Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности русского классицизма






В XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской. Период первых десятилетий этого века вошел в историю под названием «эпохи петровских преобразований». Литература приобретала сугубо светский характер. Важнейшим приметой нового в литературном творчестве являлся взгляд писателей на действительность с общегосударственной точки зрения. Существенные преобразования в политической и культурной жизни России, происшедшие в первые десятилетия ХVIII века, поставили перед общественной мыслью и перед художественной литературой ряд неотложных задач. Литература уже не могла ограничиться только простым воспроизведением явлений русской жизни, как это было в повестях петровского времени. В литературе предклассицизма появляются проблемы соотношения личного и общественного, роли личности в общественном процессе. Интерес к личности приводит к постановке проблемы гражданского долга, гражданских обязанностей члена общества. Все чаще слышатся в русской литературе слова о том, что каждый человек – член общества, что это накладывает на него определенные обязанности: человек должен приносить реальную пользу обществу, государству. Крупнейшими представителями русского предклассицизма были Кантемир, Тредиаковский.

Критерием ценности и нравственных качеств человека становится служение его государству. Общественная польза постепенно становится высшим этическим мерилом. Новые представления, возникшие на Западе, вместе с такими новыми понятиями, как «общественное дело», «гражданин», «патриот», входят в русский обиход. Формирование классицизма в русской литературе происходило значительно позже, но в относительно сходных исторических условиях становления абсолютистского государства. Поэтому русские классицисты должны были учесть опыт своих зарубежных предшественников, что и привело к определенной общности эстетики русского и зарубежного классицизма. С творчества Ломоносова начинается классицизм в русской литературе. Манифестом русского классицизма было произведение русского драматурга Сумарокова «Настояние хотящим быти писателями» (и отчасти «Разговор с Анакреоном» Ломоносова). В теоретических «Эпистолах» Сумарокова были достаточно полно отражены особенности европейского классицизма: подражание образцовым писателям; соблюдение строгой регламентации жанров по содержанию и стилю; признание руководящей роли разума; подчинение формы содержанию; утверждение дидактической направленности художественной литературы. Эта общность с европейским классицизмом определяет и содержание, и форму русской литературы периода классицизма. Ей присущи нормативность и жанровая регламентация, рассудочность, абстрактность и условность в конструировании художественного образа.

Искусство классицизма должно было сочетать эстетическое наслаждение с воспитательной функцией. Вместе с тем русский классицизм отличался чертами национального своеобразия. Он начал оформляться в период реакции, наступившей после смерти Петра I, когда были поставлены под удар прогрессивные завоевания предшествующих десятилетий и нависла угроза возврата к допетровским порядкам. Литературе русского классицизма сразу был задан наступательный дух, полный общественного, гражданского пафоса. Вместо обращения к античности с ее внеисторическими героями, как в европейском классицизме, использовался в основном материал собственной истории. В центре внимания русского классицизма, оказалась и современная действительность, где невежество церковников отвергало все то, что было дорого передовым людям, и что составляло будущее России: науку, просвещение, долг гражданина. Тесная связь с современностью и обличительная направленность стали характерными чертами русского классицизма (в основном в жанре трагедии). С усилением внимания к роли личности, с переоценкой значения индивидуальной деятельности человека в общественной жизни был тесно связан интерес к внутреннему миру людей, и Державин сумел в противовес поэтике классицизма обратить свою поэзию к жизни, к ее земным радостям. Сатира с ее стремлением к реалистическому воспроизведению действительности способствовала преодолению классицизма в русской литературе и усилению в ней реалистических тенденций, что наглядно проявилось в творчестве драматурга Фонвизина.

БИЛЕТ 10.

1.Катарсис
Катарсис- термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

2. Составляющие термина «Автор» в литературоведении.

Автор – одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания. В современном литературоведении четко различаются: 1) автор биографический – творческая личность, существующая во внехудожественной реальности, и 2) автор в его внутритекстовом, художественном воплощении. Автор в первом значении – писатель, имеющий свою биографию, создающий, сочиняющий другую реальность – словесно- художественные высказывания любого рода и жанра. Отношения автора, находящегося вне текста, и автора, запечатлен­ного в тексте, отражаются в трудно поддающихся исчерпывающему описанию представлениях о субъективной авторской роли, авторском замысле, авторской концепции (идее), обнаруживаемых в каждой «клеточке» повествования, в каждой сюжетно-композиционной единице произведения, в каждой составляющей текста и в художественном целом произведения. Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания (как, например, в «Евгении Онегине»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.