Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






По физиологии с основами анатомии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

 

Для студентов заочного факультета

(дистанционная форма обучения)

 

 

Пермь 2013

 

Методические указания и контрольные работы по физиологии

с основами анатомии для студентов заочного факультета

составлены доц. С.В.Чащиной, доц. И.П.Рудаковой

под редакцией проф. Б.Я. Сыропятова

 

Методические указания и контрольные работы утверждены на Ученом Совете Пермской государственной фармацевтической академии, протокол № от «___» _______________2013 г.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В системе высшего фармацевтического образования физиология с основами анатомии является теоретической базой для последую­щего изучения медицинских и фармацевтических дисциплин.

В курсе ставится задача ознакомить студентов с анатомичес­ким и гистологическим строением систем, органов и тканей чело­веческого тела, подробно изучить физиологические процессы в здоровом организме и их регуляцию. Без этих знаний затруднено или невозможно изучение таких медико-биологических дисциплин, как патология, биохимия, фармакология, фармакотерапия, микроби­ология, гигиена, оказание первой медицинской помощи. Необходимы они также для глубокого понимания дисциплин фармацевтического профиля, осмысленного изготовления и анализа лекарств. В то же время изучение физиологии способствует формированию научного мировоззрения и развитию диалектического мышления студентов.

Объем знаний студентов заочного факультета определяется программой по физиологии с основами анатомии. Настоящие методи­ческие указания пересмотрены с целью совершенствования методо­логии преподавания с учетом замечаний и предложений, высказан­ных смежными и профильными кафедрами в ходе проводимой работы по интеграции учебных программ.

Целью курса является овладение студентами анатомическими и физиологическими знаниями и умениями, обеспечивающими необходи­мый исходный уровень для изучения медико-биологических и фарма­цевтических дисциплин. В результате изучения анатомии и физио­логии студенты должны знать:

анатомическое и гистологическое строение органов и сис­тем организма;

характеристики показателей и констант основных систем организма;

физиологические закономерности взаимодействия всех сис­тем организма, их нервную и гуморальную регуляцию;

сущность наиболее важных методов оценки функционального состояния систем организма;

латинскую анатомо-физиологическую терминологию;

принципы формирования здорового образа жизни и сохране­ния своего здоровья.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Материал, включенный в программу курса физиологии с осно­вами анатомии, изучается студентами самостоятельно, некоторые наиболее сложные вопросы рассматриваются в лекциях и на практи­ческих занятиях.

В соответствии с учебным планом на 1 курсе для студентов заочного факультета читается 1 установочная лекция, ими выпол­няются 2 домашние контрольные работы, а в период учебно-лабора­торной сессии студенты прослушивают 14 часов лекций, посещают 16 часов практических занятий и сдают экзамен.

Материал изучается студентами самостоятельно по рекоменду­емым учебникам, атласам и другим учебным пособиям, в соответс­твии с методическими указаниями, приведенными ниже.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Методика последовательного комплексного изучения анатомии и физиологии отдельных систем организма следующая:

определение роли данной системы в жизнедеятельности ор­ганизма и разбор общей схемы ее строения;

изучение анатомического и гистологического строения ор­ганов данной системы;

подробное изучение функций каждого органа, нервной и гу­моральной регуляции их деятельности.

Самостоятельное изучение предмета следует начать с раздела " Введение" основного учебника (Логинов А.В. Физиология с осно­вами анатомии. - М., 1983), в котором представлены цели и задачи дисциплины, раскрыта их связь с другими предметами и значение для подготовки провизоров. Необходимо внимательно проработать раздел " Общие структурные и физиологические свойства организ­ма", так как здесь рассматриваются вопросы, имеющие значение для понимания сущности процессов, излагаемых в последующих гла­вах (понятие о возбуждении и возбудимости, рефлексе, гумораль­ной и рефлекторной регуляции, саморегуляции, гомеостазе и др.).

Студент должен глубоко разобраться в сущности биоэлектри­ческих процессов живых тканей (мембранный потенциал покоя и по­тенциал действия) как явлений, лежащих в основе процесса воз­буждения и передачи информации.

