Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренняя политика самодержавия в 1-й 19в






Этот период ознаменован 2мя правлениями -Алкс.1 и Ник.2.В царствовании Александра Iвыделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812—1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).

Пришёл на престол Алесн.1 в результате переворота 12 марта 1801г., после Павла его отца. Вступив на престол, Александр отменил некот. указы отца и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую литературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле.

Алекс.1 поставил задачи улучшения гос. Аппарата, т.к. монархам приходилось считаться с положением в мире(Франц. Революция, просвещение), ему пришлось проводить политику либеральных уступок, преобразований.. Алекс. в 1801 г. собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», получивший название Негласного комитета (1801—1803). В него входили А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей.

В 1801-1811гг.- некот. меры направленных на решение кресть-го вопроса, реорганизацию орган.центр. управления, преобразования просвещения. Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли все недворяне: купцы, мещане, государственные крестьяне, за исключением крепостных крестьян:. 20 февраля 1803 г. указ императора «О вольных хлебопашцах», он предусматривал выкуп целыми селениями или отдельными семействам по обоюдному соглашению с помещиком. До конца царствования было отпущено ок. 47тыс. душ. этот указ был проверкой помещиков к готовности к радикальным переменам. А указы 1808-09гг. запрещали продавать крестьян на ярмарках, давать объявления об их продаже, отмена ссылать по прихоти их в сибирь. В 1804-1805г. проведён 1йэтап аграр. Реыформы в Остезейском крае(Латвия, эстония) «дворохозяева» объявлялись держателями своих земельных наделов и только должны были отбывать владельцу земли барщину или оброк.

С 1802-1811 -министерская реформа, для совершенствования государственной структуры управления. Манифест 8 сентября 1802 г. учредил министерства и 1802г.. специальным указом императора расширялись права Сената. -высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией. Коллегии были заменены министерствами — дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. структура и функции определены в «Общем учреждении ми-министерств» 1811 г., по которому число министерств увеличилось с 8 до 12. Большинство историков сходится во мнении, что это наиболее важное, если не единственно реальное преобразовательное мероприятие, осуществленное Александром в первые годы царствования.

С 1807г. на арену выходит Сперанский. В 1808г. Алексан.1 поручил ему составить план гос. Преобразований. В октябре 1809г. был готов назывался «Введение к уложению гос. Законов.»- в нём: разделение на 3 ветви власти закон., исполнительн., судебную и распростран-сь как на цетраль. И местные органы власти. Выборы в распорядительные и исполнитель. проводились выборно на 4х степеней на уровне волости, уезда. Но высш. Законэ орган –Гос.Дума., и на местах., высш. Судебный орган –Сенат, а объеденял все 3 ветви власти Гос. Совет при императоре. И сенат, министры и члены гос. Совета назначались императором. Но проект отклонён. А был введён в 1января! 810 г. Гос. Совет.-как законосовещательный орган.

Просвещение: В 1803 г. - Положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования положены принципы бессословности учебных заведений (за исключением военных) бесплатности обучения на низших ступенях. Вес учебные заведения разделялись на 4 ступени: одноклассные приходские училища, уездные училища с трехклассным обучением, гимназии и университеты. В 1802—1804 гг. были открыты Виленский, Дерптский, Казанский и Харьковский. В 1804 г. в Петербурге основан Главный Педагогический институт, преобразованный в 1819 г. в университет. В 1811 г. открыт Царскосельский лицей.Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство административных властей и полиции в дела университетов. В 1804 г. был издан «Устав о цензуре» либерального характера. Цензорам рекомендовалось руководствоваться «не быть придирчивым». Авторы и редакторы получали право. обжаловать их действия в Главном правлении училищ, ведавшем и цензурой.

