Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Ломоносова.






Эпоху Ломоносова историки называли эпохой императрицы Елизаветы Петровны, оттесненной сознательно Екатериной II и объявленной, ясно кем, Великой, хотя она лишь следовала по стопам Петра I и его дочери.

Эпоха Ломоносова - это время зарождения русского литературного языка на основе московского наречия, новой русской литературы, что сродни эпохе Данте и Петрарки в Италии, когда складывался литературный язык на основе тосканского наречия, с зарождением новой итальянской литературы на народном, итальянском языке, который был чисто разговорным до тех пор, до эпохи Возрождения в Италии, как и русский язык на Руси. Ситуация сугубо ренессансная как в Италии, так и в России.

Эпоха Ломоносова – это время развития высшего образования, с открытием Московского университета и Академии художеств.



Эпоха Ломоносова – это время зарождения русской науки, как в странах Европы в течение двух-трех столетий – от Данте и Петрарки до Николая Кузанского и Коперника.

Эпоха императрицы Елизаветы Петровны и Ломоносова – это барокко, что идет от Петра I и Доменико Трезини, основателей и строителей Санкт-Петербурга.

А что такое барокко, чем завершилась эпоха Возрождения в Италии? По мысли итальянских исследователей, барокко – культурная революция католицизма, исполненное смятенья и мистицизма на закате эпохи Возрождения. Барокко – это мироощущение эпохи, миросозерцание и образ жизни, что мы наблюдаем и в России с началом преобразований Петра Великого, только без смятенья и мистики, а праздничное, пышное, поскольку эпоха Возрождения в России только началась, она шла по восходящей линии.

С восшествием на престол Екатерины II в архитектуре от барокко, пышного, праздничного, повернули к классицизму, но в мироощущении и образе жизни двора и знати по-прежнему преобладало барокко, что выразилось в полной мере в лирике Державина.

Барокко и классицизм – это две ипостаси классического стиля, вызревшего в полной мере, до высокой классики, только в Италии и в России. В созданиях Рафаэля и Пушкина.

 

Михаил Васильевич Ломоносов - не просто один из замечательных представителей русской культуры. Ещё при жизни М.В. Ломоносова образ его засиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и даже неспособности русских к науке. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой. Он был естествоиспытателем, философом, поэтом, основоположником русского литературного языка, историком, географом, политическим деятелем. Михаил Васильевич, как никто другой, доказывал единство всех проявлений человеческого духа, искусства и науки, абстрактной мысли и конкретной техники.

Ломоносова привлекала преобразовательная деятельность Петра, он видит в нем прежде всего энергичного реформатора, осуществляющего те изменения, необходимость которых давно назрела. Петр - «Россов Обновитель». Ему удалось положить конец феодальным раздорам, ослаблявшим Россию в период влиятельного боярского правления. Враги России убедились, что при нем уже «не местничество здесь», а сплоченное государство. С энтузиазмом поддерживал Ломоносов меры, принятые для быстрого роста в стране заводского, мануфактурного производства, внутренней и внешней торговли. Эти меры не только усиливали Россию, поднимали ее престиж среди европейских держав, они вносили существенные изменения в социальные устои страны. Полное сочувствие Ломоносова вызвала политика Петра I относительно духовенства. Подрыв автономии церкви, ликвидация ее претензий на доминирующее положение в государстве лишали церковь того могущества, которым она обладала в период расцвета феодального строя.

Фигура Петра, в преобразованиях которого подчеркивались прогрессивные черты, приобретала под пером Ломоносова значение идеала, символа, выражающего фактически социальные замыслы и устремления самого Ломоносова.

Реформы петровского времени открывали возможности для развития социальных сил, являющихся носителями иных социальных отношении, идущих на смену феодальным устоям, но они были рассчитаны на укрепление основ дворянской государственности. Тема поддержки дворянства, защиты его прав и привилегий абсолютно чужда Ломоносову. Он выдвигает на первый план те проблемы, которые впрямую связаны с защитой новых социальных сил и, прежде всего, широких народных слоев. Он предлагает свой критерий ценности и полезности любого акта государственной деятельности: «Всякое благодеяние тем больше, чем шире в народах простирается...». Государственный деятель, монарх обязан думать в первую очередь о народе, о тех мерах, которыми можно облегчить его существование.

В оде, написанной по случаю воцарения Екатерины II, выдвинут общий принцип государственного правления, который был адресован не только новой императрице.

«Услышьте, Судии земные и все державные главы...»

Так начинает поэт свое обращение, цель которого -продиктовать основное социальное требование, кратко выраженное в одной фразе: «Народную наблюдайте льготу...»

Основной постулат прогрессивной философской мысли XVIII в.-определяющая роль просвещенного разума. Его полностью разделял Ломоносов, но в самое понятие «просвещенный разум» он вкладывал совершенно определенный смысл - это разум, вооруженный наукой. Тема «просвещение и общество» у него выступает преимущественно как «наука и общество». Повышенный интерес к социальным проблемам науки сохранился в последующей истории русской мысли.

Социальная философия Ломоносова пронизана идеями активной, разумной, преобразовательной человеческой деятельности, но деятельности, изначально направленной на такие ценности, как общее и благо. Его взгляды близки радикальному крылу формирующейся в то время в России просветительской идеологии. Философия Ломоносова устремлена к новым горизонтам, активности и прогрессу, но хорошо развитое историческое сознание позволяло ему не разрывать настоящее с прошлым, воспринимать в единой целостности судьбы народов, мира.

В трудах Ломоносова рассматривались вопросы о значении России, начиная с ранних этапов ее существования, в человеческой истории. В работах Ломоносова подчеркивалась давность и существенность русской истории, которая видоизменяется преобразовательными эпохами, например Петровской, но не прерывается ими. Он считал, что Россия входит в состав европейских государств и неотделима от европейской истории. В XVIII в. не надо было прилагать усилий, чтобы доказать политическое влияние Русского государства на ход международных событий, но Ломоносов убежден, что не меньшая роль принадлежит России в развитии человеческой культуры, особенно в единении Запада и Востока.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.