При изучении раздела " Физиология крови", кроме функций крови, ее состава, роли форменных элементов следует тщательно разобрать механизмы сосудисто-тромбоцитарного и гемокоагуляционного гемостаза, нарисовать схему свертывания крови, указав основные факторы свертывания, так как именно через них действует боль­шинство антикоагулянтов - средств, снижающих свертываемость крови.

" Нервная система" - важный и большой раздел, в котором вначале следует хорошо запомнить топографию и строение отделов центральной нервней системы (ЦНС), иметь четкое представление о рефлексе и его значении, уметь вычертить схему спинно-мозговой рефлекторной дуги и объяснить значение ее элементов, дать схему строения синапса с указанием таких его важнейших элементов, как медиаторы, пресинаптическая и постсинаптическая мембраны, ре­цепторы, и на основании этого объяснить механизм работы возбуж­дающего и тормозного синапса.

" Вегетативная нервная система" должна быть изучена подроб­но и тщательно, так как многие лекарственные вещества влияют на функции органов через различные ее звенья. Здесь особое внима­ние необходимо уделить следующим вопросам, имеющим большое зна­чение для фармакологии:

-Анатомические и физиологические различия между сомати­ческой и вегетативной нервной системами, между симпатическим и парасимпатическим отделами.

-Деление окончаний нервных волокон по медиаторному меха­низму передачи нервных импульсов (адренергические, холинергические).

-Представление о видах распределения в организме рецепторов, чувствительных к действию различных медиаторов и лекарств (адрено- и холинорецепторы).

-Необходимо четко представлять механизмы передачи нервных импульсов в холинергических и адренергических синапсах.

Детальный разбор и твердое усвоение этих вопросов в даль­нейшем позволит легко ориентироваться в механизмах действия лекарственных средств, действующих преимущественно в области окончаний эфферентных нервов, и их фармакологических эффектах.

Знание строения и функции этих, а также других анатомо-физиологических систем (кровообращения, дыхания, выделения, пище­варения, эндокринной, размножения и других) позволит понять сущ­ность развития ряда патологических состояний и даст возможность хорошо ориентироваться в других дисциплинах как медицинского, так и фармацевтического профиля. Сведения по этим вопросам можно получить в учебниках и руководствах, рекомендуемых ниже.

Если во время изучения материала остались неясные вопросы, следует обращаться на кафедру за консультацией (устно, письмен­но, по телефону).

Контрольная работа должна быть выполнена в электронном виде. На каждый вопрос необходимо дать обоснованный ответ. Тестовые задания предполагают множественный выбор, т.е. правильных ответов на вопрос может быть несколько.

В конце работы необходимо привести список литературы, ис­пользованной для написания данной контрольной работы.

На титульном листе контрольной работы студент обязан указать номер шифра, номер варианта контрольной работы, фамилию, имя, отчество и адрес электронной почты, в конце работы поставить дату и личную подпись.

Варианты контрольных работ распределяются по последней цифре шифра:

Вариант 1 - 1, 4, 7, 0

Вариант 2 – 2, 5, 8

Вариант 3 – 3, 6, 9

Например, если студент имеет шифр 12, 265, 58 и т.п., то он должен выполнять 2 вариант обеих контрольных работ.

 

Контрольная работа №1

Вариант 1

Тема: Учение о клетке и тканях. Опорно-двигательный аппа­рат. Гомеостаз.

1. Строение клетки на электронно-микроскопическом уровне. Роль клеточной мембраны и органелл.

2. Понятие ткани. Краткая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

3. Назначение скелета, его отделы. Скелет туло­вища. Суставы позвоночника.

4. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Какие из перечисленных веществ вызовут гемолиз эритроцитов? Назовите виды гемолиза.

- дистиллированная вода;

- раствор нашатырного спирта;

- хлороформ;

- 3% раствор натрия хлорида.

б) Какие функции выполняют различные виды лейкоцитов?

в) В каких стандартных сыворотках произойдет агглютинация, если к ним добавлена кровь III группы? Почему?

г) Дайте характеристику факторов противосвертывающей системы крови.

