Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность понятий «дизайн», «дизайнообразование», «дизайнерское мышление».






Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей – проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы – функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн вещи», «дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества.

В настоящее время существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн». Словарь иностранных слов определяет дизайн как [26]: а) художественное конструирование предметов; б) проектирование эстетического облика промышленных изделий.

«Популярной художественной энциклопедии» дается такое определение дизайна: «термин, обозначающий разновидность художественно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [27, с. 167].

Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» «английское слово design означает в одном случае «замышлять, проектировать, кон-струировать», в другом – «замысел, проект, конструкция, чертеж» [31, с. 144].

Исходя из этого, можно определить дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [19, с. 142].

По мнению Г.П. Калининой [10], дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Во всех определениях, по мнению Н.Г. Конышевой [13], отражена:

1) во-первых, активная, преобразующая, творческая сущность «дизайна»; 2) во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку создание гармоничной окружающей среды.

Гармоничной, т.е. комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Все это убеждает нас в том, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало и художественное, эмоционально-эстетическое.

В свете сказанного возникает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения молодёжи основам дизайна. По мнению О.В. Ожерельевой [22], в теоретическом плане – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е.В. Макарова [18].

В научных трудах Л.П. Заречной [9], отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

Указанное приобщение необходимо основывать на интеграции знаний различных областей наук, раскрытии взаимосвязи и взаимообусловленности общенаучных, социальных, технологических, эстетических, экологических, педагогических, психологических и других вопросов в системе глобальных проблем развития общей и эстетической культуры человека. В дизайно-образовании необходимо исходить из функциональной обусловленности эстетической культуры в прогрессивной эволюции человека, ее способности возвеличивать человеческое начало в человеке «во все времена и эпохи», активно способствовать гуманизации человеческого общества, служить делу социального прогресса.

По мнению П.Н. Андрианова [29], ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным пре-дметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Дизайнообразование предполагает [7]:

– формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно дей-ствующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для дея-тельности в новых социально-экономических условиях;

– формирование знаний и умений использования средств и путей прео-бразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

– подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

– формирование творческого отношения к труду;

– развитие разносторонних качеств личности и способности профес-сиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

Дизайнерское образование младших школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н.М. Конышевой [13], по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей к окружающей действительности в целом.

Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям младших школьников. По мнению Л.П. Малиновской, оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации [19, с. 14].

Это первый, сформированный под руководством учителя, уровень дизайнерского мышления. Его следует отличать от стихийного, неуправляемо сложившегося уровня, формирующегося до начала систематического обучения и зависящего от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка.

Н.Г. Конышева выделяет несколько видов дизайнерского мышления [13]:

1. Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.

2. Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности – как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией.

Автор отмечает, что дизайнерское мышление должно включать в себя следующие параметры [13]:

– целесообразность – способность взаимосвязывать поставленную задач с собственным замыслом, достижение поставленной цели.

– рациональность – выбор наиболее выгодных, экономных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения.

– новизна и оригинальность – нешаблонность, использование нестандартных форм, методов, способов решения задачи, продуктивные способы деятельности.

– стилевое чутье – понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.

– цветовая гармония – умение создать цветовые сочетания, производящие впечатление колористической уравновешенности, цельности, единства.

– гибкость – способность высказывать многообразие идей.

По мнению Л.П. Малиновской [19], основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде:

– системное владение логическими операциями;

– наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности проектированию.

– понимание целесообразности и рациональности вещей.

– знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.

Таким образом, анализ ключевых понятий позволил нам выделить важные характеристики дизайнерского мышления и его отличие от традиционно понимаемого творческого мышления, что крайне важно при выборе методов в процессе его формирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.