Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические предшественники первых кооперативов. Большая артель декабристов






 

В России, как и в зарубежных странах, издавна существо­вали докооперативные, предкооперативные формы объедине­ния, взаимодействия и взаимопомощи людей. К таким формам в нашей стране относились прежде всего крестьянские общины, различные бытовые артели, складчина, взаимопомощь и т. д.

Русская община, называемая миром, объединяла в каж­дом селе местных крестьян, ведущих частное, индивидуальное хозяйство. Община руководствовалась принципом семьи, где справедливым " отцом" было общее собрание, сход крестьян; любое решение на нем принималось единогласно; ни один член общины не мог быть исключен из него. Община выполняла ряд функций: хозяйственную (например, регулярное перераспре­деление пашни между домохозяйствами), фискальную (сбор подати), административную (рассмотрение споров, набор рек­рутов), социальную (вспомоществование сиротам, вдовам) и даже воспитательную (соблюдение населением нравственных норм). Некоторые общины имели " завет" (устав).

При выполнении отдельных работ (например, при стро­ительстве дорог, мостов) община могла делиться на артели. Исследователь Николай Калачёв (1819-1885) утверждал, что следы артельных начал на Руси ведут в глубокую древность, к XI-XII векам, хотя само слово " артель" вошло в употребление несколько позже. Артели создавались на устном или письмен­ном договоре и лишь впоследствии на уставе. В самобытную ар­тель объединялись несколько лиц, соединяющихся своим капи­талом и трудами или только трудами, для какой-либо работы, промысла, предприятия. В артелях существовала круговая по­рука: артельщики отвечали друг за друга. Были артели ярыж­ных (схожие с артелями бурлаков), каменщиков, скоморохов, нищих, разбойников, ломщиков соли, старателей, смолокуров и др. Потом появились биржевые, торговые и харчевые артели, в артели объединялись арестанты в местах заключения и сол­даты в полках. Создавались также офицерские артели1.

Складчина как проявление артельного начала применялась для совместного промысла и предпринимательства, покупки потребительских товаров или устройства общего празднества.

Традиционная взаимопомощь (по-другому - помочь) ши­роко практиковалась в сельских работах, когда крестьяне всем миром помогали кому-либо заготовить сено, построить дом, со­орудить колодец и т. д.

Общины и артели, не будучи кооперативами в строгом смысле, имели ряд общих черт с классическими кооператива­ми: самодеятельность, самоуправление, равенство прав учас­тников, элементы социальности, коллективизма и др. Вместе с тем в общинах и артелях было больше элементов случайности, неорганизованности, а зачатки кооперации в них существовали в неразвитой, зародышевой форме. Что касается членства, то в консервативной общине оно было принудительным, а в бы­товые артели люди вступали добровольно. Будучи мало разви­той формой кооперативного товарищества, отдельные артели (например, в тюленьем, рыбном промыслах) приносили выгоду и состоятельным людям, предоставляющим свои орудия труда (лодку, сети), хотя в большинстве своем (особенно трудовые ар­тели) были полезны малоимущим, простым труженикам.

Общины и артели, исчерпав свои функции, впоследствии постепенно сошли с исторической арены. Кооперация, наоборот, начала развиваться по восходящей линии. Но между старыми социальными институтами и новейшими кооперативными обще­ствами все-таки существовала некоторая преемственность. Бу­дущее произрастает из прошлого. Как писал Пушкин: " И ста­рым бредит новизна".

Докапиталистическая предыстория кооперации нашей стра­ны связана с именами декабристов, которые заявили о себе как некое духовное сообщество, выступили против своих сословных интересов и " действовали по велению совести" (академик Дмит­рий Лихачев). Люди, выдвинувшие программу установления кон­ституционного строя в России, объединились на сибирской катор­ге в " Большую артель", речь о которой пойдет ниже. Пока отметим лишь, что они вплотную подошли к организации потребительской артели с характерными для кооператива принципами.

В оценке " кооперативности" артели декабристов за пос­леднюю треть века отчетливо выявились две точки зрения.

Сторонники первой (профессор Степан Днепровский2, си­бирский ученый Иван Коряков и др.) полагали, что узникам-декабристам, безусловно, удалось учредить в 1831 г. первое в России подлинное потребительское общество (кооператив). Эту версию ныне официально разделяют органы потребительской кооперации страны. Более того, " Исторический справочник ко­оперативного движения", изданный недавно в США, датирует возникновение кооперативов в России 1825 г. (конечно, ошибоч­но) и " Большую артель" декабристов называет потребитель­ским кооперативом (конечно, не совсем без основания).

Ученые сторонники другой точки зрения (сибирский исто­рик Борис Иванов, московский экономист Александр Соболев и др.) отказывают " Большой артели" в статусе кооператива. Чем это мотивируется? Тем, что артель существовала в специфи­ческих условиях тюрьмы, устав артели не был надлежащим образом зарегистрирован в государственном органе, дореволю­ционные историки кооперации в прошлом что-то не писали об артели декабристов как о кооперативе. Отдельные современные исследователи рассматривают эту артель всего лишь как обыч­ную тюремную артель, традиционно существовавшую в пени­тенциарных учреждениях, только в данном случае созданную " вельможными заключенными", т.е. декабристами, выходцами в основном из элитных слоев российского общества.

