Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шлнры шылыныры носы, ура. Осы. Умна раша наша.






учащиеся знакомятся с длительным глухим звуком [ш], с сонорными [л], [н], [р], с гласным [ы]; учатся чи­тать и писать соответствующие буквы; продолжают работать с прямыми двубуквенными слогами (ла, на); знакомятся с закры­тым трехбуквенным слогом (нос); учатся читать слова, состоя­щие из гласной и прямого слога (у-ра, о-сы), из обратного и прямого слогов (ум-на), из двух прямых слогов (ра-ма, на-ша), из трехбуквенного закрытого слога (сын), и короткие предложе­ния.

Работа по фонетическому анализу слогов и слов остается та­кой же, как и на первом этапе.

Чтение слоговых структур типа мал, нос не вызывает у детей особых затруднений, если они освоили принцип слияния. Сло­ва подобного рода читаются с наращиванием последнего со­гласного. Учитель показывает этот прием чтения, предлагая школьникам прочитать сначала прямой слог, а затем добавить к нему согласную и прочитать получившееся слово, далее соотне­сти его с картинкой.

Самого серьезного внимания на этом этапе заслуживает дифференциация сходных звуков (м — н, с — ш, р — л, а — о, с — х, л — м) и букв. Упражнения на звуковую дифференциа­цию включают в артикуляционную гимнастику, проводят в виде игр: отгадай, что получилось (одна буква заменяется на другую: Маша — наша, сомсон); кто быстрее (дети отгадыва­ют предметы на закрытых картинках, названия которых начина­ются с оппозиционных слогов) и др.

Тщательной отработки требуют слова и предложения, кото­рые будут затем читаться в букваре. Чтение букварной страницы для умственно отсталых детей представляется делом нелегким из-за обилия слов и их одновременного возникновения перед глазами, однотипности шрифта, его небольшого размера и др. Подготовка заключается в отработке техники чтения и умения понимать значения прочитанных слов и предложений. Для закрепления навыков, приобретенных на втором этапе, рекомендуются следующие задания:

•Быстро назвать изученные буквы.

•Подобрать к произносимым звукам соответствующие буквы.

•Соотнести печатный и рукописный варианты букв.

•Правильно произнести сходные звуки [с] — [ш], [р] — [л], [м] — [и] и слоги с ними.

Сравнить слоги, составленные из одинаковых букв, оп­ределить их сходство и различие (он, но).

•Подобрать примеры, в которых изучаемый звук находит­ся в начале, в середине или в конце слова.

Прочитать слоги с одинаковыми гласными или соглас­ными буквами (ма, ша, ла; са, со, су).

•Дополнить, ориентируясь на картинку, недостающий слог до слова.

•Сложить слова из слоговых карточек.

•Отгадать второй слог, подобрать слова, в которых тоже есть этот слог.

•Прочитать слова по букварю, короткие предложения и подписи к картинкам. Найти на картинке изображение того, о чем прочитано, ответить коротко на вопрос учителя по прочи­танному.

•Выложить условно-графическую схему слова, предложе­ния.

•Сложить прочитанные слоги, слова и предложения из букв разрезной азбуки, списать их с доски, с букваря.

КаПоТ ЗеВаЖ БиГуД ИЙЬ

На третьем этапе обучения грамоте школьники изучают глу­хие взрывные согласные [к], [п], [т], длительные звонкие со­гласные [з], [в], [ж], звонкие взрывные согласные [б], [г], [д], гласный [и], щелевой согласный [й], мягкий знак. На этом этапе дети усваивают понятие мягкости согласных и способ ее обозна­чения — буквами и, ь.

Из слоговых структур изучаются прямой слог с мягкими со­гласными (пи), закрытый слог с твердыми и мягкими согласны­ми, состоящий из трех или четырех букв (кот, кит, конь).

Основные трудности этого этапа состоят в выработке у школьников умения читать слоги с мгновенными согласными и с мягкими согласными, правильно произносить слоги со звука­ми [к], [п], [т], сходными по артикуляции со звуками [г], [б], [д], которые также вводятся на данном этапе.

Учитель пользуется приемами, которые в какой-то мере снижают возникающие трудности. В частности, широко применяются чтение слогов по подобию (хака, ма — ба, ла — да), чте­ние с подготовкой артикуляционного аппарата для слитного про­изнесения слога с мгновенными согласными (а — ба — ба), чтение по следам анализа (папа, па — па), проводятся различные упраж­нения на дифференциацию сходных согласных.

Не менее сложен для детей и переход к чтению слогов с мягкими согласными. Сначала вводятся слоги, в которых мяг­кость обозначена буквой и, а затем слоги, в которых мягкость обозначена ь.

ü Буква и усваивается первоначально в предложе­нии, где она выступает в роли союза и обозначает соответству­ющий звук (Маша и Ната гуляют).

ü Далее школьники читают слова, где звук [и] образует слог (И-ра, мо-u) или входит состав­ной частью в обратный слог (Ин-на).

