Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава V. Технические средства гримирования и техника грима






Рабочее место:

1) В помещении на 12-14 человек надо установить 28 ламп.

2) Небольшие гримировальные столики, покрытые клеенкой.

3) Трельяж среднего размера или небольшое зеркало.

4) Свет должен падать с боков и сверху.

5) Окна закрыты темными шторами.

6) На стенах должны висеть портреты

7) Порядок на столике:

· коробки с гримом посередине,

· лигнин и полотенце справа,

· пудра возле зеркала,

· лак и вазелин в левом углу.

8) Каждому студенту халат.

Гигиена грима:

1) грим (коробка) каждому индивидуально,

2) на коже не должно быть раздражений,

3) нельзя втирать грим шершавыми руками.

Последовательность снятия грима:

1) парик, усы,

2) гуммозные наклейки,

3) лицо смазать вазелином,

4) грим можно снять костяным пластиковым ножом,

5) затем применить салфетку,

6) мягкое полотенце, марля, вата,

7) умыться теплой водой с мылом (умываться холодной водой нельзя, она не смывает жир),

8) гигиенический массаж.

Уход за кожей: различают кожу: нормальная, дряблая, сухая, жирная, нормальная.

Нормальная – эластичная, упругая, матовая. Она гладкая, бархатистая, ровная розовая окраска, на ней не видно пор.

Дряблая – из-за недостаточности развития эластичных волокон лицевых мышц и подкожно-жирового слоя. Эта кожа собирается в складку. Она бледная и склонна к образованию морщин. Признаки – впалость щек, глубокие носогубные складки. При недостатке выделяемого подкожного жира развивается сухость (астиатез).

Сухая кожа обычно тонкая, шелушится, иногда зудит и на ней могут быть морщины. Она боится солнечных лучей, ветра, не переносит пудры. Причин много. Это часто бывает от излишнего ухода за кожей (протирание лица одеколоном, припудривания, применения румян, частого умывания).

Жирная бывает при избыточном салоотделении (поры расширены, особенно на носу). Если оставить такую кожу без внимания, то могут появиться прыщи, гнойнички и т.д.

Подготовительный период

В спектакле грим имеет большое значение и является одним их ведущих компонентов сценического образа. Грим помогает раскрыть замысел драматурга, режиссера, художника и самого актера. Грим меняется в зависимости от методы работы режиссера, от оформления и света, от манеры игры актера, от жанра.

Грим требует своей последовательности: подготовка рабочего места и инструментов, красок, кремов; наложение общего тона и румян; проработка основных деталей лица – бровей, глаз, носа, губ, подбородка, щек, лба и др.

Принадлежности для работы над гримом

Рабочее место – это стол, покрытый стеклом или клеенкой (чтобы легко можно было протирать потом после гримирования). Желательно, чтобы в столе тумбы или выдвижные ящички для хранения грима. Нужно зеркало или трельяж. Необходимо верхнее и боковое освещение (две лампы по бокам). Необходим халат или фартук, чтобы не испачкать одежду. Перед началом гримирования волосы зачесывают назад, надевают широкую повязку или ленту. Необходима коробка с гримировальными красками (в коробке, тубах, флаконах), вата, марля, алигнин или бумажные салфетки, крем, вазелин, мастика (гуммоз), пудра (белая и Рашель). Нужны сухие румяна разного тона, мастика для замазывания бровей (ангруаз), клей (сандарачный лак). Нужны одеколон, туалетная вода, лосьон. Нужны индивидуальные расчески с частым и редким зубом, ножницы, шпильки, заколки (для женщин). Для мужчин нужны щипцы усные, тонкие. Также нужны шипцы (гофреницы, электрические) для горячей завивки. Нужны кисти разного размера и качества. Для работы по гриму предпочтительнее кисти из волосков пушных зверей (белок, соболя, колонка). Большие кисти (пуф) используют для пудрения лица. Нужна вата для запудривания лица после нанесения грима. В гриме должна быть бумажная растушевка (бумажная палочка). Нужны всевозможные губки для нанесения тонального крема при нанесении макияжа. Нужна кисточка и пузырек «лаковка» с театральным клеем. Существуют и другие индивидуальные приспособления, в том числе для гримирования в необорудованных для гримирования помещениях.

Подготовка лица к гриму

Лицо нужно смазать вазелином или жиром. Это нужно для сохранения прослойки, через которую в поры лица может попасть краска от грима. Смазывают вазелином лицо одним или двумя пальцами от центра к краям. Нанесенный вазелин нужно слегка промокнуть салфеткой или хлопчатобумажной салфеткой.

Нанесение общего тона

Общий тон не имеет рецептов. Он подбирается индивидуально и зависит от возраста, пола и особенностей персонажа. В гримировальной коробке имеется три основных общих тона: № 1, 2, 3-й. В чистом виде их не накладывают. Обычно добавляют желтую, коричневую и красную краски в небольшом количестве. У женщин цвет кожи более светлый, чем у мужчин. Общий тон накладывается одним или двумя пальцами от центра к краям пятнами, а затем плавно растирают, но не втирают тонким слоем, сводя на нет к волосам и шее. Иногда, чтобы не было резкого перехода используют темную пудру, жидкий грим или морилку.

Общий тон накладывается тонким слоем. При толстом слое происходит смешение красок в общую непонятную массу серо-грязного цвета. Такой грим нужно снимать без вазелина и заново загримироваться.

Способы гримирования:

  1. Пальцы рук, пористая губка, разнообразные кисточки, желательно каловые.
  2. Накладывая тон и прокладывая линии лица (морщины) необходимо постоянно сравнивать обе стороны лица.
  3. Гримировать нужно одновременно обе щеки, один и другой глаз.
  4. Впадины (морщины) на лице нельзя углублять чисто коричневой краской, к ней обязательно нужно добавлять тон загара.
  5. Все пятна, линии, морщины и блики во всех случаях нужно сводить на нет.
  6. При гримировании нельзя торопиться. Нужно все делать последовательно.
  7. Грим в тюбиках удобнее наносить кистями.

Наложение румян

Для оживления лица на сцене используют румяна. Они бывают: для молодого лица, старческого, болезненного (чахотка), «лубок». Цвет румян зависит от цвета кожи, глаз, волос.

Для светлого цвета кожи, светлых глаз, блондинистых и пепельных цветов волос используют светло-красную краску с примесью желтой.

Для темного цвета кожи, смуглого лица, темных глаз и волос используют темно-красную (бакан) краску с добавлением желтой или же общего тона.

Наиболее сильный слой накладывается на скулы, сводя на нет к вискам и глазницам с помощью румян можно подкорректировать лицо, например, сузить, наложив румяна по краям лица ближе к уху и волосам. У внутреннего угла глазной впадины румяна переходят на стенку и крылья носа. Румяна следует накладывать на виски и надбровные дуги. Подрумянивается подбородок и мочки уха, соблюдая мягкие переходы. Если после запудривания лицо кажется бледным, то можно с помощью сухих румян его освежить. Такое распределение румян годится для молодого лица.

При наложении румян на старческое лицо учитываются особенности. В этом возрасте кожа приобретает землисто-желтоватый оттенок и становится сухой. Резче поступают морщины, кое-где выступают скулы. Для такого лица при нанесении румян используют крупную губку. Склеротические признаки можно имитировать на скуле. Болезненное лицо покрывают румянцем пятнами.

При гриме «лубок» на щеке рисуют яблочко.

Гигиена грима

Гримироваться нужно чистыми руками. Гримировальные принадлежности должны быть в чистоте. Их надо систематически чистить, протирать. Необходимо индивидуальное полотенце, мыло, халат или пеньюар. Грим снимают с помощью салфетки или деревянного и костяного ножа. После снятия грима лицо ополаскивают теплой водой и припудривают. Можно протереть лосьоном, при жирной коже можно воспользоваться одеколоном, но это годится не для каждой кожи. На коже могут быть крупные поры, морщины, угри и прыщи. И каждая кожа имеет свои особенности, требующие индивидуального подхода. Но главное – это соблюдение гигиены.