Тема: Физиология нервов и мышц.

1. Порог раздражения электрическим током у одной мышцы 2в, у другой – 3в. У какой из мышц возбудимость выше?

2. Микроэлектродным методом измеряют потенциал покоя нервной клетки. Что показывает прибор, если микроэлектрод: а) находится на наружной поверхности мембраны; б) проколол мембрану; в) введен в глубь клетки?

3. Свойства и функции поперечно-полосатых мышц. Электронно-микроскопическое строение мышечного волокна (сделать рисунок).

4. Строение нервно-мышечного синапса (сделать рисунок). Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу.

Тема: Нервная система.

1. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) В естественных условиях рефлекс возникает при раздражении рецепторов. Можно ли в эксперименте вызвать рефлекторную реакцию без участия рецепторов?

б) Приведите примеры вегетативных рефлексов.

в) Перечислите свойства нервных центров.

г) Значение принципа обратной связи в координации рефлекторной деятельности.

2. Торможение в ЦНС, его значение, виды. Механизм пресинаптического торможения.

3. Строение и функции спинного мозга. Проводящие пути нервной системы.

4. Выберите правильные ответы.

а) Какую функцию выполняют передние бугры четверохолмия?

1) Координируют процессы жевания и глотания;

2) Регулируют мышечный тонус;

3) Осуществляют ориентировочные слуховые рефлексы;

4) Осуществляют регуляцию дыхания;

5) Осуществляют ориентировочные зрительные рефлексы.

б) С помощью какого медиатора передается возбуждение с пре- на постганглионарные волокна симпатической нервной системы?

1) Гаммааминомасляной кислоты;

2) Ацетилхолина;

3) Глютаминовой кислоты;

4) Глицина;

5) Норадреналина.

 

 

Тема: Сердечно-сосудистая система.

1. Опишите строение и функции клапанов сердца.

2. Где находится и что представляет собой атриовентрикулярный узел? В чем заключается его роль?

3. Какие процессы происходят при повышении давления в дуге аорты?

4. Выберите правильные ответы.

а) При перерезке ЦНС между продолговатым и спинным мозгом давление крови

1) Не изменится;

2) Снизится;

3) Повысится.

б) Какое из указанных веществ вызывает расширение сосудов большинства внутренних органов?

1) Адреналин;

2) Ренин;

3) Вазопрессин;

4) Серотонин;

5) Ацетилхолин.

в) Что является причиной изменения скорости течения крови в разных отделах сосудистой системы?

1) Изменение строения стенки;

2) Изменение давления крови;

3) Изменение величины суммарного просвета сосудов в разных отделах;

4) изменение вязкости крови.

г) Какие процессы, происходящие в сердце, можно изучать с помощью электрокардиографии?

1) Силу сокращений сердечной мышцы;

2) Возникновение и распространение возбуждение в сердце;

3) Движение крови в полостях сердца;

4) Работу клапанов сердца.

 

 

Контрольная работа №1

Вариант 2

Тема: Учение о клетке и тканях. Опорно-двигательный аппа­рат. Гомеостаз.

1. Строение клетки на электронно-микроскопическом уровне. Роль клеточкой мембраны и органелл.

2. Понятие ткани. Краткая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

3. Назначение скелета, его отделы. Кости и суставы черепа.

4. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Перечислите буферные системы крови. В чем заключается их значение? Рассмотрите механизм работы бикарбонатной буферной системы при ацидозе и алкалозе.

б) Перечислите функции эритроцитов.

в) Почему можно переливать кровь I группы реципиенту со II группой крови, а наоборот нельзя?

г) Какое значение имеют адгезия и агрегация тромбоцитов?

Тема: Физиология нервов и мышц.

1.При нанесении сильного раздражения мышца не сокращается. О чем это говорит?

2. Если бы клеточная мембрана была абсолютно непроницаема для ионов, как бы изменилась величина потенциала покоя?

3.Электронно-микроскопическое строение мышечного волокна и механизм его сокращения. Выполнить рисунок строения попереч­нополосатого мышечного волокна.