Какова же, в двух словах, история " Большой артели", при­влекшей столь пристальное внимание ученых и кооператоров-практиков в стране и теперь уже известной за пределами России? Сосланные в Сибирь на каторгу после неудавшегося восста­ния 14 декабря 1825 г. декабристы создали в читинском остроге артельное хозяйство с общественным питанием и огородами. Артель представляла собой добровольную организацию, ру­ководитель которой избирался декабристами. Сначала руково­дителем (хозяином) артели был по выбору декабрист, бывший полковник Иван Повало-Швейковский (1787-1845), тот, кто в далеком 1814 г. со своим батальоном первым вступил в Париж. Через год его сменил декабрист, бывший поручик барон Анд­рей Розен (1800-1884), человек умный, порядочный, смелый и предприимчивый. Он потом вспоминал, что декабристы-соуз­ники " решительно все делили между собой: и горе, и копейку". Третьим хозяином артели стал декабрист Павел Бобрищев-Пушкин (1802-1865), одновременно математик, поэт, столяр и портной-самоучка. В Чите артель еще не имела устава и в тече­ние трех лет действовала на основе договора.

В 1830 г. декабристы были переведены из Читы в Петровс­кий Завод (ныне г. Петровск-Забайкальский Читинской области). Здесь они приняли устав артели, разработанный комиссией в составе девяти декабристов. Составление устава было разре­шено царским генералом — комендантом острога Станиславом Лепарским (1754-1837). Организация получила привычное в русском народе название артели, а позднее стала именоваться " Большой артелью". Терминов " общество потребителей" и " ко­оператив" в России еще не существовало. В 1832 г. декабристы создали " Малую артель", представлявшую собой общество вза­имопомощи с функциями ссудно-заемного товарищества.

Устав " Большой артели" был принят декабристами без го­лосования 2 марта 1831 г. Он состоял из 13 разделов, 106 па­раграфов. Полный текст устава впервые опубликован в " За­писках" 1 декабриста Николая Басаргина (1799-1861), который одно время был избран хозяином (руководителем) этой артели.

Каковы основные положения этого обширного документа, составленного еще до выработки рочдейлских принципов?

Во-первых, цель артели декабристов заключалась в удов­летворении личных потребностей ее участников. Для дости­жения поставленной цели создавалась годовая общественная сумма, которая складывалась из взносов-авансов членов арте­ли, стоимости пайка мукой и денежного довольствия от казны. Артель не преследовала цели получения прибыли.

Во-вторых, артель строила свою деятельность на началах самоуправления. Важным органом артели была выборная посто­янная комиссия (управление), состоявшая из хозяина (предсе­дателя), закупщика товаров и бухгалтера-казначея. Избирался также огородник. Несение этих общественных должностей было обязательным.

В-третьих, обеспечивались демократические выборы в органы управления и контроля путем тайного (закрытого) голосования. Членство в артели было добровольным, и каждый ее участник имел право одного голоса.

Самыми активными выборными руководителями " Боль­шой артели" были декабристы Николай Басаргин, Дмитрий Завалишин, Иван Горбачевский, Александр Поджио, Иван Пу­щин, Александр Сутгоф, Иван Якушкин.

В-четвертых, средством достижения цели артели явля­лась ее экономическая деятельность.

Для удовлетворения нужд и потребностей своих 70 учас­тников " Большая артель" вела многогранное хозяйство. Она занималась общественным питанием (в форме совместного до­вольствия) и розничной торговлей, имела огороды по соседству с тюрьмой, откармливала закупленный гуртом для забоя скот, сбывала излишки овощей со своего огорода местным жителям. Декабристы организовали бытовые мастерские (портновскую, обувную, переплетную), открыли аптеку, парикмахерскую, прачечную и баню. Скромная по объему торговая деятельность охватывала частично и прибывших в Сибирь вслед за мужья­ми жен декабристов с детьми и прислугой, которые проживали вне острога.

Выборные лица артели аккуратно вели в книгах утверж­денной формы бухгалтерский учет движения денежных сумм по системе двойной записи. Устав артели свидетельствует о подлинной гласности в ее работе, о том, что бухгалтерские кни­ги были доступны каждому участнику для наведения какой-либо справки.

" Большая артель" просуществовала до 1836г. Она самоликвидировалась в связи с тем, что к тому времени большинс­тво узников, отбыв назначенные им сроки каторги, покинули тюремные камеры и отправились на поселение. Образован­ные люди своего времени, декабристы были знакомы с запад­ноевропейской литературой, с трудами социалистов-утопис­тов. Не исключая возможности влияния на декабристов идей утопического социализма, необходимо, однако, отметить, что самобытные артели они создавали сугубо на практической основе.

" Большую артель" нельзя рассматривать как рядовую тюремную артель, и, конечно, очевидно, что она — не обыч­ный " общак" заключенных. По форме артель декабристов была близка к кооперативу, по существу же являлась видом взаимопомощи. Не случайно, что вышедшая в 1999 г. первая книга многотомного фундаментального труда " Кооперация. Страницы истории", издаваемого Институтом экономики Российской академии наук, открывается специальной стать­ей и обширной подборкой документов и материалов, харак­теризующих артельную деятельность декабристов. Редактор этого труда профессор Надежда Фигуровская организацию " Большой артели" назвала " выдающимся историческим фактом".

Итак, возникновение первых кооперативов в России было предвосхищено наличием традиционных полукооперативных форм объединения и взаимопомощи. " Большая артель" яви­лась одной из переходных форм к образованию различных ко­оперативов. До начала массового кооперативного движения в России оставалось еще несколько десятилетий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.