Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример работы с когнитивной моделью






Рассмотрим пример работы с когнитивной моделью, приведённый в статье С.В. Качаева и Д.И. Макаренко «Интегрированный информационно-аналитический комплекс для ситуационного анализа социально-экономического развития региона».

«Применение интегрированного информационно-аналитического комплекса ситуационного анализа можно рассмотреть на примере разработки стратегии и программы социально-экономического развития региона.

На первом этапе строится когнитивная модель социально-экономической ситуации в регионе… Далее моделируются сценарии потенциальной и реальной возможности изменения ситуации в регионе и достижения поставленных целей.

В качестве целей социально-экономической политики были выбраны:

· увеличение объемов производства

· улучшение уровня жизни населения региона

· сокращение бюджетного дефицита

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие “рычаги” (управляющие факторы – Ю.М.), с помощью которых лицо, принимающее решение, может или хочет влиять на ситуацию:

· доходы населения;

· инвестиционный климат;

· издержки производства;

· развитие производственной инфраструктуры;

· собираемость налогов;

· налоговые льготы;

· политические и экономические преференции региону.

В результате моделирования выясняется потенциальная и реальная возможность достижения поставленных целей с помощью выбранных рычагов и полученных управляющих воздействий (см. рис. 3).

 

Рисунок 3. Когнитивное и динамическое имитационное (сценарное) моделирование.

 

На следующем этапе переходят от выработки стратегии достижения целей к разработке программы конкретных действий. Инструментом реализации стратегии является региональная бюджетная и налоговая политика.
Выбранным на предыдущем этапе рычагам и определенным воздействиям соответствуют следующие направления бюджетной и налоговая политики.

Рычаги достижения стратегических целей Направления бюджетной и налоговой политики
Доходы населения Расходы на социальную политику
Инвестиционный климат Расходы на государственное управление Расходы на правоохранительную деятельность Расходы на промышленность, электроэнергетику строительство и сельское хозяйство
Издержки производства Регулирование тарифов на электроэнергию, топливо, тепло, арендную плату и т.д.
Развитие производственной инфраструктуры Развитие рыночной инфраструктуры
Собираемость налогов Регулирование уровня неплатежей налогов
Налоговые льготы Регулирование уровня налоговых льгот
Политические и экономические преференции региону. Безвозмездные перечисления от других уровней власти

 

Таким образом, интегрированный информационно-аналитический комплекс ситуационного анализа является мощным инструментом выработки стратегии развития региона и претворения этой стратегии в жизнь»[56].

Необходимо заметить, что в исследованиях примеры использования когнитивного и сценарного моделирования обычно приводятся в весьма общем виде, поскольку, во-первых, подобного рода информация является эксклюзивной и представляет определённую коммерческую ценность, и, во-вторых, каждая конкретная ситуация (система, среда, объект управления) требует индивидуального подхода.

Существующая теоретическая база когнитивного анализа, хотя и требует уточнений и развития, позволяет разным субъектам управления заняться разработкой собственных когнитивных моделей, поскольку, как упоминалось, предполагается, что для каждой области, для каждой проблемы, составляются специфические модели.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.