Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура управления и организационные формы бухгалтерского учета







Железнодорожный транспорт выступает как единое юридическое лицо и имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО " РЖД"). Его основу составляют железные дороги, имеющие статус территориальных филиалов. Кроме железных дорог в состав Общества входят функциональные филиалы: локомотиво- и вагоноремонтные заводы, электротехнические и литейно-механические заводы, другие промышленные предприятия, дорожные строительно-монтажные тресты, проектно-изыскательские институты, Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер», Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки «Желдоррасчет», Росжелдорснаб, Автотранспортный центр и др.

Филиалы не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, принадлежащим Обществу. На этом основании они не имеют уставного капитала и по своим хозяйственным операциям составляют отдельный баланс.

В состав железной дороги входят отделения, являющиеся ее структурными подразделениями. Отделения, в свою очередь, объединяют, направляют и контролируют деятельность линейных структурных единиц – вагонных и локомотивных депо, дистанций пути, станций, дистанций сигнализации и связи и т.п.

Отделения и линейные структурные единицы, в отличие от железной дороги, не являются филиалами, не наделяются основными и оборотными средствами, а необходимые для осуществления своей деятельности хозяйственные ресурсы получают от филиала в текущем порядке по мере их использования.

Теории и практике известны две формы организации бухгалтерского учета: децентрализованная и централизованная.

При децентрализации каждое структурное подразделение ОАО " РЖД" создает бухгалтерию, которая выполняет учет всех хозяйственных операций этого подразделения, осуществляет текущий контроль операций и составляет установленную отчетность.

На железных дорогах при децентрализации учета наряду с управлением дороги бухгалтерии имеют все структурные единицы, входящие в состав отделения дороги, являющегося для них вышестоящим звеном управления. На основании отчетности всех структурных единиц и отчета по собственным операциям в отделении составляется сводный отчет, который представляется в службу бухгалтерского и налогового учета управления дороги.

При централизации учета обработка первичной информации ведется в централизованной бухгалтерии (ЦБ), которая на железных дорогах организуется при отделении дороги и обслуживает структурные единицы, входящие в состав отделения, выполняя для них все виды учетных работ, включая составление отчетности.

Централизованную бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, назначаемый и освобождаемый от должности начальником отделения дороги. По вопросам организации и методов ведения бухгалтерского учета, составления отчетности главный бухгалтер подчиняется главному бухгалтеру железной дороги.

По функциональному признаку ЦБ подразделяют на секторы: учета труда и заработной платы, учета материальных ценностей, отчетно-балансовый, методологии и автоматизации бухгалтерского учета. С ростом объема работы по расчету и учету налоговых платежей в составе ЦБ созданы секторы (отделы) налогового учета.

В линейных структурных единицах при организации централизованных бухгалтерий или сохраняют самостоятельные бухгалтерии или вместо них создают учетно-контрольные группы (УКГ), организационно входящие в состав ЦБ. Руководство УКГ в линейной структурной единице осуществляет начальник группы, который подчиняется главному бухгалтеру централизованной бухгалтерии и выполняет возложенную на него работу в соответствии с положениями и инструкциями о служебных обязанностях, утверждаемыми главным бухгалтером.

Учетно-контрольные группы выполняют предварительный контроль за правильностью совершения и оформления хозяйст­венных операций, организуют сбор первичной документации и транспортные связи между линейной структурной единицей и централизованной бухгалтерией для передачи бухгалтерских до­кументов. При централизации учета обработка документов, ведение синтетического и аналитического учета, составление бухгалтерской отчетности выполняются непосредственно в централизованной бухгалтерии и вычислительном центре, который ее обслуживает.

При такой централизации учета необходимо, чтобы структурные единицы не были лишены возможности использовать весь объем учетной информации для обоснования принимаемых решений. В условиях формирования и становления рыночных отношений организация бухгалтерского учета на железнодорожном транспорте должна осуществляться путем централизации только обработки учетных данных при децентрализованном использовании информации для принятия решений.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом, его организацией, внедрением технических средств обработки учетных данных на отделении дороги осуществляет главный бухгалтер отделения.

На железной дороге в целом ведение бухгалтерского учета осуществляется под руководством службы бухгалтерского и налогового учета. В ее функции входит, кроме того, ведение учета общедорожных операций, составление сводной отчетности по видам деятельности железной дороги и представление ее в Департамент бухгалтерского учета ОАО " РЖД", внедрение автоматизированных систем учета в структурных подразделениях дороги и др.


Общая характеристика плана счетов на железнодорожном транспорте.


План счетов, применяемый структурными подразделениями железнодорожного транспорта, является рабочим планом. Он разработан Департаментом бухгалтерского учета ОАО " РЖД" на основе плана счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Министерства финансов России от 31 октября 2000 г. №94н.

По количеству и составу синтетических счетов рабочий план счетов ОАО " РЖД" не отличается от плана счетов Минфина РФ, а особенности железнодорожного транспорта в части технологии производства, структуры управления, условий и порядка реализации продукции (перевозок) получили отражение через систему субсчетов.

Субсчета представляют собой средство промежуточной группировки объектов учета по экономическим признакам. С точки зрения детализации учетной информации они являются счетами второго порядка, т.е. следуют непосредственно после соответствующего синтетического счета.

В рабочем плане счетов ОАО " РЖД", исходя из требований интегрированной системы обработки информации R-3, имеются субсчета трех уровней, из которых субсчета первого уровня кодируются двумя, а второго и третьего уровней тремя цифровыми знаками. Таким образом, общая длина кода любого счета имеет 10 знаков. Так, к синтетическому счету 10 «Материалы» предусмотрен субсчет первого уровня 02 «Материалы верхнего строения пути», который, в свою очередь, подразделяется на субсчета второго уровня:

100 «Новые материалы верхнего строения пути»;

200 «Старогодные материалы верхнего строения пути»;

300 «Покилометровый запас рельсов»;

400 «Инвентарные рельсы».

К счету 10 ведется также субсчет первого уровня 05 «Запасные части» с дальнейшей его детализацией посредством субсчетов второго уровня на годные (100) и требующие ремонта (200). Данные субсчетов второго уровня группируют по видам основных средств, для ремонта которых предназначены запасные части. Для этого используют субсчета третьего уровня:

100 «Для ремонта локомотивов»

200 «Для ремонта грузовых вагонов»

300 «Для ремонта пассажирских вагонов»

400 «Для ремонта прочих основных средств»

Субсчета всех уровней указывают в бухгалтерских проводках и, следовательно, они участвуют в формировании экономической информации.

План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности ОАО " РЖД", утвержденный в 2003 г., состоит из 8 разделов, содержащих 62 синтетических счета и 352 субсчета первого уровня. Субсчета имеют 51 синтетический счет, т.е. примерно 80 процентов общего их количества. Наряду с балансовыми счетами в плане счетов предусмотрено 18 забалансовых счетов.

Структура плана счетов изменяется под влиянием новых методов экономического управления и осуществляемых мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета (табл. 1.1).

Структура плана счетов бухгалтерского учета

на железнодорожном транспорте

Год Количество разделов Количество счетов
синтетических субсчетов забалансовых Всего
           
           
           
           
           

 

Очевидно постоянное увеличение общего количества счетов за счет введения главным образом новых субсчетов, что отражает рост потребности предприятий в учетной информации.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.