4.Строение и роль синапсов, медиаторы. Механизм передачи возбуждения через синапс. Изобразить схему строения синапса.

Тема: Нервная система.

1. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Можно ли считать рефлекторной реакцию, вызванную воздействием электрического тока или химического вещества непосредственно на спинной или головной мозг?

б) Какие функции выполняют рецепторы рефлекторной дуги? Назовите виды рецепторов.

в) Что понимают под тонусом нервного центра? Его значение.

г) В каких участках рефлекторной дуги происходит задержка проведения возбуждения? Почему?

2. Торможение в ЦНС, его значение, виды. Механизм постсинаптического торможения.

3. Отделы ствола мозга. Центры продолговатого и среднего мозга, их роль.

4. Выберите правильные ответы.

а) Какова роль красных ядер среднего мозга?

1) Принимают участие в регуляции мышечного тонуса;

2) Координируют процессы жевания и глотания;

3) Осуществляют ориентировочные слуховые рефлексы;

4) Осуществляют ориентировочные зрительные рефлексы.

б) Какой медиатор выделяется симпатическими преганглионарными окончаниями?

1) Моноаминоксидаза;

2) Серотонин;

3) Гистамин;

4) Норадреналин;

5) Ацетилхолин.

 

Тема: Сердечно-сосудистая система.

1.Рассчитайте продолжительность сердечного цикла при частоте сокращений сердца 75 в минуту.

2.Какое давление создается в полостях сердца во время его деятельности?

3.Какие изменения в работе сердечно-сосудистой системы произойдут при понижении давления в сонных артериях?

4.Выберите правильные ответы.

а) В каком отделе проводящей системы сердца возникает возбуждение?

1) в синусовом узле;

2) в атриовентрикулярном узле;

3) в волокнах Пуркинье.

б) Как изменится сила сердечных сокращений при введении в кровь солей калия?

1) не изменится;

2) увеличится;

3)уменьшится.

в) Почему предсердия и желудочки сокращаются последовательно?

1) обладают разной автоматией;

2) из-за наличия створчатых клапанов;

3) благодаря уменьшению скорости проведения. возбуждения в атриовентрикулярном узле.

г) Артериальное давление повысится, если произойдет

1) ослабление работы сердца и расширение сосудов;

2) возбуждение центров блуждающих нервов;

3) сужение мелких артерий и артериол.

 

Контрольная работа №1

Вариант 3

Тема: Учение о клетке и тканях. Опорно-двигательный аппа­рат. Гомеостаз.

1. Строение клетки на электронно-микроскопическом уровне. Роль клеточной мембраны и органелл.

2. Понятие ткани. Краткая характеристика эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

3. Назначение скелета, его отделы. Кости и суставы верх­них конечностей.

4. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) К равным объемам цельной крови, плазмы и воды добавляли 0, 01 н раствор едкого калия. В какую пробирку нужно добавить больше всего реактива, чтобы вызвать изменение рН? Почему?

б) Перечислите соединения гемоглобина. Почему образование соединения гемоглобина с угарным газом опасно для жизни? Объясните механизм.

в) Что такое резус-фактор? При каких условиях образуются антитела к резус-фактору?

г) Свернется ли сыворотка крови, если к ней добавить раствор тромбина? Почему?

 

Тема: Физиология нервов и мышц.

1. Как убедиться, что при раздражении нерва в нем возникает возбуждение?

2. Возбудимость каких волокон – нервных или мышечных – выше и почему?

3. Электронно-микроскопическое строение мышечного волок­на (сделать рисунок), роль ионов кальция в мышечном сокращении.

4. Строение и роль синапсов, медиаторы. Изобразить схему строения синапса. Работа тормозного синапса.

Тема: Нервная система.

1. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Одинаковым по силе воздействием вызывают два двигательных рефлекса. Афферентный и эфферентный пути рефлекторной дуги первого рефлекса в несколько раз длиннее, чем в рефлекторной дуге второго. Но в первом случае время рефлекса короче. С чем это связано?

б) Рассмотрите классификацию рефлексов по биологическому значению.

