Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антикризисный PR на примере авиационной отрасли.

Рассмотрим примеры реализации антикризисных кампаний организациями авиационной отрасли. Для авиакомпаний антикризисный PR имеет особое значение. Связано это с тем, что практически каждая кризисная ситуация для авиакомпании связана с человеческими жертвами, причем в огромных масштабах. Для компании важно как спасти свою репутацию, так и выглядеть в глазах общественности честной, справедливой, сочувствующей горю людей.

Приведем примеры антикризисных PR-кампаний, осуществленных различными западными авиакомпаниями.

Два из четырех самолетов, захваченных террористами 11 сентября 2001 года, принадлежали крупнейшей авиакомпании США United Airlines.

Почти неделю после этого события самолеты авиакомпании не совершали перелетов, в результате чего компания понесла значительные финансовые потери. Первый после перерыва рабочий день не улучшил положения. Пассажиропоток оказался одним из самых низких за весь период деятельности United Airlines. Тогда компания использовала психологический PR-прием – вынудила проявить к ней сочувствие. При любом контакте с клиентами сотрудники United Airlines не упускали возможности упомянуть о гордости за то, что они работают в такой достойной компании, как United Airlines, и рассказать, как их руководство заботится о подчиненных. В это же время на ТВ появились ролики, в которых руководство компании выражало скорбь по случаю гибели своих сотрудников. А на главной странице wеb-сайта United Airlines был размещен текст с обращением президента компании поддержать United Airlines в столь трудную для всей Америки минуту и не отказываться от ее услуг. Одновременно с этим United Airlines рассылала клиентам специальное предложение, обещая дополнительные скидки за каждый новый полет. И многие американцы им воспользовались.

Иногда авиакомпания может столкнуться с фатальным стечением обстоятельств или невезением. Например, авиакомпания Pan Am, чей самолет в начале 1980-х гг. разбился в Новом Орлеане, подозревала, что причиной катастрофы были крайне неблагоприятные погодные условия[1].

 

 

 

 

Компания привлекла к экспертизе независимую метеорологическую службу (обратилась в высшие инстанции). В опубликованных отчетах экспертов говорилось, что причиной катастрофы были экстремальные погодные условия, ставшие обстоятельствами непреодолимой силы. Чтобы следовать этой стратегии, компания может приводить примеры аналогичных случаев, происшедших в ее (или другой) отрасли, или убеждать людей, что при работе некоторые проблемы неизбежны.

Иногда чтобы сохранить свою репутацию компания вынуждена пожертвовать каким-либо из своих ресурсов. Так, например, после падения самолета компании British Midlands Airways на автомагистраль в Великобритании, два выживших пилота были публично уволены (главной причиной катастрофы была признана ошибка пилота)[2].

 

Похожая ситуация произошла с компанией British Airways[3].

В 1993 году компания была признана виновной в нечестной конкуренции против одного из своих соперников – Virgin Airlines. Это привело к преждевременной отставке председателя правления компании лорда Кинга.

Существуют примеры, когда руководитель организации публично берет на себя всю ответственность за кризис и просит дать компании еще один шанс. Такое признание может сопровождаться отставкой руководителя. В случае с авиакомпанией Japan Airlines ее президент Я. Такаги ушел в отставку сразу же после катастрофы одного из самолетов[4].

 

Рассмотрим еще один вариант антикризисной PR кампании на примере российской компании «Сибирь».

 

 

9 июля 2006 года в аэропорту Иркутска потерпел крушение самолет авиакомпании «Сибирь». Самолет выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолета находилось 204 человека (193 пассажира, 8 членов экипажа и 3 человека, которые не были внесены в списки). По данным МЧС России в результате авиакатастрофы погибло 122 человека.

Сразу же после этого на сайте www.avia.ru появилось официальное заявление компании, в котором представители компании «Сибирь» выразили свои глубокие соболезнования родным и близким погибших рейса Москва-Иркутск. Также в пресс-релизе было указано, что «руководство ОАО " Авиакомпания " Сибирь" оказывает и готово впредь оказывать всяческую поддержку и содействие авиационным властям и другим компетентным органам Российской Федерации в расследовании происшествия». Руководители авиакомпании вылетели в день авиакатастрофы в Иркутск вместе с членами правительственной комиссии во главе с министром транспорта И. Левитиным. «Представители авиакомпании работают в оперативных штабах в Иркутске и в Москве»[5].

Можно отметить следующие положительные стороны поведения компании «Сибирь». Компания выпустила пресс-релиз сразу, без промедлений (в отличие, например, от нефтяной компании Exxon ), обеспечила СМИ четкими, честными сведениями в первые моменты. Важно сказать и том, что данная трагедия связана в первую очередь с человеческими жертвами и «отмалчиваться» в таких ситуациях или приводить какие-то рассуждения просто неприемлемо.