Глава 6. Взаимодействие цветов и влияние света на грим

Свет – электромагнитное излучение.

Цвет – свойство тела вызвать зрительное ощущение. Чем цвета отличаются друг от друга?

В тени белые предметы кажутся серыми. Красные, зеленые, синие, фиолетовые сохраняют свои цвета. В цветоведении белые, серые и черные цвета относятся к бесцветным (ахроматическим), а остальные – к цветным (хроматическим). Бесцветные цвета отличаются тем, что одни темнее, другие – светлее. Цветные же цвета различные. В природе существуют три основных цвета: красный, желтый, синий, остальные – смешанные. Они так же делятся на две группы:

1) красные, желтые, оранжевые и желто-зеленые (теплые цвета).

2) Сине-голубые, сине-фиолетовые (холодные цвета).

Самая светлая краска – белила, она светлее черной в 25-30 раз.

Сценическое освещение – рассеянное освещение (для грима хорош). Под влиянием электрического освещения происходит изменение цвета. Цветные (хроматические) поглощают красно-желтые лучи.

При белом свете:

1) красные, оранжевые, желтые, голубовато-зеленые, синие и фиолетовые цвета темнеют;

2) желто-зеленые не изменяются;

3) красные становятся еще более насыщенными;

4) оранжевые краснеют;

5) светло-желтые сближаются с белыми;

6) голубые зеленеют;

7) синие бледнеют;

8) темно-синие кажутся черными;

9) фиолетовые краснеют, переходя в пурпурные.

А красный светофильтр поглощает все светло-красные цвета. Общий тон лица и ярко-рыжий цвет волос резко светлеют. Коричневая краска чернеет.

Синий светофильтр усиливает общий тон, а румяна приобретают фиолетовый оттенок. Что нужно делать в таких случаях? Красный цвет следует смягчать, а синюю подводку усилить. При ослаблении света все цвета грима перестают различаться, хотя красные и синие видны дольше других.

Чем лучше освещена сцена, тем ярче следует гримироваться.

При желтом и бледно-желтом освещении:

· румяна в зависимости от тона приобретают оранжевый оттенок или бледнеют до исчезновения;

· коричневый цвет темнеет;

· голубой становится зеленым;

· темно-зеленый превращается в светло-коричневый;

· серо-голубой темнеет;

· натуральный тон выглядит бледным.

При красном свете:

· румяна и губная помада бледнеют;

· голубой и серо-голубой превращаются в фиолетовый;

· светло-коричневый совсем исчезает;

· темно-зеленый темнеет;

· коричневый становится очень темным;

· натуральный тон выглядит бледно-оранжевым.

При голубом свете:

· Бледные румяна превращаются в темно-фиолетовые;

· темные румяна кажутся черно-фиолетовыми или грязными пятнами на щеках;

· голубая помада становится черной;

· натуральный тон кажется пурпурным.

При зеленом свете:

· Красный становится коричневым;

· коричневый становится черным;

· светлые и темные тона становятся с зеленоватым оттенком.

Таким образом, освещение играет важнейшую роль в гримерном деле, в точности исполнения грима.

Глава 7. Гримировальные средства «гримировальные вещества»

Все красящие пигменты делятся на минеральные и органические. Минеральные делятся на: природные (охра, мел, сурик) и искусственные (сажа, ультрамарин, белила). Органические получаются только синтетическим путем.

Природные средства

Цинковые белила (окись цинка тонкий порошок ослепительно белого цвета).

Охра – смесь железа с коалином и органическими веществами (она имеет оттенки желтого цвета).

Умбра – смесь бурого железа с гидроокисью марганца, глиной и силикатами.

Красная киноварь (минерал сульфат ртути) – красный пигмент.

Ультрамарин синий – сложное соединение: силикат натрия, кремнекислый алюминий и сера.

Ламповая сажа – высоконасыщенный углерод, получаемый путем сжигания веществ: смоляного масла, керосина, талина, ацетилена).

Для изготовления мазеобразных гримов используют животные жиры: говяжий, свиной, баранье сало, костный спермацет (жир кашалота или дельфина, акул).

Бензойная кислота (ароматная смола) служит для консервации запахов.

Ланолин – очищенное жирное вещество, получаемое при смыве овечьей шерсти. Используется для жирных основ грима.

Миндальное масло (дерево) – оливковое и прованское масло. Добывается путем прессования мясистой части дерева (консерваторы).

Вазелин получается из парафиновых нефтей.

Воск служит закрепляющим веществом – гуммоз.

Церезин – твердое воскообразное вещество из горного озокерита (минеральный горный воск). Обладает большой вязкостью.

Парафин – сгуститель.

Состав грима (по расцветкам)

1) Белый: окись цинка и пчелиный воск.

2) Фоновые тона: 2-ой, 3-ий, 4-ый.

Состав:

1. вазелин

2. окись цинка

3. киноварь (светло-красная)

4. оранжевая охра

5. темная охра

6. кадмий желтый

7. коричневая краска

8. пчелиный воск.

Пудра – фиксирующий компонент.

Состав:

1. крахмал из пшеницы, риса, кукурузы

2. мел

3. тальк (силикат магния)

4. окись цинка и т.д.

Чем лучше освещена сцена, тем ярче следует гримироваться, так как все цвета поглощаются светом.

Красные цвета меньше теряют свои свойства, фиолетовые – больше.

Глава 8. Материалы для гримирования

Раньше до появления грима пользовались сухими порошками из ртути и свинца. Это белила со всевозможными пигментами.

В 1786 году медик Франц Мая из г. Гейдельберга предложил рецепт безвредных гримировальных красок. Он считал, что ртутные краски вредны и предложил краски на жировой основе. Это во времена газового освещения сцены.

Актеры вручную терли краски на твердом камне или толстом стекле. Такую массу разогревали, добавляли пчелиный воск.

Современный грим имеет девять цветов, общие фоновые 2-3 тона: загар, коричневая, светло-красная (кармин), темно-красная (бакан), белая, черная, синяя (голубая), желтая; две растушовки. № 1-ый тон – светло-розовый, № 2-ой тон – темно-розовый, № 3-ий тон – цвет загара.

· Есть грим в карандашах;

· есть в тюбиках (12 тонов – фоновые);

· есть жидкий концентрированный грим (для рук, ног и шеи): белый, бледно-розовый, загар и темно-коричневый;

· жидкий грим состоит из воды, одеколона, глицерина и красящего вещества;

· пудра – Рашель, белая, розовая, цвета загара и т.д.

· клей для грима (театральный лак) на спирту или на смоле африканского дерева из семейства кипарисовых сандараке (сандарачный лак). Он используется для приклеивания усов, бород, бакенбард, ресниц, париков.

Гримировальная паста служит для замазывания рубцов лобных швов парика.

Ангруаз – липкая смола для замазывания бровей в виде мастики, она способствует хорошему приклеиванию волосинок бровей к коже, что способствует хорошей маскировки бровей. Особенно эта мастика хороша в случаях густых и жестких бровей.

· Паста для старческого грима, с помощью которой можно молодое лицо превратить в лицо пожилого человека. Эта паста придает лицу неровность, шероховатость и морщинистость.

· Маски из тонкой резины способствует превращению молодого лица в человека любого возраста. Она одевается с подбородка на все лицо, плотно обтягивая лицо и щеки.

· Пластические детали делаются из специальной резины. Они отливаются для актера по размеру деталей его лица (губы, нос, подбородок). Эти пластические детали наклеивают на кожу актера перед нанесением общего тона на лицо, края, рубцы заделывают специальной пастой. Этот процесс длительный, так как края пластических деталей быстро портятся. Эти детали особенно часто используются в кино. Но они используются и в театре, например, «Сирано де Бержерак» в Малом театре.

