Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие человека






Развитие человеческого организма - онтогенез (onthogenesis) делится на два периода: внутриутробный и внеутробный, или постнатальный. Внутриутробный период продолжается от момента зачатия до рождения и состоит из двух фаз: эмбриональной (первые 2 мес) и фетальной (3-9 мес). Постнатальный период длится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка - сперматозоид проникает в женскую - яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо - зигота. Она подвергается последовательному клеточному делению - дроблению, при котором образуется множество мелких клеток - бластомеров, формирующих многоклеточную бластулу. Одна часть бластомеров концентрируется во внутреннюю группу - эмбриобласт, расположенный у одного из полюсов клетки, другая - в периферическую - трофобласт, выстилающий поверхность эмбриобласта. Между этими двумя частями клетки создается полость - бластоцель. В целом формируется пузырек - бластоциста.

Из внутренней клеточной массы в дальнейшем формируется тело эмбриона. Трофобласт участвует в создании защитных и трофических оболочек.

Одна часть клеток эмбриобласта обособляется, выходит в бластоцель и начинает быстро делиться, давая начало первичной энтодерме, прилегающей к внутренней поверхности трофобласта. Вторая часть клеток эмбриобласта врастает между первичной энтодермой и трофобластом. Из них в дальнейшем развивается первичная мезодерма. Оставшиеся клетки эмбриобласта образуют эктодерму зародышевого диска.

В следующей стадии эмбрионального развития - стадии гаструляции путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышевого листка, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам (хорион, амнион, аллантоис и желточный мешок). Часть клеток наружного зародышевого листка в дальнейшем смещается в переднюю часть эмбриона. Другая часть клеток этого листка врастает между внутренним и наружным зародышевыми листками и формирует средний зародышевый слой - мезодерму и хорду (рис. 1).

 

В конце гаструляции в зародыше можно видеть осевой комплекс зачатков: нервную пластинку, преобразующуюся затем в нервную трубку, хорду, лежащую под нервной трубкой, и мезодерму справа и слева от них.

Следующая стадия развития - обособление тела зародыша и формирование зачатков органов (рис. 2).

Из эктодермы дифференцируются поверхностная эктодерма - будущая кожа, а также нервная трубка, которая дает начало спинному и головному мозгу. От нервной трубки обособляется часть клеток в виде ганглиозных пластинок, из которых развиваются спинномозговые и некоторые черепные нервы. Дорсальная часть среднего зародышевого листка (мезодерма) расчленяется на части - метамеры, или сомиты. Их число постепенно увеличивается и к концу 6-й недели развития зародыша достигает 39 пар.

Каждый сомит дифференцируется на 3 части: дорсолатеральную - дерматом, идущий на образование соединительной ткани кожи, медиовентральную - склеротом, формирующий хрящи и кости, среднюю - миотом - зачаток скелетных мышц.

Вентральные части среднего зародышевого листка - боковые пластинки, или спланхнотомы, остаются несегментированными. В каждой боковой пластинке появляется полость - целoм (coeloma), которая разделяет пластинку на 2 листка: париетальный - соматическую мезодерму и висцеральный - висцеральную мезодерму. Обе полости в дальнейшем сливаются

Рис. 1. Дробление зиготы и образование зародышевых листков: а - зигота; б, в - дробление зиготы; г - морула: 1 - эмбриобласт; 2 - трофобласт; д - бластоциста: 1 - эмбриобласт; 2 - трофобласт; е - бластоциста: 1 - эмбриобласт; 2 - полость амниона; 3 - бластоцель; 4 - эмбриональная энтодерма; 5 - амниотический эпителий; ж, з, и: 1 - эктодерма; 2 - энтодерма; 3 - мезодерма (по Р. Крстичу, с изменениями)

 

Рис. 2. Тело эмбриона в поперечном разрезе:

1 - нервная трубка; 2 - хорда; 3 - аорта; 4 - склеротом; 5 - миотом; 6 - дерматом; 7 - первичная кишка; 8 - вторичная полость тела (целом)

в общий целом, из которого образуются серозные полости тела: плевральные, перикардиальная и брюшинная. Из обоих листков спланхнотомов мигрируют между перечисленными зародышевыми слоями отростчатые клетки, формирующие в совокупности эмбриональный зачаток - мезенхиму. Мезенхима дает начало кровеносным и лимфатическим сосудам, крови, лимфе, лимфатическим узлам, селезенке, волокнистой соединительной ткани, хрящам, костям, гладкой мускулатуре (рис. 3).

В последней стадии эмбриогенеза начинаются анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

После рождения происходит рост всего тела и его органов. Изменяются пропорции, продолжается дифференцировка тканей. В связи с этим в жизни человека можно выделить ряд возрастных периодов.

В России принята следующая возрастная периодизация: 1-10 дней - новорожденные; 10 дней-1 год - грудной возраст; 1-3 года - раннее детство; 4-7 лет - первое детство; 8-12 лет - второе детство; 13- 16 лет - подростковый возраст; 17-21 год - юношеский возраст; 22- 35 лет - первый зрелый возраст; 36-60 лет - второй зрелый возраст; 61-74 года - пожилой возраст; 75 лет и старше - старческий возраст; более 90 лет - долгожители.

Рис. 3. Зародышевые листки и их производные:

а - зародыш и его поперечный срез; б - органы, образующиеся из зародышевых листков

Вопросы для самоконтроля

1. К какому разделу биологических наук относится анатомия человека?

2. Каковы задачи анатомии как науки и что она изучает?

 

3. С какими морфологическими и другими науками анатомия связана общностью научных интересов?

4. Кто первым начал препарировать трупы для исследований строения человеческого тела?

5. Кого считают реформатором анатомии? Какие труды он написал?

6. Назовите наиболее выдающихся анатомов XVII-XIX вв., перечислите их труды и вклад в развитие анатомии.

7. Какие стадии эмбрионального развития зародыша вы знаете?

8. Что происходит на стадии обособления тела зародыша и формирования зачатков органов?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.