в) Какие функции выполняют аксон, дендрит и тело нейрона?

г) Что понимают под трансформацией ритма в нервных центрах?

2. Торможение в ЦНС, его значение, виды. Механизм пессимального торможения.

3. Промежуточный мозг, его строение и функции.

4. Выберите правильные ответы.

а) Какую функцию выполняют задние бугры четверохолмия?

1) Координируют процессы жевания и глотания;

2) Регулируют тонус сосудов;

3) Осуществляют ориентировочные слуховые рефлексы;

4) Осуществляют мигательный рефлекс;

5) Осуществляют ориентировочные зрительные рефлексы.

б) Какой медиатор выделяется симпатическими постганглионарными окончаниями?

1) Гаммааминомасляная кислота;

2) Серотонин;

3) Глицин;

4) Норадреналин;

5) Ацетилхолин.

 

 

Тема: Сердечно-сосудистая система.

1.В каких камерах сердца и какими сосудами начинаются большой и малый круги кровообращения?

2.Объясните механизм возникновения и значение атриовентрикулярной задержки.

3.Если бы стенки аорты полностью утратили эластичность, как изменились бы параметры гемодинамики?

4. Выберите правильные ответы.

а) В каком отделе проводящей системы сердца скорость проведения возбуждения наименьшая?

1) в синусном узле;

2) в атриовентрикулярном узле;

3) в пучке Гиса.

б) Как изменится деятельность сердца при введении ацетилхолина в кровь?

1) увеличится частота сердечных сокращений;

2) увеличится сила сокращений;

3) уменьшится сила сокращений.

в) Какие нервы вызывают усиление работы сердца?

1) блуждающие;

2) афферентные;

3) симпатические.

г) В каком отделе кровеносного русла регистрируется наименьшая величина кровяного давления?

1) в капиллярах;

2) в полых венах;

3) в аорте;

4) в венулах.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

Тема: Железы внутренней секреции. Размножение.

1. Железы внутренней секреции. Значение и общие свойства гормонов.

2. Выберите правильные ответы.

а) Какой гормон островкового аппарата поджелудочной железы способствует накоплению гликогена в мышцах и печени?

1) инсулин;

2) липокаин;

3) глюкагон.

б) Какие изменения происходят в организме при гипофункции щитовидной железы?

1) повышение обмена веществ;

2) понижение обмена веществ;

3) повышение содержания сахара в крови;

4) уменьшение концентрации натрия в крови.

в) При удалении каких желез внутренней секреции снижается содержание кальция в крови?

1) щитовидная железа;

2) надпочечники;

3) поджелудочная железа;

4) паращитовидные железы;

5) гипофиз.

г) Как влияет инсулин на проницаемость клеточных мембран для глюкозы?

1) повышает;

2) снижает;

3) не влияет.

3. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Какие гормоны суживают большинство кровеносных сосудов и где они вырабатываются?

б) В крови увеличилось содержание ионов натрия. Как изменится выработка альдостерона?

в) Какова физиологичекая роль прогестерона? Где он вырабатывается?

г) Что такое овуляция? Где происходит этот процесс и в какой день цикла?

4. Гипофиз. Гормоны передней доли гипофиза, их биологи­ческое значение.

Тема: Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция.

1. Назовите отделы полости рта. Какие процессы происходят в этом отделе пищеварительной системы?

2. Выберите правильные ответы.

а) Куда открывается проток поджелудочной железы?

1) в пищевод;

2) в желудок;

3) в ободочную кишку;

4) в двенадцатиперстную кишку;

5) в тощую кишку.

б) Какова роль соляной кислоты в пищеварении?

1) активирует липазу желудочного сока;

2) активирует трипсин;

3) усиливает желчеобразование;

4) активирует пепсин.

в) Из какого отдела всасываются в кровь вещества, регулирующие третью фазу желудочной секреции?

1) из полости рта;

2) из области дна желудка;

3) из пилорического отдела желудка;

4) из тонкого кишечника.

г) Какой фактор является основным стимулятором образования секретина в тонком кишечнике?