Косметические средства и их ассортимент широко применяются в театрах. Для закрепления волос (причесок) употребляют лаки, муссы, гели, пенки. Придают волосам различные оттенки цветные лаки: оттенок золота, серебра, бронзы. Существует более 25 видов лаков с различными оттенками. Они бывают разными по цвету, форме, размеру (маленькие и крупные). Крупные – на гелевой основе, мелкие в виде пудры. Цветные лаки используются для закрепления вечерних причесок. Они придают волосам различные оттенки и служат для росписи кожи тела боди-арт.

Грим фирмы «Куролан» – мировой лидер по производству профессионального грима и косметики для зрелищных мероприятий (театр, цирк, телевидение, кино, эстрада). Грим для сцены разработан на жировой основе, главным компонентом которого является пчелиный воск и витамин Е. Эта фирма выпускает различные типы гримов и пластических деталей: клей для эффекта следа от шрамов, ран, клей коллодий (его применяют в медицине). Для эффектов пореза, ссадин используют состав «тупласт». Он позволяет придать коже вид ожога, морщин.

Фирма изготавливает материалы для изменения форм лица, носа, подбородка, губ, скул. Есть специальный пластик для бровей, лысины. Существует мастика для «старения», клей-мастика эффекта небритости.

Разработаны маски из латекса для преображения в фантастические образы (монстры, черти, Вельзевулы).

Эта фирма разработала новый вид постижерных изделий: ресницы различного цвета, формы, длины, например, у феи могут быть ресницы в виде пучков – это придает особый сказочный эффект красоты.

Глава 9. Анатомия черепа и грим лица

Анатомия черепа

Знание анатомии лицевых костей, лицевых нервов, жевательных и мимических мышц поможет при гримировании избежать ненужного нагромождения красок, наклеек и т.д. Без знания строения головы нельзя приступать к занятиям по гриму.

Череп состоит из черепной коробки и скелета лица. Каждая из этих частей так же состоит из отдельных костей, который крепятся швами.

Наружная часть черепа: лоб, затылок, теменная кость, височная (две), клиновидная и решетчатая кости.

Для грима особый интерес представляет лобная кость. Она определяет размеры лица. У разных людей она бывает разной. Лоб бывает: выпуклый, плоский, вдавленный. Кроме того: лобные бугры, надбровные дуги, надпереносье.

Выпуклый лоб придает красоту, а лобные бугры над глазницами – строгое выражение.

Надпереносье – вогнутая площадка на передней поверхности носовой кости (греческий нос – это плод фантазии).

Череп бывает: узкий (длинная голова), широкий (короткая голова), нормальный (средняя голова.

Анатом Кампер применил особый способ измерения – лицевой угол Кампера. Он подразумевает воображаемый угол, образованный пересечением горизонтальной линии черепа, проходящей через верхний край наружного слухового отверстия и нижний край глазницы с линией, которая начинается от середины лба, пересекает линию носа и подбородка. Чем больше выдвинута вперед верхняя челюсть, тем меньше лицевой угол Кампера (в античном варианте лицевой угол – 90°).

По поперечным размерам верхней, средней и нижней части лица различаются, они бывают разными. По форме лица они тоже различаются:

1) прямоугольная форма лица – височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки обмера расположены на одной касательной линии;

2) ромбовидная – вертикальная линия касается только скул;

3) конусовидная (вершиной конуса вниз) – вертикальная линия касается только висков;

4) конусовидная (вершиной конуса вверх) – вертикальная линия касается только нижнечелюстных выступов.

Есть и другие формы.

Кости черепа и лица развиты неодинаково. У одних развиты кости черепа, у других – лица.

Каждая часть лица (глаз, нос) находятся в общей связи с черепом. Например, на узком лице бывает и узкий нос. На широком лице и нос широкий, короткий, скуловые кости тоже широкие. Это говорит о том, что существуют общие законы развития лица и черепа. Черепа бывают со скошенным затылком, с большими надбровными дугами (это случается от неравномерного зарастания черепных швов).

Лицо определяет верхнечелюстная кость (самая большая часть). Сюда входят: глазницы, носовая, ротовая полость, подвисочная из четырех отростков: лобного, скулового, альвеолярного и небного.

Височные кости частично входят в состав черепа, частично – височной части. Величина висков зависит от височной полукружной линии, которая начинается на косом выступе лба, спускается затем к скулам.

Скуловая часть покрыта только кожей с подкожной клетчаткой. У худощавых она резко выступает. Эта кость влияет на форму лица. Выпуклая делает лицо широким, плоская – более узким. Рафаэль, Рубенс, Рембрандт изображали лица с узкими скулами. У различных рас скулы носят разный характер выпуклости.

Нижняя челюсть – массивная кость в форме подковы. Это единственная подвижная часть черепа, состоит из тела и двух ветвей. На наружной части тела имеются два подбородочных бугра. Вверху и внизу челюсти расположены по 16 ячеек для зубов. Нижняя челюсть играет более важную роль в пластике лица. Она участвует непосредственно в речи и мимике. Нижняя челюсть определяет форму подбородка и нижней части щек. Форма нижней челюсти различна.

Нос – это две носовые кости удлиненной формы или небольшие пластинки, которые, соединяясь под прямым углом, образуют спинку носа. Форма носа зависит от этих пластинок.

Слезная кость – самая маленькая в черепе, расположена на внутренней поверхности глазницы, имеет гребешок и слезную бороздку – канал.

Глава 10. Мимические мышцы лица

Мышцы лица разделяются на жевательные и мимические.

Жевательные смыкают зубы, выдвигают нижнюю челюсть вперед и смещают ее в стороны. Их четыре. Для нас главные – мимические – идут от костей черепа или от соединительных пластинок лица и оканчиваются на внутренней поверхности кожи. Они располагаются вокруг рта, носа, глаз и формируют форму губ, век, ноздрей. Они управляются корой головного мозга по лицевому нерву.

Лицевой нерв расходится по всему лицу. Все состояния человека – радость, стыд, гордость, презрение выражаются на лице. Лицевые мышцы выражают самые разные эмоциональные состояния с помощью их сокращений. Любые сокращения – это определенная складка на лице. Обычно в сокращении участвуют целые группы мышц одновременно.

Мимические мышцы делятся на три группы: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя – это верхняя часть лица (глазницы и лоб), средняя – мышцы между глазницами и ротовой полостью, нижняя – вокруг рта и подбородка.

Волокна лобной мышцы располагаются вертикально и идут сверху вниз, где вплетаются в круговую мышцу глаза и мышцы, сморщивающую бровь. При сокращении лобной мышцы на лбу образуются поперечные складки. Брови делаются дугообразными, волосистая часть головы натягивается и лоб становится уже. Лобная мышца – «мышца внимания».

Пирамидальная мышца носа – небольшой пучок вертикальных волокон, расположен между бровями. Эта мышца начинается от наружной поверхности носовой кости, расширяется и идет вверх и оканчивается в коже межбровного промежутка. При сокращении она тянет кожу межбровного промежутка вниз и на переносице образуется поперечная складка. Она же опускает вниз внутренний угол бровей, и лицо приобретает выражение злорадства, высокомерия, угрозы, враждебности и т.д.

Круговая мышца глаза окружает глазную щель и делится на три части: глазничная, вековая, слезная мышцы. При сокращении верхних волокон глазничной части круговой мышцы лицо приобретает выражение сосредоточенности. При этом нижние волокна глазничной части оттягивают кверху кожу щек и образуют бороздку между щекой и нижним веком.

Веко – вид тонкой пластинки, которая прикрепляется к внутренним и наружным связкам. При слабом или сильном сокращении происходит закрывание или открывание глаз.

Мышца брови лежит глубоко под лобной и круговой мышцами глаза. Внутренним концом она прикрепляется к лобной кости, вблизи носового шва. А наружный ее конец пронизывает круговую мышцу глаза и крепится к коже брови. При сокращении эта мышца сдвигает брови, образует вертикальные морщинки в межбровье, поднимает верхнюю головку бровей с небольшим изгибом посередине. Это сокращение проявляется при выражении Боли, страданиях (она называется «мышцей боли»).