Война с Францией нарушила реформаторские планы Александра I. Второй период царствования Александра I (1815—1825) большинством историков характеризуется как консервативный в сравнении с первым — либеральным. В ноябре 1815г.- включена в Рос. Большая часть Польши, и в этом году там Алекс. Утвердил Конституцию. Согласно ей, король (Алекс.1) осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций сосредоточивалась в сейме. Первая палата сейма — Сенат — назначался царем пожизненно из представителей духовенст­ва и высших должностных лиц. Вторая палата — Посольская — избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Алекс., намекал, что и в Рос. Она будет введена. Разработка конституции в России была поручена Вяземскому, Новосельцеву. Но она не реализована.

В 1816—1819 гг. по поручению императора канцелярия Аракчеева и Министерство финансов втайне подготавливали проекты освобождения всех крепостных крестьян. Аракчеев предлагал освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Проекты одобрены императором но не реализованы. В 1816 г. по инициативе эстляндских дворян Александр подписал указ об освобождении крестьян губернии от крепостной зависимости. Крестьяне получили личную свободу, но лишились права на землю и тем самым оказались в полной зависимости от помещиков., отменено в Курляндии (1817) и Лифляндии (1819). Таким образом, в 1816—1819 гг. на территории Прибалтики отменено крепост.право.

С 1816 г. по 1819гг. организация военных поселений. Осуществлением новвоведения занимался Аракчеев Помимо самообеспечения армии, это был поиск иных форм комплектования армии и решение финанс. Проблем. В избранных деревнях крестьяне обращались в военных поселян, и к ним присылались солдаты кот., должны помогать в с/х работах- Новгородская. Херсонская губ.. Их жизнь регламентировалась армейскими нормами. За минимальные проступки следовали жестокие наказания. Но поселения вызвали бунты. К концу царствования Александра I военными поселенцами стали 375 тыс. государственных крестьян, находившихся под командованием Аракчеева. С 1822г-24г Указом 1822 г. Александр I восстановил право помещиков направлять на поселение в Сибирь крепостных крестьян «за дурные проступки», усилились гонения на печать. Кмсилёв: по его мнению правительство постепенно отказалось от проведения той программы кот. Была заявлена Алек. И его окружением вначале. Вследствие этого правительство и общество разошлось во мнениях(деакабристы). Усилилось недовольство в высших образовательных кругах русского общества. Причиной неудач реформ Ключевский видит в непоследовательности реформ, государь решил создать гражданские учреждения при эт. Не создав «гражданские отношения». Т.е. –причину неудач - существование крепостничества.

Николай1. Вступление на престол императора сопровождалось декабристким восстанием и его жёстким подавлением. Царствование Ник.1 расценивают как «апогей самодержавия». Одной из первоочередных задач Николая I было укрепление аппарата управления и усиление личной власти самодержца. При нем создавалась продуманная система всесторонней государственной опеки над общественной жизнью. Важным инструментом этого явилась «Собственная его императорского величества канцелярия», кот. Стала одним из высших органов государ. Управления. Стала I отделением, обязанности кот. Были подготовка бумаги для императора и следить за их исполнением.. 4 апреля 1826 г. было создано II отделение.- осущес-ло кодификациею законов, а 3 июля —IIIотделение (высшая полиция). В 1828 г., в связи с кончиной императрицы Марии Федоровны (матери Николая I), было образовано IV отделение, которое заменило ее канцелярию, созданную для управления учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Затем Николаем I были созданы два временных отделения: V - в 1835г. для полготовки реформы в государственной деревне и в 1843г.-6 для управления присоединенными к России территориями Кавказа. 3-е отделение- во гл. Бенкендорфом следило за периодической печатью, выявляло фальшивомонетчиков, следила за высокопоставленными особами. При ник.1. вошло в практику создание 2секретные комитеты» для решения особо важных дел и минуя министерства, сенат.