1) влияние соляной кислоты;

2) влияние энтерокиназы;

3) температурное раздражение слизистой оболочки;

4) механическое раздражение полости кишки.

3. Биологическая роль белков, их превращения в организме, азотистый баланс, регуляция белкового обмена.

4. Химическая и физическая терморегуляция.

Тема: Строение и функции органов дыхания. Выделение.

1. Вентиляция легких. Биомеханика вдоха и выдоха.

2. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Как осуществляется перенос кислорода? Сколько кислорода содержится в 100 мл крови?

б) Рассчитайте парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе, если давление воздуха 765 мм рт ст.

в) Что такое гиперкапния и как она влияет на дыхание?

г) Какие факторы определяют направление и скорость газообмена в легких?

3. Строение дыхательного центра.

4. Механизм образования мочи.

Тема: Высшая нервная деятельность. Органы чувств. Анали­заторы.

1.Основные зоны коры больших полушарий.

2. Понятие об анализаторах. Строение и функции обонятельного анализатора.

3. Значение и физиология сна, роль ретикулярной формации.

4. Строение и функции кожного анализатора. Восприятие боли.

Контрольная работа №2

Вариант 2

Т ема: Железы внутренней секреции. Размножение.

1. Механизм действия гормонов на клеточном уровне.

2. Выберите правильные ответы.

а) Для синтеза каких гормонов необходим йод?

1) инсулин;

2) АКТГ;

3) тироксин;

4) адреналин.

б) Как изменяется функция околощитовидных желез при снижении уровня кальция в крови?

1) усиление секреции;

2) уменьшение секреции;

3) не изменяется.

в) На какие функции организма оказывают влияние минералокортикоиды?

1) белковый обмен;

2) жировой обмен;

3) углеводный обмен;

4) общий обмен;

5) обмен натрия.

г) Где вырабатывается гормон глюкагон?

1) щитовидная железа;

2) надпочечники;

3) поджелудочная железа;

4) паращитовидные железы;

5) гипофиз.

3. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Как изменяется секреция тиреотропного гормона при повышении содержания в крови тироксина?

б) Выработка какого гормона уменьшается при снижении концентрации глюкозы в крови?

в) Назовите женские половые гормоны. В чем заключается их физиологическое значение?

г) Какими железами вырабатываются андростерон и тестостерон?

4. Гипофиз. Гормоны передней и задней долей гипофиза, регуляция их выработки.

Тема: Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Терморегуляция.

1. Перечислите отделы толстого кишечника. Какие функции выполняет толстый кишечник?

2. Выберите правильные ответы.

а) Ферменты какой группы присутствуют в слюне?

1) протеазы;

2) карбогидразы;

3) липазы.

б) Роль желчи в пищеварении

1) эмульгирует жиры в желудке;

2) способствует всасыванию жиров;

3) способствует всасыванию белков;

4) обеспечивает переход пищи из желудка.

в) Какие ферменты находятся в панкреатическом соке?

1) секретин;

2) энтерокиназа;

3) нуклеаза;

4) пепсин;

5) трипсиноген.

г) Какой сосуд находится в центре дольки печени?

1) центральный лимфатический проток;

2) центральная артерия;

3) центральный желчный проток;

4) центральная вена.

3. Значение жиров и углеводов, их превращения в организ­ме. Регуляция жирового и углеводного обмена.

4. Общее представление об обмене энергии. Основной обмен, общий обмен, рабочая при­бавка.

Тема: Строение и функции органов дыхания. Выделение.

1. Механизм газообмена между альвеолярным воздухом и кровью.

2. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Почему снижается давление воздуха в легких при вдохе?

б) Какое значение имеет фермент карбоангидраза?

в) Определите минутный объем дыхания при глубине дыхания 1000 мл и частоте 15.

г) Что такое гипокапния? Как она влияет на дыхание?

3. Центральные и периферические хеморецепторы, их роль в регуляции дыхания.

4. Регуляция мочеобразования, роль адреналина, альдостерона, антидиуретического гормона.

Тема: Высшая нервная деятельность. Органы чувств. Анализаторы.

1.Основные зоны коры больших полушарий.