К мышцам средней части лица относятся скуловая, квадратная мышца носа, собачья (клыковая) мышца и щечная мышца.

Скуловая мышца тянет угол рта назад и вверх. При этом носогубная складка подтягивается кверху, становится более глубокой и выпуклой. Щеки округляются, а у наружного угла глаз образуется «гусиная лапка», которая оттеняет глаз, лицо становится веселым, смеющимся и называется «мышцей смеха».

Квадратная мышца верхней губы имеет формы треугольной пластинки. Состоит из трех пучков: скуловой, подглазничной и угловой. При поднимании верхней губы, носогубной складки и крыльев носа образуются те или иные мышечные движения.

Скуловая головка – это мышечный пучок (клубок), начинается от скуловой кости и вплетается в кожу носовой складки. При сокращении скуловая головка поднимает вверх угол рта и делает глубокой носогубную складку.

Подглазничная головка – плоский четырехугольный мышечный пучок. Он покрыт в верхней части круговой мышцей глаза. Вверху эта головка начинается от нижнего края глазницы, спускается к нижней губе и вплетается в кожу носогубной складки. Движения скуловой и подглазничной головок делает лицо грустным, обиженным, и они называются «мышцей плача и недовольства».

Угловая головка начинается от лобного отростка верхней челюсти, идет вертикально вниз и прикрепляется к коже крыла носа и верхней губы. При сокращении головка поднимает крыло носа, верхнюю губу, расширяет ноздри и подтягивает вверх носогубную складку. Приподнятая этой мышцей щека образует ряд лучистых складок от угла глаз. При движении угловой мышцы лицо принимает более печальное выражение. Волокна угловой головки – выразитель «горьких слез».

Мышца носа – это два пучка: поперечный и крыльный. При сокращении поперечный пучок подтягивает крыло носа в косом направлении, отчего изменяется положение ноздрей, которая бывает при обнюхивании. Крыльный пучок при сокращении опускает крылья носа и сужает ноздри.

Собачья или клыковая мышца сокращаясь, тянет угол рта кверху и наружу. По функциям она аналогична скуловой мышце смеха.

Щечная мышца образует толщу щеки – боковые стенки рта. Она располагается между слизистой оболочкой и кожей. Подкожный жир дает округлость щек.

Нижняя область лица: круговая мышца рта, треугольная, квадратная мышца нижней губы, подкожная мышца шеи и подбородка.

Круговая мышца рта – плотное мышечное кольцо вокруг рта. Состоит из волокон: поверхностную в толще красной каемки губ и глубокую – под волосистой части кожи. Эти волокна способствуют расширению рта. При сокращении этой мышцы рта губы сужаются. При сокращении глубокого слоя мышц губы выдвигаются вперед.

Треугольная мышца, сокращаясь, тянет угол рта книзу, делает линию рта дугообразной, носогубную складку – прямоугольной и придает лицу выражение недовольства. При одновременном сокращении треугольной мышцы рта и вековой части мышцы глаза лицо приобретает выражение «презрения и высокомерия».

Квадратная мышца нижней губы лежит глубоко на коже нижней челюсти и сливается с круговой мышцей рта. Ее движения придают лицу различные выражения (при выражении отвращения глаза закрываются, а рот прикрывается).

Подкожная мышца шеи – очень тонкий пласт под кожей на боковой поверхности шеи. Верхние горизонтальные волокна подкожной мышцы, располагающейся между углом рта спереди и жевательной мышцы сзади, тянут угол рта назад и придают выражение улыбки.

Подбородочная мышца – самая сильная мимическая мышца лица. При сокращении она поднимает кожу подбородка вверх и вытягивает нижнюю губу вперед.

Мимика и грим

Мимика – это один из выразительных средств актера. Все переживания человека – радость, смех, печаль, гнев, злость приводят к повторению движений одной и той же группы мышц, которые образуют морщины и создают определенное выражение лица, определенный тип лица. Но у каждого человека все это происходит по разному и для гримирования нужно знать мимические схемы. При изображении жизнерадостного человека его черты округляются, у него нет острых углов на лице. У печального человека свои формы мимики. Но привычная мимика в жизни часто не совпадает со сценической. В жизни он жизнерадостный, а на сцене ему надо быть злым. И актер для этого должен знать мимическое выражение лица злого человека.

Радость

При мимическом выражении радости лицо как бы округляется, брови дугообразно приподнимаются, губы и щеки тоже округляются. Глаза сужаются, у внешних углов глаз образуется сетка мелких морщинок. Носогубные складки могут резко измениться. Нос кажется короче, цвет кожи не меняется.

Печаль

Печаль – это поникшее лицо, осунувшееся, мышцы расслабленные. Кожа становится сероватого оттенка (цвета). Черты лица кажутся удлиненными. Самым ярким элементом печали на лице являются брови. У переносицы они приподняты, а концы их опущены. Резкими становятся межбровные и лобные морщины. Заметнее становятся глазные впадины. Губы становятся тоньше, углы рта опущены. Резче проступают носогубные складки. Щеки кажутся впалыми.

Гнев. Злое лицо

Лицо при гневе бледнеет. Кожа принимает желтоватый оттенок. Брови сдвигаются и резче прорисовываются межбровные мышцы. Губы сжаты, становятся тоньше и бескровными. Резче становятся носогубные морщины. Щеки впалые. Все черты становятся резче и тоньше.

Актерам приходится играть роли разного возраста и потому им нужно знать особенности разных возрастов.

Детский возраст

Детский возраст – это безмятежное ясное выражение лица. Мышцы лица почти не напряжены. Морщины отсутствуют. Мимика пока еще не проявляется. Цвет кожи розовато-нежный. Черты пухлые. Глаза широко раскрыты. Брови еще не приобрели формы.

Юный возраст

Появляется осмысление на лице. Кожа не такая нежная, равномерно окрашена, иногда с румянцем на щеках.

Формы губ, бровей, глаз становятся более очерченными. Цвет губ яркий, сочный. Налицо признаки зрелости.

Зрелый возраст

На лице человека отражаются все особенности характера и темперамента.

Пожилой возраст (старость) характеризуется большим количеством морщин, неровно окрашенным восковым цветом кожи, потемневшими губами, седыми волосами, впалыми глазами, пигментными пятнами на лице, синеватым оттенком нижнего глазного века.

Дряхлость

Кожа становится дряблой вследствие ослабления тонуса мышц, сероватого цвета. На щеках и носу могут появляться склеротические красные жилки. Если зубы не вставлены, то щеки и верхняя губа западают, выступает подбородок, кончик носа опускается, носогубные складки увеличиваются. Появляется много морщин вокруг рта и на щеках. Морщины при отсутствии на голове волос переходят в эту область. Морщины появляются в области верхнего века и наружного угла глаз. Меняется рисунок бровей, у мужчин они становятся пушистыми и насупленными.

Морщины

Морщины появляются постепенно по мере старения. С возрастом кожа теряет упругость, отчего появляются складки (морщины). Сначала они появляются на лбу, затем в направлении от носа к подбородку, у наружных углов глаз и на шее, переносице, подбородке и верхней губе. Морщины могут появляться и у молодых людей, благодаря их привычкам: щурить глаза, морщить лоб, манере смеяться. У некоторых людей при смехе резко начинают сокращаться складки веером по всему лицу. Морщины могут появляться при неправильном положении во время сна, при близорукости. Многие спят на высоких подушках – это способствует образованию на шее и подбородке морщин. Морщины появляются и при длительном пребывании на солнце, ветре, при сухости и влажности.

Морщины делятся на поверхностные и мимические. Первые образуются при отсутствии гигиенического ухода, от пересыхания кожи, она увядает. Мимические морщины возникают от частого их сокращения. В 30 и 40 лет количество морщин значительно прибавляется.

