологию единой евразийской цивилизации.


 

Список использованной литературы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_России

2. https://geographyofrussia.com/osobennosti-rasseleniya-naseleniya-na-planete/

3. https://www.nado5.ru/e-book/chelovechestvo-mozaika-ras-i-narodov

4. https://oko-planet.su/politik/politiklist/85471-aleksandr-dugin-evraziystvo-i-postmodern.html

5. https://carnegie.ru/publications/? fa=35921

6. https://encyclopaedia.biga.ru/enc/liberal_arts/YAZIKI_MIRA.html

7. https://www.tvoyhram.ru/stati/st21.3.1.html

8. Научное издание. Постсоветское пространство: суверенизация и интеграция: этносоциологические очерк (Тощенко Ж.)

9. Дугин А. (2012) Евразийская идея в качественном пространстве.

10. Либман А. (2012) Исследования региональной интеграции стран СНГ и Центральной Азии: Обзор литературы. Санкт-Петербург: Евразийский банк развития.

11. Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: История, современность, перспективы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип работы гироскопа. | Совершенствование социальной работы с несовершеннолетнимими матерями




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.