Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные изменения активного внимания






Концентрированность и продолжительность активного внимания зависит от возраста школьников. Чем младше ребенок, тем слабее у него процессы торможения и тем легче распространяется возбуждение по большим полушариям.

Продолжительность активного внимания у школьников 7-8 лет составляет 15 минут: 9-10 лет – 20 минут, 11-12 лет – 25 минут, 13-14 лет – 30 минут, 15-16 лет – 40 минут, у взрослых – 55-60 минут. Если умственная работа продолжается больше времени активного внимания, то сначала ослабевает индуцированное торможение («растормаживаются тормоза»), что приводит к появлению двигательного беспокойства у школьников и снижению точности умственной работы, а затем снижается возбудимость в творческом отделе больших полушарий, что ведет к замедлению скорости выработки новых условных рефлексов, т.е. к снижению скорости умственной работы. Следовательно, в течение урока необходимо несколько раз менять виды умственной работы, чтобы их продолжительность не превышала времени активного внимания школьников данного возраста.

Чем концентрированнее активное внимание, тем быстрее и точнее выполняется умственная работа. О концентрации активного внимания можно судить по времени, затраченному на отыскание чисел в таблице. Так, при нахождении чисел от 1 до 25 в таблице (в которой числа расположены в случайном порядке) за 30-45 сек. концентрация активного внимания считается хорошей, за 45-60 сек. – удовлетворительной и свыше 1 мин. – неудовлетворительной.

Оборудование: 4 таблицы размером 40Х40 см с числами от 1 до 25 (их нужно изготовить по образцу таблиц 1, 2, 3, 4), секундомер или часы с секундной стрелкой, указка. Работа проводится со школьниками в возрасте 7-8, 11-12 и 15-16 лет (необходимо взять по три человека каждой возрастной группы).

Ход работы:

1. Обследуемому сообщают, что ему будут показаны таблицы (в это время на 1-2 сек. демонстрируют их), в которых он должен по порядку показать указкой цифры от 1 до 25. При этом каждую показываемую цифру он должен громко называть. Объясните, что обследуемый должен сделать это как можно быстрее.

2. После проверки (правильно ли понял задание испытуемый) начинают опыт. На расстоянии 70 – 100 см от глаз обследуемого покажите таблицу 1 и дайте команду «Начали!». Одновременно с этим пускают секундомер или замечают время по часам с секундной стрелкой.

3. Необходимо все время следить за правильностью показа чисел.

4. Если обследуемый ошибается, то попросите его снова найти нужную цифру.

5. Если испытуемый заявляет, что какого-либо числа нет, то экспериментатор говорит, что все числа есть.

6. Когда будет показано число 25, секундомер останавливают и записывают время, затраченное на просмотр таблицы 1.

7. Затем обследуемому предложите таблицу 2. При этом скажите: «Еще одна таблица. Задача та же». Затем демонстрируют таблицы 3 и 4.

8. Вычислите среднее время, затраченное на просмотр одной таблицы. Для этого нужно сложить полученные данные и разделить сумму на 4.

Аналогично обследуют всех остальных школьников и вычисляют среднее возрастное время для школьников трех возрастных групп (7-8, 11-12, 15-16 лет).

Оформление работы: в протокол запишите среднее индивидуальное время, затраченное на просмотр одной таблицы для каждого из 9 школьников, среднее возрастное время для учащихся 7-8, 11-12 и 15-16 лет. Начертите график, на котором по вертикали покажите среднее возрастное время, а по горизонтали – возраст учащихся. Сделайте вывод о возрастных изменениях активного внимания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.