«Гусиная лапка» – морщинки вокруг глаз появляются приблизительно в 40 лет. Постепенно они с возрастом углубляются. Этому способствует солнечный свет, он ускоряет старение.

Морщины бывают: лобные (горизонтальные), надбровные (дугообразные), межбровные (вертикальные), подбровные, подглазные, мелкомешочные, лучистые («гусиная лапка»), носопоперечные, носогубные, петлеобразные, щечно-подбородочные, губоугловые (молодые), дугообразные, раздельные, параллельные (челюстные). Старение зависит, конечно же, от возраста, но и от ухода за кожей, от заботы о здоровье, от занятий спортом.

Глава II. Грим черепа (тренировка)

Грим черепа – это азбука сценического грима. Перед тем как приступить к гримированию черепа, до смазывания лица вазелином, надо замазать брови увлажненным мылом по росту волос или гримировальным клеем. Можно брови спрессовать ватным тампоном вместе с клеем, а затем замазать гримом. После замазывания бровей наносим слой общего тона (светло-коричневого) с желтым налетом, добавив к белому гриму немного коричневой и желтой краски. Далее определяем расположение лобных углов, лицевых костей и впадин, скрытых кожей лица. Лицо прощупываем подушечками пальцев, наклонами и поворотами головы. Находим лицевые кости, бугры и впадины. Все это надо зафиксировать линиями, подчеркивая границы костей и впадины черепа лица. Все это делается с помощью растушевки коричневой краской, определяя тонкие линии лицевых костей зубов и впадин, соответствующих им. Это схема грима лица.

Разные по объему впадины подчеркивают: глубокую впадину темным цветом, мелкую – светлой краской.

Грим черепа – основа основ. Грим в переводе со староитальянского «гримо» – морщина, складка. Грим – искусство придания внешности, необходимой актеру для данной роли посредством красок, наклеенных усов, бород и т.д. Все начерченные линии, впадины, тени и полутени являются средством объемного изображения выпуклых костей и впадин. В глубоких местах впадина темней, а в мелких – светлей. Поэтому для глубоких впадин нужна более темная краска (коричневая с примесью черной), а для мелких – наоборот (коричневая с примесью тона загара). Чтобы придать костям объемность, все линии и впадины надо растушевывать по направлению к намеченным углублениям, а затем кончиками пальцев свести на нет во все стороны. В более выпуклых местах надо положить белый блик с добавлением желтой краски. Глазницы и отверстия носа имеют глубокие впадины и резкие границы с острыми краями. Эти края сводить на нет не следует, а рекомендуется обводить тонкой светлой линией, что еще больше заострит углы решетчатой кости носа и глазницы. В центре надбровной дуги и края корня носа необходимо поставить светлый блик. Лобные бугры следует высветлить, а на нижней челюсти около ушей на верхней скуле в центре между носом и ушами и на подбородке поставить блики. На зубах высветляют места, которые придают им объемность.

Глава 12. Коррекция грима

Коррекция грима означает добавление к тому, что дала актеру природа или маскировку того, чего лучше бы она не давала. Хорошо, если актер умеет использовать свои достоинства при создании различных образов. Но иногда актер вынужден исправлять недочеты в своей внешности.

Корректировка волос

Чтобы избавиться от неуместной седины на висках или в шевелюре, используйте недельную тонировку для волос, нанося ее зубной щеткой или щеточкой для бровей. При этом нужно быть аккуратным, остерегаясь попадания краски на кожу. Эта краска-тонировка смывается водой с мылом (рис. 1-4).

В случае, если волосы на лбу и висках редкие, нужно остро отточенным карандашом для бровей нанести отдельные линии вдоль тонких волосков на этих местах. Волосы будут выглядеть гуще. Линии не должны быть толстые, а карандаш мягкий и жирный: такой карандаш блестит и размазывается (рис. 5-8).

Если волосы светлые на бровях, а они не должны быть темнее, легкое прикосновение карандаша для бровей по волоскам, но не к коже, сделают их темнее и шире (рис. 9-11).

Если «жидкие» брови или они почти оказались выщипанными, нанесите легкие штрихи мягким остро отточенным свинцовым карандашом. Рисунок должен соответствовать вашему персонажу. Довольствоваться прямой линией бровей ошибочно, прямых бровей не бывает (рис. 12-14).

Коррекция глаз

Если припухлые веки, то уменьшить припухлость можно темными тенями для век. Светлые же тени только увеличат припухлость и уменьшат глаза (рис. 15-17).

В случае маленьких глаз у мужчин нужно провести по внутренней стороне верхнего и нижнего века четкие линии, но не очень жирные.

Если ресницы очень тонкие или светлые, нужно воспользоваться тушью для ресниц (рис. 18-19). Женщины также в таких случаях должны использовать тени для век. Кроме того, можно провести линию по верхнему веку и легко оттенить нижнее (рис. 20-22). Можно использовать и искусственные ресницы (рис. 23).

Чтобы глаза казались больше, нужно добавить светлые пятнышки, можно и баканом возле внутреннего и внешнего уголков глаза (рис. 24-25).

Коррекция под глазами

Если под глазами круги или светлые пятна, то нужно положить на эти места немного еще более светлого тона. Если это положение не исправило, то просто нанесите основной тон на участок под глазами до самого нижнего века и немного добавьте теплого тона (румян) – это исправит положение (рис. 26-28).

Коррекция носа

В случае широкого носа или курносого, который нужно сделать более тонким или выпрямить, нужно применить для этого более темные тона, чем общий по обеим сторонам носа или того места на носу, которое должно стать меньше. Блик по центру носа ставит не нужно. Но в случае с курносым носом блик в нужном месте необходим (рис. 30-32).

Коррекция губ

Если губы полные, но бесцветные, их нужно подкрасить соответствующей краской или губной помадой (рис. 33-35). Женщины с тонкими губами могут нарисовать новую линию губ с помощью контурного карандаша, подходящего для данного персонажа. Появившееся пространство заполняют губной помадой или гримом (рис. 36-38).

Если губы полные, а нужно сделать их уже, нужно нанести на губы и вокруг рта основной тон, захватывая часть губ, затем нужно нанести нужный контур размеров губ, а внутри заполнить губной помадой или соответствующим гримом (рис. 39-43).

Коррекция подбородка

Если скошенный подбородок, то нужно нанести более светлый тон по обе стороны подбородка, и он будет выглядеть более выпуклым.

Если нужен выступающий подбородок, то можно воспользоваться гуммозом или пластиком. Мужчины могут использовать приклеенную бороду, если это позволяет возраст персонажа (рис. 44-45).

Двойной подбородок никуда не спрячешь, но можно на него наложить более темный тон.

Коррекция скул

Скулы можно попробовать уменьшить путем наложения на них более темного общего тона, а не светлого в случае придания им большей объемности. Но в целом это проблемы не решает, скулы никуда не денутся.

Все эти приемы могут быть использованы как в театре, так и в кино и на телевидении.

Основной грим для женщин (отдельные фрагменты гримирования)

Блики в женском гриме используются для маскировки глубоких морщин вокруг рта, на лбу и возле носа, при маскировке кругов под глазами.

Жирные румяна наносят перед тем, как пудрить лицо, их наносят губкой прямо под скулой и чуть выше, чтобы подчеркнуть ее строение. Сухие румяна накладывается на запудренное лицо Но если у актрисы круглое лицо, в этом случае румяна и жирные и сухие наносятся на места естественного румянца.

Подкрашивают не кожу под бровями, а отдельные самые светлые волоски и контур бровей создают не сплошной линией, а отдельными штрихами.

При подводке глаз нельзя использовать карандаш для бровей – он размажется. Не годится для ресниц и жидкая краска – она осыпается. Наносите краску для век тонкой кисточкой.

