Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимодействие учителя и учащихся в процессе работы над проектом






№ этапа Этапы выполнения проекта   Время   Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Поисковый - анализ проблемы, выбор темы и творческого названия проекта   - формулирование тем исследований   -формирование творческих групп 1 урок 20 мин     15 мин     5 мин Мотивирует учащихся; ставит перед ними проблему и организует её обсуждение; объясняет цели проекта; участвует в обсуждении темы и основных вопросов проекта Обсуждают проблему с учителем и сверстниками; формулируют тему и название проекта; выбирают план действий по созданию проекта; объединяются в группы
  Конструкторский - составление плана практической реализации проекта, поиск оптимального решения проблемы     - обсуждение возможных источников информации   - самостоятельная работа групп по обсуждению творческих заданий 1 урок 15 мин     5 мин   20 мин Организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей; высказывает предположения; консультирует учащихся Проводят синтез, анализ и оценку идей; осуществляют поисковую деятельность
3, 4, 5 Технологический - самостоятельная работа групп по выполнению заданий и оформлению результатов 3 урока Косвенно руководит деятельностью учащихся; обеспечивает необходимыми техническими средствами, информационными источниками Осуществляют самостоятельную исследовательскую деятельность; работают с информацией (с текстом романа, критическими статьями и ресурсами Интернет); оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
  Заключительный -презентация проекта, анализ и оценка результатов, рефлексия 2 урока   Организует защиту и обсуждение проекта; участвует в анализе и оценке результатов; аргументировано оценивает работу учащихся над проектом Докладывают о результатах своей работы; представляют готовый продукт проектной деятельности; участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов проекта

 

Технологический этап

Участникам творческой группы, работающим над темой «Один день из жизни Обломова», учитель предложил памятку «Как составлять киносценарий на основе текста художественного произведения».

Поскольку тема и название фильма были уже определены, то особое внимание в начале работы над сценарием учащиеся уделили основной мысли, идее фильма. Удачной находкой для всей группы явилось замечание одного из участников по поводу первого предложения романа. Его удивило слово «лежал»: на улице, в одном из больших домов, человек не жил, а лежал! Сделав вывод, что в характеристике Обломова слова «жить» и «лежать» - контекстуальные синонимы, сформулировали идею фильма: жизнь-лежание делает человека слабым, ленивым, пассивным, ввергает его в состояние сна.

Далее на основе предложенной памятки и с помощью учителя были составлены индивидуальные рабочие планы, определены обязанности каждого участника группы:

Ø «Сценарист»»: по 1-ой части романа составить распорядок дня Обломова; выбрать ключевые сцены.

Ø «Режиссёр»: составить список действующих лиц; кратко охарактеризовать каждого из них.

Ø «Оператор»: «разложить» 1-ую главу романа на картины; определить содержание «общего» и «крупного» плана; отметить наиболее важные детали, на которых следует задержать «взгляд камеры».

Ø «Художники-постановщики»: выделить в 1-ой части романа описания; нарисовать (на уроке – словами, дома – карандашами и красками) иллюстрации, эскизы декораций и костюмов.

В конце урока этой группой было проведено 10-минутное заседание «худсовета», на котором были выслушаны отчёты о проделанной работе и намечены перспективы.

Исследователям «Сна Обломова» учитель помог корректировать их первоначальный план и составить вопросник:

1. Что такое сон? Работа со справочной литературой (толковыми словарями С.И.Ожегова, В.И.Даля).
2. В каких ранее изученных художественных произведениях описываются сны героев? С какой целью писатели обращаются к форме сна? Литературоведческое «толкование» снов в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя.
3. Что открывает нам «Сон Обломова»? Какие функции он выполняет в романе? Какова роль пейзажа в понимании идейного содержания «Сна Обломова»? В чём особенность пространственно-временной организации «Сна Обломова»? Как это можно изобразить графически? Каковы обычаи, духовная жизнь обломовцев? Отметьте «плюсы» и «минусы» жизни в Обломовке. Анализ 9-ой главы романа. Работа с дополнительной литературой.
4. Как интерпретируют «Сон Обломова» разные критики? Чьё мнение вам ближе? Работа с учебником (с.201-202) и дополнительной литературой.
5. Какую роль играет «Сон Обломова» в романе Гончарова? Почему автор назвал эту главу «увертюрой всего романа»? Формулирование вывода исследования.

 

Источники:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

2. Галкина С. Е. Использование технологии проектного обучения на уроках литературы в 10 классе (на примере изучения романа И. А. Гончарова «Обломов») – Ярославль. Электронный доступ: https://www.google.ru/url? sa=t& rct=j& q=& esrc=s& source=web& cd=1& ved=0ahUKEwjUu7Ojx7PJAhVG1SwKHd1PAlkQFggcMAA& url=http%3A%2F%2Fsemb-ros.edu.yar.ru%2Fnash_opit_%2Fmetod_razr.doc& usg=AFQjCNFF-ZNzP9CMpnnBDV2K7Tw64N2z5A& sig2=ME7sA2irQT9dBMSzLo2Kzg& bvm=bv.108194040, d.bGQ

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.