Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое развитие России в XVII в






 
XVIIв. был важным этапом в развитии народного хозяйства России. К середине века разруха - последствие смуты - была в основном преодолена. Происходил дальнейший рост сельскохозяйственного производства, однако главным образом за счёт введения в оборот новых земель, а не путём совершенствования орудий труда и приёмов обработки земли. Во второй половине XVIIв. определились регионы, производившие товарный хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию, и районы, их потреблявшие; складываются и районы ремесленного производства.

Серьёзные сдвиги произошли в развитии промышленности - возникают первые мануфактуры. Мануфактурное производство начиналось в металлургии - медеплавильный завод на Урале (1637г.); к концу века насчитывалось около 30 мануфактур.

Развитие товарно-денежных, рыночных отношений, рост числа мануфактур наблюдались в России в условиях поступательного движения феодальной экономики. Становление единого национального рынка происходило, таким образом, при отсутствии элементов капиталистического хозяйства на основе развития некапиталистического производства.

Русские города как торгово-промышленные центры и в XVIIв. оставались слабыми и значительно уступали по своему развитию западноевропейским. Сказывалось многое: разрушение городской экономики татарами, ослабление городских свобод при усилении княжеской власти в ходе объединения государства, расположение русских городов на значительном расстоянии от морских побережий, неисчерпаемые возможности внутренней колонизации, когда избыточное население из сельской местности уходило не в города, а в другие сельские районы.

Городское население состояло из привилегированной верхушки посада и основной массы тяглого населения - ремесленников и мелких торговцев. Купеческая верхушка имела своё деление - гости, гостиная сотня и суконная сотня. Наряду с привилегиями купцы имели массу обязанностей, обременительных и отвлекавших их от основных занятий (управлять казёнными промыслами, собирать налоги с посадов и т.д.). Что касается " тяглецов", то они были приписаны к посадским общинам, которые несли коллективную ответственность за исправный взнос податей. Управлялись города воеводами, которые назначались из числа бояр и служилых людей Разрядным приказом и утверждались царём и Боярской думой.

18) Складывания российского абсолютизма: предпосылки и особенности

 
Просвещенным абсолютизмом принято называть преобразования, сделанные Екатериной II до крестьянской войны. В основном они считаются навеянными размышлениями французских философов Эпохи просвещения, но следует учитывать, что фанатом просвещенного абсолютизма, если я не ошибаюсь, был один Вольтер. Если будете рассказывать Кацы, обязательно вспомните, что Вольтер с Екатериной переписывался, что очень льстило обоим, а значит, мог свои собственные и без того достаточно консервативные суждения сделать еще более приятными для Екатерины. Я и сам знаю, что это чушь, но Кацы очень любит рассуждения о влиянии субъективного фактора на философские взгляды.

В последней четверти 17 в. в политическом строе России отчетливо проявляются тенденции абсолютизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена соборным Уложением 1649 года. Этим же уложением была закреплена победа самодержавия над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Крепостнические отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем те изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, переросли в первой четверти 18 в. в новую качественную форму. Со второй половины 17 в. политический строй страны эволюционировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно- представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию приходилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между классами феодального общества все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внешняя политика правительства. Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как земские соборы; в эволюции приказной системы, а также состава боярской Думы; в расширении участия различных слоев населения в государственном аппарате, наконец, в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной. Наиболее ярким свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских Соборов. Земский собор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины и России, считается последним собором, собиравшемся в полном составе. Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддержке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями – приказами, а также Боярской Думой. Число приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века. Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов. Серьезное препятствие пути перехода к абсолютизму создавала церковь., которая по-прежнему претендовала на большую власть. Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадобилось 8 лет, чтобы оформить низложение Никона. Церковный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Несмотря на обострение социально-политических, экономических отношений в стране рубеж 17-18 вв. явился переломным моментом в истории феодальной России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.