Накладные ресницы должны по размерам соответствовать вашим ресницам. Лишнюю часть нужно отрезать. Для придания ресницам нужной формы, можно держать их в одной руке, а другой под предельным углом формировать (оттягивать) ножницами. Можно шлифовать ресницы бритвой, положив их на ровную поверхность и придерживая пальцами. Ресницы никогда не накладывают (не приклеивают) на ресницы или веко, их нужно укладывать точно по линии роста своих ресниц. По основании приклеенных ресниц проведите растушевкой или кончиком щетки.

Нижнее веко всегда нужно подводить только темно-коричневым карандашом или краской. Жирная черная линия выглядит тенью или «грязью».

Для корректировки жирных румян ранее нанесенных кисточкой для румян нанесите на те же места немного сухих румян (лоб, подбородок, под бровями) – это придаст естественный вид.

При выборе губной помады не увлекайтесь блеском. Он временами «стирает» губы.

Эти советы годны не только для театрального грима, но и для кино и телевидения с учетом небольших особенностей. Для телевидения нужно избегать цветных теней (только коричневый и белый цвет красок и подводки). Помада та, что не имеет в своем составе голубого оттенка.

Основной грим для мужчин (фрагменты гримирования)

Тон общий выбирается в зависимости от возраста, здоровья, сословия персонажа. Тон можно сформировать, смешав несколько красок. Круги под глазами можно замазать бликами светлого тона или до самых век наложите общий тон, добавив теплого тона (румян).

Ярко выраженные мешки под глазами под краской не исчезают.

Жирные румяна кладут под пудру, сухие на пудру. Сухие румяна не накладывают на подбородок, скулы и лоб.

Остальные приемы в гримировании будут раскрываться в других разделах.

Глава 13. Гримирование отдельных частей лица. Приемы грима

Гримирование бровей

При гримировании можно изменить форму бровей, сделать их выше, ниже, короче, длиннее. Обязательно увязать их с цветом волос, парика. В случае несовпадения цвета брови следует окрасить, красят их коричневой краской с добавлением бакана. Чистой черной краской пользуются при гриме национальном или когда хотят подчеркнуть специально накрашенные брови.

Для маскировки собственных бровей существуют приемы:

  1. Покрасить брови общим тоном более густым. Для этого его смешивают с пудрой нужного цвета.
  2. Светлые, не очень густые брови можно замазать мылом. Волоски бровей приминают друг к другу. После мыла покрывают общим тоном.
  3. Густые брови замазывают специальной прозрачной вяжущей мастикой – ангруаз.
  4. Можно замазывать брови гримировальным клеем (сандарачный лак). Намазанные лаком брови промакивают мокрой ваткой. При соединении лака с водой образуется белый налет, волоски склеиваются. Поверх накладывается общий тон. Затем рисуется новая форма бровей.

Брови бывают: дугообразные (арочки), с изломом, нависшие, короткие, длинные, прямые, скорбные (когда внутренние головки приподняты ко лбу).

Брови рисуют растушевкой или кисточкой. Линия бровей не должна быть однородной. Кончики бровей должны быть тонкими, середина должна быть более интенсивной.

Брови можно сделать с помощью крепе. В руках их крепе делают нужную форму (обрезают и разрезают), а затем наклеивают на кожу, придавая нужную форму. Можно делать брови из бархата, низковорсного меха, синтетической ткани с применением блеска и блесток.

Гримирование глаз

Гримирование глаз должно быть с учетом их формы, размера, цвета.

Глаза бывают таких форм: миндалевидные (форма миндаля), круглые, глубоко посаженные, раскосые (монголоидная раса), широко расставленные, близко расположенные друг к другу, выпуклые, «падающие» (внешний угол глаза как бы опущен вниз).

Для подводки глаз применяют черную, коричневую, серую, синюю, голубую, желтую, перламутровую краски. От подводки глаз определенного цвета или тона зависит глубина глаза, его выразительность. Темная подводка делает глаза более темными. Приступая к подводке глаз нужно посмотреть на глаза в прищуренном, нормальном и улыбающемся виде. Определив форму глаз, приступают к нанесению тона. Это тон № 2 + № 3. Для увеличения глаза линии подводки проводят, несколько отступив от естественной линии (примерно на толщину спички, особенно при подводке нижнего века). Эту линию проделывают коричневой или смешанной (коричневая с черной) краской. Линию верхнего века (ресниц) проводят так же, чуть отступив краской.

Тени в верхней части века наносят плавно кисточкой от внутреннего угла глаза. Около стенки носа (чуть дальше слезного канала) ставят красной краской (кармин) точку как бы обозначая край глаза. При нанесении общего тона эта точка (слезничок) становится бледным естественным, потому его надо ставить более ярким.

Само собой разумеется, что с помощью подводки решается вопрос формы и объема глаз. Если не изменять форму глаз, то после нанесения общего тона подбровное пространство румянят так же как сами глазные впадины.

При гримировании круглых глаз впадины покрывают общим тоном с учетом пола: для мужчин берут тоны № 3 + № 2, а для женщин – № 2 + № 1. Подводку делают коричневой + черной красками и только в середине глаз (веко нижнее и верхнее), плавно отступают от края века. Линия подводки должна напоминать арочку-скобочку. Округлость глаза можно подчеркнуть искусственными ресничками, наклеенными на верхнее веко.

Удлинить глаза можно с помощью линий, которые проводятся по линии верхних и нижних ресниц и выводятся на 1 см к виску.

В лубочном и клоунском гриме, например, Петрушки, ставят большие толстые точки на середину верхнего и нижнего век.

Для придания выразительности глаз часто актеры (актрисы) прибегают к накладным ресницам. Их наклеивают после окончания гримировального процесса. Ресницы могут быть увеличенных размеров с блестками. При снятии грима ресницы снимают в первую очередь.

При придании глазам раскосости ресницы подводят тонкими линиями темно-коричневой краской. Линии внутренних углов опускают вниз, а у наружных приподнимают вверх. При этом веки высветляют и уголки глаз заполняют светлым тоном.

Для создания круглых глаз (негр) нужно линии провести от внутреннего и наружного углов век, опустив их полумесяцем и стушевать вниз. Промежуток между ресницами закрашивают под цвет белка глаза.

Гримирование носа

Носы бывают прямые, курносые, с горбинкой, с опущенным кончиком вниз, искривленные, большие и маленькие.

Для изменения формы носа существует живописный (с помощью гримировальных красок) и скульптурно-объемный (с помощью налепок и наклеек).

Прямой нос «делается» с помощью серой, коричневой красок, смешанной с баканом путем затемнения боковых сторон носа более темной краской. Это все основано на контрасте светлого с более темным, но переход не должен быть резким. Грани перехода стушевываются. Чем уже пространство между боковыми темными линиями, тем тоньше будет казаться нос.

В случае с длинным носом боковые тени, наложенные на стенки носа, поднимаются к переносице и даже захватывают внутренний угол глаза. Переносицу покрывают светлой краской, чтобы она по цвету сливалась бы со лбом.

Курносый нос из не курносого можно сделать путем окраски легкой тенью нижнюю часть носа. Ноздри высветляются и по окружности обводятся розовой линией, а спинка носа около верха ноздрей затемняется, отступив 1, 5 см от кончика носа.

Широкий нос получается при высветлении спинки носа, а стенки носа затемняются от переносицы до ноздрей. Эти линии идут параллельно, но затем огибают кончик носа его верхнюю часть и соединяются на нижней площадке кончика носа.

Чтобы нос сделать меньше, нужно на его спинку наложить тень или общий тон должен быть темнее, чем на лбу или подбородке.

Чтобы был горбатый нос, нужно переносицу и кончик носа затемнить, а центр горбинки высветлить (поставить блик).