ü Только после упражнений в изолированном восприятии буквы и соотнесения ее с соответ­ствующим звуком первоклассники приступают к чтению слов, в которых эта буква обозначает мягкость согласных. Основным приемом, облегчающим усвоение данной роли буквы и, является сравнение:

— Эту девочку (показ соответствующей картинки) зовут Маша, а этого мальчика (идентичные средства наглядности) — Миша.

На карточках написаны имена детей.

— Прочитаем и разберемся, где имя девочки, а где мальчи­ка. Подпишем наши картинки.

ü Позднее учащиеся читают слова с оппозиционными соглас­ными (мышка — мишка) и соотносят их с предметами или их изображениями.

ü При переходе к знакомству с буквой ъ школь­ники сначала прочитывают слова, в которых мягкость согласно­го обозначена буквой и (кони), ищут картинку, для которой можно использовать прочитанное слово как подпись под ней. За­тем учитель показывает изображение одного животного, дети на­зывают его. Учитель показывает карточку со словом, прочитывает его, обращает внимание детей на последнюю букву и произноше­ние предшествующей согласной. Школьники читают слова.

Та­ким же образом прочитываются слова гусигусь, караси — ка­рась: сначала на отдельных карточках с подстановкой их к картин­кам, а затем и в букваре.

Закрепление умений, формируемых на этом этапе, происхо­дит в процессе следующих упражнений:

•Быстрое узнавание и называние указанных букв.

Дифференциация сходных печатных и рукописных букв (т — г, жкх; д — б, д — з, п

Соотнесение звука и буквы, их печатного и рукописного ва­риантов.

Дифференциация слогов и слов с оппозиционными звука­ми: звонкими и глухими (дата, дамтам); шипящими и свистящими (жо — зо, кожакоза); мягкими и твердыми (мила — мыло, жаржарь); гласным [и] и согласным [й] (моимой).

•Постоянное повторение слоговых структур, их запомина­ние для узнавания «в лицо».

Сравнение слогов и слов, отличающихся одной буквой или их количеством (былбил, рыба — рыбак).

•Более самостоятельное составление условно-графических схем слов (с цветовым изображением гласных и согласных зву­ков) и предложений.

•Подбор слов и предложений к условно-графическим схе­мам.

•Чтение трехсложных слов и слов, состоящих из новых слоговых структур:

хо-ди-ла са-дик по-пу-гай

ва-ри-ла ку-бик хо-ро-ший

10. Письмо слов и предложений под диктовку после предва­рительного устного разбора или послогового проговаривания.

Так же как и на предыдущих этапах, большое место в про­цессе закрепления занимают игры и игровые приемы: узнай букву по ее элементам (овал и петля внизу); отгадай букву: эта буква широка и похожа на жука; назови сам элементы буквы и предложи угадать товарищам; отгадай спрятанный предмет по первому (последнему) слогу его названия; кто больше составит слов по слоговой таблице; поиграем в домино со слогами на фишках и др.

ЕЯЮЁ ЦЧЩФЭ

На четвертом этапе обучения грамоте школьники усваивают йотированные гласные [е], [я], [ю], [ё], затем аффрикаты [ц], [ч], такие малоупотребительные звуки, как щелевые [щ], [ф], гласный [э]; читают слова со стечением двух согласных в начале и в конце: сначала твердые варианты, потом мягкие, сначала четырех­буквенные слоги, равные слову (крот, волк), затем трехбуквенные и четырехбуквенные, равные только отдельному слогу (рва-ла, клюк-ва).

Большие затруднения на этом этапе умственно отсталые дети испытывают прежде всего при освоении слогов со стече­нием согласных и с йотированными гласными.

Для того, чтобы облегчить детям задачу образования слогов со стечением согласных, рекомендуется использовать приемы наращивания согласных (ра — бра — брат), различного деления слов на слоги (рос-ли, ро-сли), изменения формы слов (лис-ты, лист).

Усвоение слогов с гласными [я], [ю], [е], [ё] начинается со слов, где они стоят в начале. Далее вводятся слова, где эти гласные стоят в конце и образуют слог (Ю-ля, по-ю).

Затем читаются слоги, где йотированные гласные обозначают мягкость согласного (Ко­ля, ко-лю). При этом постепенно наращиваются синтагматические связи (Лю-ба, люк, клюк-ва). Поскольку умственно отсталым школьникам не объясняют двойную роль йотированных букв, чтение их в любой позиции отрабатывается практически. В качестве помощи сразу вводят прием сравнения. Гласные неоднократно прочитываются в «Городке букв» изолированно («вдоль улицы»), попарно (а, у; я, ю; а — я, у — ю); сравниваются слоговые структуры (лулю), слова с оппозиционными согласными (луклюк).

К предыдущим заданиям на закрепление изученного мате­риала добавляются задания, которые требуют от детей записи под диктовку коротких предложений.

На третьем и четвертом этапах возрастает количество слов и предложений, предлагаемых для чтения. Уровень владения на­выками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения, используя не только текст букваря, но и карточки с бо­лее легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, специально составленные учителем книжки-малышки с картинками и различными по сложности текстами, по воз­можности чаще прибегать к игровым приемам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.