2.Понятие об анализаторах. Строение и функции вкусового анализатора.

3. Система кожной чувствительности. Восприятие боли.

4. Значение и физиология сна, роль ретикулярной формации.

Контрольная работа №2

Вариант 3

Тема: Железы внутренней секреции. Размножение.

Общее представление о железах внутренней секреции. Виды гормонов, их биологическое значение.

2. Выберите правильные ответы.

а) Что происходит при введении в кровь тироксина?

1) снижение обмена веществ;

2) уменьшение потребления кислорода;

3) усиление обмена веществ.

б) Введение в кровь каких гормонов приводит к гипергликемии?

1) инсулин;

2) глюкагон;

3) прогестерон;

4) окситоцин.

в) Какой гомон снижает содержание кальция в крови?

1) тироксин;

2) паратгормон;

3) тиреокальцитонин;

4) вазопрессин.

г) Где вырабатывается гидрокортизон?

1) передняя доля гипофиза;

2) кора надпочечников;

3) поджелудочная железа;

4) паращитовидные железы;

5) мозговой слой надпочечников.

3.Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Выработка какого гормона увеличивается при снижении содержания в крови тироксина?

б) Где вырабатываются окситоцин и антидиуретический гормон?

в) Назовите мужские половые гормоны. В чем заключается их физиологическое значение?

г) Какой гормон продуцируется желтым телом яичника?

4. Гипоталамо-гипофизарная система и ее роль в регуляции деятельности периферических желез внутренней секреции.

Тема: Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Термо­регуляция.

1. Строение дольки печени. Функции печени.

2. Выберите правильные ответы.

а) От присутствия каких веществ зависит вязкость слюны?

1) муцина;

2) мальтазы;

3) амилазы;

4) воды;

5) лизоцима.

б) Какие вещества регулируют переход пищи из желудка в кишечник?

1) энтерогастрон;

2) желчь;

3) гастрин;

4) соляная кислота.

в) Какие гормоны пищеварительного тракта возбуждают желудочную секрецию?

1) энтерогастрин;

2) холецистокинин;

3) гастрон;

4) секретин.

г) Какие факторы обеспечивают всасывание нерастворимых жирных кислот?

1) липаза поджелудочного сока;

2) липаза желудочного сока;

3) соляная кислота желудочного сока;

4) желчные кислоты.

3. Значение воды и минеральных солей. Регуляция водно-со­левого обмена.

4. Рефлекторные и гуморальные механизмы терморегуляции.

Тема: Строение и функции органов дыхания. Выделение.

1. Механизмы транспорта кислорода и углекислого газа кровью.

2. Дать обоснованные ответы на вопросы:

а) Что является причиной выхода воздуха из легких при выдохе?

б) Что такое жизненная емкость легких?

в) Что такое гипоксия и гипоксемия?

г) Минутный объем дыхания 11200 мл, частота дыхания -16. Определите глубину дыхания.

3. Регуляция смены вдоха и выдоха. Значение механорецепторов.

4. Мочевыводящие пути. Регуляция деятельности мочевого пузыря.

Тема: Высшая нервная деятельность. Органы чувств. Анализаторы.

1. Основные зоны коры головного мозга.

2. Строение органа слуха. Передача и восприятие звуковых колебаний.

3. Система кожной чувствительности. Восприятие боли.

4. Значение и физиология сна. Роль ретикулярной формации.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Логинов А.В. Физиология с основами анатомии.-М., 1983.

2. Физиология и основы анатомии. / Под ред. А.В.Котова, Т.Н. Лосевой. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2011.

3. Физиология человека./ Под ред. Г.И.Косицкого.-М., 1985.

4. Основы физиологии человека. /Под ред. Б.И.Ткаченко.-М., 1998.

5. Физиология человека. /Под ред.В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М., 2001.

6. Физиология человека. Compendium. /Под ред. Б.И.Ткаченко и В.Ф.Пятина. -Самара, 2002.

7. Румянцева М.Ф. и соавт. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека. -М. 1986.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этап 5. Составление отчета об оценке. | Теория любви




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.