Форму носа можно изменить и с помощью налепок: ваты, поролона, гуммоза. Гуммоз пальцами разминают и придают форму, которая близко напоминает ту, которая должна быть. Затем прилепляют ее к носу на сухую (без клея) кожу и придают ей окончательную форму, плавно сведя мастику (гуммоз) на нет. Чтобы эта наклейка казалась естественной, на нее наносят общий тон и воспроизводят фактуру человеческой кожи с помощью кусочка марли, осторожно прижимая ее к наклейке и таким образом превращая ее в «натуральную».

Подтягивание носа делается в случае его укорочения либо с целью выпрямления крючковатого носа. Для этого вырезают ленточку из муслина, шифона или газа шириной 1 см, конец ленточки можно срезать на конус и приклеить ее конец к основанию носа между ноздрями, под носом. Затем надо смазать спинку носа клеем, пальцами левой руки подтянуть вверх кончик носа, а пальцами правой руки положить ленточки на спинку носа, прижать полотенцем или салфеткой из х/б ткани и держать до полного высыхания клея.

Кривой нос достигается искривлением его спинки с боковыми тенями.

Заглаживание морщин

Заглаживание морщин, складок и впадин щек можно произвести путем подтягивания кожи лица.

В этих целях используют две газовые или марлевые ленточки шириной 3 см. Их приклеивают на нижних челюстях у краев ушных раковин и затем завязывают ленточки на затылке. Таким же образом можно убрать морщины и складки у глаз и лба у мужчин.

Актриса может заплести на висках тоненькие косички, подтянуть их кверху и завязать на затылке, замаскировав своими волосами. Актеру же следует приклеить у краев висков две газовые ленточки шириной 1, 5 см, слегка подтянув кожу, завязать ленточки на макушке и замаскировать их своими волосами или париком.

Для подтягивания глаз и бровей нужно муслиновую ленточку шириной 1, 5 см приклеить клеем на верхнем веке у наружного края глаза, отрегулировав нужный разрез глаз, ленточку от левого глаза завязывают с ленточкой от правого глаза на затылке и маскируют париком.

Если невозможно воспользоваться париком, то следует подрезать ленточки у верхнего края виска и привязать к ним крепкую нитку под цвет волос и, подтянув их, завязать на затылке, замаскировав затем волосами. Разумеется, ленточки нужно замазать общим тоном, а веки оттенить светлой краской. Нижние и верхние ресницы подвести черной или коричневой краской – это еще больше придаст раскосость.

Гримирование губ

Рот считается красивым, если уголки губ не превышают уровня крыльев носа.

Толстые губы для их уменьшения гримируют общим тоном и очерчивают их на границе.

Большой (широкий) рот уменьшают путем замазывания уголков рта общим тоном и рисуют нужную форму губ темной краской.

Маленький рот увеличивают линией темной краски.

Опущенные уголки губ можно поднять, сместив темной краской уголки вверх. Чтобы увеличить расстояние между носом и верхней губой, надо верхнюю губу сделать тоньше, а нижнюю толще.

Для нормальной подводки губ берут на кисточку или растушевку краску бакан и обводят контуром границы губ. Внутреннюю часть губ красят красной краской с добавлением желтой и общего тона № 1.

В современных спектаклях актрисы используют губную помаду различных оттенков: коричневую, сиреневую, бледно-фиолетовую, вишневую, перламутровую.

Губы пожилых людей четкого контура не требуют. Рисунок губ должен быть размыт, общий тон сероватого оттенка (коричневая краска + общий тон с серо-желтым оттенком).

Мужчины красят губы баканом, женщины – кармином (красная краска с добавлением разных других оттенков красок). Детям подчеркивают губы розовой краской (красная + белая).

Гримирование подбородка

В обычных случаях подбородок покрывают общим тоном, как и все лицо.

В случае заострения подбородка его затемняют с правой и левой сторон (теневая краска – коричневая + бакан), а подбородочный бугор высветляют тоном № 3 и, если нужно наносят блики из тона № 2 + белая краска.

Если надо сделать широкий подбородок, надо по краям его границ высветлить, обозначив его границы.

Для создания двойного подбородка, надо свой подбородок опустить вниз и прижать к шее. На обозначившейся складке прочертить теневую линию, подчеркнуть отвислые углы подбородка и обязательно высветлить его центр. Границы складок прочерчивают тоном, составленным из коричневой + красной краской. Наплывы между линиями тонируют светлым тоном № 2 + белая + желтая краски. Все линии слегка растушевывают.

Можно использовать наклейку из ваты, пластика, папье-маше, они возможны в сказочных гримах: леший, демон, Яга и т.д.

Гримирование лба

Классический лоб – выпуклый и равномерно широкий.

Чтобы сделать большую выпуклость, надо положить тень по обеим сторонам лобной кости. Чтобы выдвинуть лоб вперед, надо его середину высветлить, а в центре положить блик. Если затемнить центральную часть выше переносья, лоб станет плоским. Если затемнить височные впадины и высветлить края лба с внутренней стороны и положить в центре узкий блик, то получится узкий длинный лоб. Узкий лоб еще можно сделать и другим способом. Для этого линию волос как бы «опускают», а брови «приподнимают», т.е. увеличивают волосяной покров на лобной части и приближают к нему брови. Для затемнения отдельных частей лба используют коричневую + красную краски, а так же с добавлением бакана и серой красок. Увеличить лоб можно и за счет замазывания бровей и ресниц светлыми тонами (№ 2 + белая краска). При этом нужно подчеркнуть надбровные дуги.

Высокие лбы были «модны» в эпоху Ренессанса (Возрождения).

Гримирование щек

Щеки меняют форму при тонировании темной краской, если нужно убрать их ширину и выпуклость. Все темные тени, наложенные на лицо (щеки) уменьшают их размеры, а светлые наоборот их подчеркивают (увеличивают). Потому пользоваться красками нужно умело со знанием живописных приемов и актерского опыта – мастерства.

Виды гримов

Для правильного выполнения основных приемов гримирования необходимо использовать определенную последовательность:

  1. подготовка лица к процессу гримирования (чистая кожа, наложение крема, вазелина);
  2. нанесения общего тона;
  3. подбор теневых красок;
  4. проработка основных частей лица.

Грим худого человека

Пластика такого лица особенная. Она выражается в цвете, в размерах отдельных деталей лица, в их выпуклости и большем количестве впадин. Глаза вваливаются, заостряются, нос удлиняется и заостряется, бледнеют губы, приобретают синеватый цвет и т.д. Общий тон для такого грима особенный, используют тон № 2, добавляют белую и желтую краску в пределах 1/10 частей. Все это тщательно перемешивают (на палитре или на руке) и затем точечным способом наносят на лицо.

Для нанесения теней в этом гриме используют коричневую краску и добавляют 1/10 тона № 2. В этом гриме особенно надо знать строение черепа, контуры костей и впадин. Начинать надо с височной впадины, затем глазной и подскульной. Брови подводят краской коричневой + бакан. Внутренний угол глаза покрывают тенями интенсивно. Обязательно подчеркивают линию нижних ресниц. Глазную впадину можно затонировать серо-голубой (дымчатой) краской. Стенки носа тонируют бежевой краской. Баканом подчеркивают крылья носа. Подчеркивают и носогубные складки (бакан + коричневая краска). Чтобы ровно прорисовать складки, надо улыбнуться и нанести кисточкой или пальцем краску, а чтобы это оттенить, надо использовать тоном светлую краску. Губы прорисовывают баканом (контур губ). Чтобы пухлые губы уменьшить, их надо тонировать общим тоном, а потом наносить контур. Внутреннюю часть губ красят неяркими красками (красная с белым). Худое лицо для взрослого человека в этом случае тон наносят на шею и руки и обязательно запудривают.

Прическа играет немалую роль в «худом гриме». В этом случае больше всего подходят прямые волосы, они зрительно удлиняют овал лица. Завивка может быть только на концах. Особенно худобу подчеркивают волосы шатена и черные волосы. В этом гриме должны преобладать острые линии и «холодные» тона. «Теплые» тона наоборот округляют лицо.