Просвещении и печать –рассматривались как важные средства защиты и распростр. Идей самодержавия. Введена жёсткая цензура. В 1826г. цензурный устав опредёлял жёсткие правила контроля, запрещал пропускать в цензуру произведения в кот. Прямо или косвенно а в 1828г. разработан менее жёсткий устав- по кот. Было запрещено толкование произведения в дурную сторону. мВ 1827г.- указ запретил принимать крепост-х крестьян в гимназии и университеты. В 1728г. –школьный устав кот. Разделял начальное и среднее образование на 3 категории-1. Для детей «низших сословий»(крестьян)-одноклассные приходские училища, 2.для средних сословий(мещан и купцов)-3х классные уездные училища, 3.-для дворян и чиновников-7ми классные гимназии. Устав 1835 г. ограничил автономию университетов -обязанность готовить преподавателей гимназии, усилился надзор за студентами.

При Николае I были созданы преграды расширению этого сословия за счет выходцев из «податных сословий». В 1832 г. были введены звания потомственных почетных граждан (присваивалось детям, чьи родители имели личное дворянство, ученым, художникам, купцам 1-2 гильдии) Почетные граждане освобождались от рекрутской повинности, телесных наказаний, подушной подати. В то же время чин, дававший право на потомственное дворянство, был повышен до штаб-офицерского на военной службе и V класса по Табели о рангах на гражданской (1845 г.). с IX по V класс составили сословие личных дворян, которые не могли владеть крепостными людьми.. В том же 1845 г. был издан указ о единонаследии для владельцев крупных имений, что должно было предотвратить распад латифундий1.

6 дек.1826г. создан секретный комитет для выработки программы преобразований, кот. Подготовил проекты преобразования высшего и местного управления, по упорядочиванию стругтуры гос. Управления и решение «крест-го» вопроса. В 1835 г. образовался комитет специально по вопросу об отмене крепостного права. В 1826—1832 гг была проведена кодификация законов.- был привлечен Сперанкий. Издать Свод действующих законов, и создать новое уложение. В 1828—1830 гг. было издано 45 томов «Полного собрания законов.. Российской империи. Кодификация упорядочила российское законодательство. А в 1839-43гг. проведена денежная реформа Канкриным- ведён кредитный рубль, приравненный к 1руб. серебром. Реформа укрепила финансов. Систему.

Важным вполитике второй четверти XIX в. был крестьянский вопрос. Для обсуждения крестьянского вопроса Николаем I было созвано 9 секретных комитетов: правительство опасалось, что открытое обсуждение этого острого вопроса усилит крестьянские волнения.

В царствование Николая I было издано свыше 100 указов о крестьянах, направленных лишь на некоторое смягчение крепостного права (запрещена продажа крестьян с разбивкой семей (указ 1841 г.), покупка крестьян безземельными дворянами (1843 г.).).Наиболее крупным законодательным актом в отношении помещичьих крестьян стал разработанный Киселевым указ 1842 г. «Об обязанных крестьянах». Согласно указу 1842 г., помещик мог по соглашению с крестьянами (без какого-либо выкупа) предоставить им личную свободу и земельный надел в наследственное владение, за который крестьяне обязаны были платить или выполнять определенные договором повинности. Такие крестьяне стали называться «обязанными». Указ 1847 г. предоставил крестьянам право выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика. В 1848 г. последовал указ, разрешавший всем категориям крестьян приобретать недвижимую собственность. В 1847 г. на Правобережной Украине, а затем в Белоруссии стала проводиться инвентарная реформа, которая фиксировала крестьянские наделы и повинности.- крестьянин мог получить личную свободу и свой наделв пользование, за который былобязан.. Для управления государственной деревней было образовано Министррство государственных имуществ, в губерниях —казённые палаты, в уездах- уездные округа. — уездные округа. Вводилось крестьянское волостное исельское самоуправление, повинности (оброк) переводились с ревизских душ на землю с учетом ее доходности.

Николаевское правительство пыталось разработать собственную идеологию, которая противопоставила бы отечественный путь развития западному, чреватому революционными потрясениями. (Личман). В материалистической литературе (Н. И. Павленко, В. А. Федоров, И. А. Федосов и др.) основные усилия направляются на поиски элементов кризиса и появления предпосылок перехода от феодальной к капиталистической формации. Тюкавкин Ист.Рос., Киселёв «Курс. Истр. Рос. -19век.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.