Отметим и то, что президент компании вылетел на место трагедии и был открыт для прессы. Компания выразила сочувствие и соболезнования семьям погибших. А это соответствует таким непреложным истинам, как «принципы Тайленола».

После произошедшей трагедии МАКом (Межгосударственный Авиационный Комитет) было проведено расследование, в результате которого была признана ошибка экипажа самолета. В ответ на это компания «Сибирь» выпустила пресс-релиз, в котором официально заявила следующее: «В заявлении представителей комитета не затронуты вопросы, связанные с плохими метеорологическими условиями и состоянием взлетной полосы в момент посадки лайнера. Так же в заявлении МАКа нет ни слова про то, что непосредственной причиной гибели экипажа и большей части пассажиров стала бетонная стена и гаражи, которые находились фактически впритык к взлетно-посадочной полосе»[6].

Ненормальной и неэтичной компания посчитала ситуацию, когда один и тот же орган дает заключение о безопасности эксплуатации объекта, а потом проводит расследование, результаты которого могут привести к выводам, что объект небезопасен. Это так же не может не вызвать недоверия к результатам проведенного расследования.

В официальных пресс-релизах компания «Сибирь» не акцентирует внимания на том, что причиной авиакатастрофы стала ошибка пилотов, а старается указать на то, что существовали и другие причины. Основания для таких заявлений у компании могут быть следующими: постараться убедить общественность в том, что их пилоты компетентны, высокопрофессиональны. Это позволит компании переключить внимание общественности на другое объяснение причин происходящего и тем самым, не «отпугнуть» клиентов.

В рамках проведения антикризисной PR-кампании компания «Сибирь» использовала следующие стратегии (данные антикризисные стратегии были разработаны Грэмом Даулингом (Grahame Dowling), известным австралийским профессором и специалистом-практиком по связям с общественностью):

- «Найти другого виновника». Компания заявила, что самолет был технически исправен, и никаких опасностей для перелета не было. Также компания обратила внимание общественности на то, что причиной катастрофы могли быть погодные условия, бетонная стена и гаражи.

- «Стечение обстоятельств». По заявлению представителей компании на летний период приходится пик пассажирский авиаперевозок. Летом обычно увеличивается количество авиакатастроф. Поэтому то, что произошло с компанией «Сибирь» могло произойти и с любой другой.

- «Не падать духом». Компания «Сибирь» выразила соболезнования и сочувствие членам семей погибших. Таким образом компания воздействовала на аффективный компонент восприятия аудитории. Также компания выплатила семьям погибших денежную компенсацию.

Помимо выплаты компенсаций и выражения соболезнований пострадавшим, компания «Сибирь» использовала еще один способ выхода из кризисной ситуации. По оценкам некоторых экспертов, это смена имиджа, хотя в официальных заявлениях представителей компании такой информации нет.

Кризисы в авиационной отрасли оказывают непосредственное влияние не только на авиакомпании, но и на аэропорты. Рассмотрим пример антикризисной PR кампании международного аэропорта Шереметьево[7].

 

Международный аэропорт Шереметьево – крупнейший аэропорт России, бывший монополист СССР на рынке международных пассажирских авиаперевозок.

После терактов на борту двух российских самолетов Ту-154 и Ту-134 в августе 2004 года аэропорты страны попали в центр пристального внимания общественности. Специально нанятым PR-агентством была разработана антикризисная PR кампания по безопасности. Совместно с пресс-службой аэропорта рабочая группа Агентства провела корректировку общей PR-стратегии Шереметьево, сделав упор на освещении функционирования системы безопасности.

В результате антикризисной PR-кампании по освещению вопросов безопасности Шереметьево в СМИ вышло около 150 публикаций. Их позитивная направленность закрепила имидж Шереметьево как наиболее безопасного аэропорта страны, пользующегося доверием пассажиров. Этот факт подтвержден независимым социологическим исследованием (аналитическое агентство «Бизнес и Маркетинг»), согласно которому наиболее высоко авиапассажиры оценили уровень безопасности в Шереметьево: 38% (Домодедово - 37%, Внуково - 25%).


[1] Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2006. – С. 228.

[2] Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2006. – С. 229.

[3] Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2006. – С. 229.

[4] Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. – СПб.: Питер, 2006. – С. 230

[5] https://www.avia.ru/pr/? action=arh& id=7_2006

[6] www.avia.ru

[7] https://www.insiders.ru/? q=traffic

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде | Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.