Мужской грим «худого человека» позволяет использовать и растительность.

Грим болезненного состояния

При болезни почек наблюдается бледность кожи, отек лица. При туберкулезе – бледность лица, румянец пятнами, губы пунцово-красные, глаза, виски, щеки впалые. Примеры:

Раскольников – тон № 2 с примесью желтизны, брови нарисованы надломленной линией, глаза устало запали, виски впалые (они сделаны светло-коричневой краской). Борода редкая и небольшая, усы узкие и плоские. Длинные волосы, отчего голова кажется небольшой.

Царь Федор Иоаннович – без тона вообще, потому лицо серое, болезненное. Глаза слегка подведены. Скулы немного расширены светлым тоном. Парик шатена подстрижен под скобу. Бородка жидкая, усики редкие.

Егор Булычев (болезнь печени) – общий тон бледный с желтизной, пятнисто болезненный румянец. Подведены ресницы. Глаза углублены. На нижнем веке – тень, верхнее веко – светло-серое. Брови «соболиные» начинаются у спинки носа. Под скулами впадины и т.д.

В основе грима «худое и болезненное лицо» лежит знание строения черепа.

Грим «полное лицо»

Перед тем, как приступить к выполнению такого грима, надо выяснить причину полноты (природная, болезненная, от переедания). Принцип работы над этим гримом – шар. Все черты должны быть округлыми, а цвета только теплыми (красные, оранжевые) и избегать холодных (синих, голубых, серых). Так как светлые тона делают поверхность более выпуклой, а темные углубляют, отдаляют.

Гримирование такого типа лица начинается с замазывания мастикой (анграузом) бровей. Затем наносят общий тон № 1 + № 2, в том числе и на брови. А так же румяна у женщин светлее, у мужчин – темные с добавлением 1/10 частей желтой краски. Румяна нужно наносить во время улыбки, чтобы они легли в нужные места. Румянят кончик носа, верхнее веко. На подбородке румянят верхнюю часть. Ну а выпуклые места высветляют. Ноздри (крылья носа) обрисовывают тонкой линией бакана. Носогубные складки подчеркиваются при улыбке дугой, поперечной линией. Этим достигается выпуклая форма щек – «щечные яблочки». Линия дуги проводится баканом и оттеняется рядом светлой краской. Объем (толщина) получается за счет контраста красок.

Глаза гримируют следующим образом: берут тон № 2 с добавлением 1/10 части желтой краски и белой, все перемешивается и этим составом высветляют верхние и нижние веки ближе к ресницам. Веки становятся припухлыми. Затем кисточкой или растушевкой коричневой краской подчеркивают внутренний угол глаза вниз по диагонали к носу длиной 5 мм. Тоже подчеркивается и внешний угол глаза.

Брови прорисовывают коричневой краской + бакан отрывочными штрихами или короткой линией. Длинные брови замазывают мастикой, мылом или театральным лаком. Все это хорошо замазывается общим тоном. Брови можно рисовать и в виде дуги в пределах собственных бровей.

Губы рисуют традиционно, то увеличивают, то уменьшают. Контур рисуют баканом, а внутреннюю часть тонируют светло-красной с добавлением 1/10 части тона № 2. Углы рта замыкаются линией поперек, что придает округлую форму рта.

Прическа дополняет полный грим, волосы должны быть светлые, завитые, средней длины или короткие.

Все должно быть выполнено в теплых тонах, все детали лица округлые, а не острые. Холодные тона – серый, черный, синий, фиолетовый, сиреневый должны быть исключены.

Цвет костюма тоже должен соответствовать теплым тонам: оранжевый, розовый, красный.

Грим «старческого лица»

Если актер в возрасте, то можно ограничиться общим тоном № 2 + № 3. Румянец можно сделать баканом с помощью крупнопористой губки. Линии морщин особо подчеркивать не нужно. Грим фиксируют пудрой и надевают парик или делают прическу из собственных волос, клеят растительность.

С возрастом лицо человека меняется: цвет кожи становится блеклым с землистым оттенком, заостряются костные выступы и подчеркиваются впадины. Волосы седеют, выпадают. Грим одного и того же человека в возрасте зависит от профессии, от социального положения, от эпохи, от региона, где человек проживает, от национальности.

Общий тон формируют из тона № 3 с добавлением по 1/10 части белой, желтой и коричневой красок. Из этого получается землисто-желтый оттенок.

Впадина на лице делаются тоном, состоящим из смеси коричневой краски и 1/10 части основного тона. Все впадины тонируют темной краской, а выпуклости подчеркиваются более светлой краской.

Все налепки (из гуммоза), маскировки бровей (мастика ангруаз) выполняются до нанесения общего тона.

Глазницы гримируют серой краской, составленной из белой и черной, коричневой краской делают линии верхних и нижних ресниц и растушевывают.

Мешки под глазами подчеркивают серой краской (черная, белая, голубая по 1/10 части).

Дряхлость подчеркивают подкрашиванием нижнего века (внешний угол).

Брови подчеркивают коричневой краской, можно добавить и седины (белая краска).

Губы красят красной + общий тон, контур прорисовывать не нужно.

Морщины прорисовывают коричневой + бакан краской по своим естественным линиям. Для большей правдоподобности эти линии растушевывают указательным или средним пальцем. Много морщин делать не следует, нужно прорисовывать только основные: носогубные, лобные, «гусиные лапки», межбровные, морщинку у рта, скорби. Остальное дополнит соответствующий парик.

Старческий глаз зависит от подводки, а это косо срезанный внешний угол верхнего века и блик над ней. Верхнее веко становится нависшим и припухшим. Можно побелить ресницы.

Брови у стариков обычно густые и с проседью. Это можно сделать в гриме с помощью крепе, скрученного между ладонями. Если свои брови достаточно густые, то их белилами подкрашивают под седину, а затем счесывают вниз или делают «беспорядок». Углы старческого рта опущены книзу, а губы сухие и блеклые, иногда с синевой.

Блики на лбу, на лобных буграх делаются белыми красками, смешанными с желтой краской. На верхних веках они делаются потемнее, а на мешках под глазами еще темнее.

Для облегчения поиска возрастных морщин на лице у молодого актера, нужно, сидя перед зеркалом, менять выражение лица, чтобы определить, где появляются морщины, когда вы морщите лоб, где появляются «гусиные лапки» у глаз, складки у носа, на шее и т.д. Все остальное опирается на знание строения черепа.

Грим молодого человека

Молодое лицо имеет так же свои особенности: яркий цвет лица, полнокровность, мягкость, округлость черт, «живой глаз», здоровая улыбка.

При этом надо учитывать особенности строения лица, его овал, форму лба, бровей, глаз, носа, губ, подбородка.

Общий тон состоит из № 1 или № 2 с добавлением бакана и его наносят губкой, начиная от носа. Цвет румян зависит от цвета глаз и волос, он оживляет лицо. Румяна начинают наносить с подбровного пространства, затем переходя к височной впадине, скуловой выпуклости и к подбородку, не помешают румяна и на мочках ушей.

Припухлость век можно убрать коричневой краской, добавив ее в красную (в румяна) и тонируют их более интенсивно.

Лоб можно «оживить» румянами от подбровных дуг кверху, сводя на нет.

Подбородок румянят, сводя краску к шее. Скошенный подбородок не румянят, оставляют светлым, так как это создает иллюзию объема. Все «не нужные» выпуклости тонируют румянами.

Глаза подводят с обязательным учетом его размера, формы, цвета, глубины посадки. Если глаза серые, для подводки берется темно-коричневая краска с добавлением 1/10 части красной краски (эту смесь тщательно перемешивают между большим и указательным пальцем левой руки). Линию подводки по верхнему веку проводят, отступив от линии ресниц на 2 мм от внутреннего угла нижнего века (это увеличивает объем глаза). Линию выводят у внешнего угла глаза и стушевывают на нет с учетом формы глаза. «Впалые» глаза тре






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.