Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выявление наличия или отсутствия в классе коллективистического самоопределения.






Ход выполнения. Учащимся дается следующая инструкция: " Вам сейчас будут предложены известные пословицы и поговорки, которые придумали уже давно. Сейчас условия жизни изменились, изменились и представления людей. Это явление естественно. Так что некоторые утверждения могут показаться вам неправильными. Подумайте хорошо над каждой пословицей и отметьте против её номера знак " + ", если вы с ней согласны, и знак " –", если не согласны.

Примеры пословиц:

1. Бедность не порок.

2. Гусь свинье не товарищ.

3. Время - деньги.

4. Всяк сверчок знай свой шесток.

5. Говорить правду - терять дружбу.

6. Горбатого могила исправит.

7. Дают - бери, бьют - беги.

8. Две собаки грызутся - третья не приставай.

9. Дело не волк, в лес не убежит.

10.Друзья познаются в беде.

11.Золото и в грязи блестит.

12.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

13.Моя хата с краю, ничего не знаю.

14.Не в деньгах счастье.

15.Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

16.Не место красит человека, а человек место.

17.Своя рубашка ближе к телу.

18.От трудов праведных не наживёшь палат каменных.

19.С кем поведёшься, от того и наберёшься.

20.С волками жить - по волчьи выть.

Обработка полученных данных. Ответы учащихся сводятся в общую таблицу.

Учащиеся Номера пословиц         ..    
  Березина Л. + +   +
  Вохмякова О. + + +     + +
  Петров М. + +   +
  Итого в процентах              

 

В строку " итого" записывается максимальное число совпадений мнений учащихся о справедливости каждой из пословиц. Например, если на первую пословицу из 30 человек 12 ответили " да", а 18 " нет", то в " итого" записывают 18.

Для определения ЦОЕ надо вычислить процент совпадения мнений по каждому суждению (пословице) по формуле:

,

 

где Р - число опрашиваемых, К - количество совпадений мнений по данному суждению из строки " итого". Далее все эти значения из последней строки таблицы складываются, и полученная сумма делится на количество суждений (в нашем случае 20) получаем показатель ЦОЕ - С. Минимальное значение С=50% (очень низкий уровень сплочённости), максимальное - 100% (очень высокая степень сплочённости).

Через 2-3 недели учитель сообщает учащимся, что как ему сообщили многие из них, под влиянием обсуждения справедливости этих пословиц с товарищами они пересмотрели своё отношение к этим пословицам. Педагог снова предлагает снова оценить справедливость этих утверждений, однако на этот раз опрос проводит по другому.

Предварительно заготавливается лист со списком этих суждений, но теперь против каждой из пословиц проставляется знак согласия или несогласия, по большинству, причём у 5-6 пословиц знак меняем на противоположный. Таким образом, на этом листе стоят результаты 1 эксперимента – ложная оценка. Отличия - 15-14 ответов соответствуют реальным, а 5-6 - нет. Второй опрос проводится в индивидуальной форме.

Обработка данных второго опроса: сравнение результатов последнего оценивания о справедливости народной мудрости с итогами первого опроса позволяют установить наличие или отсутствие коллективистического самоопределения среди учащихся класса. Если, несмотря на " давление" (мнение остальных одноклассников) учащиеся противостоят в этой конфликтной ситуации ложному мнению членов коллектива, т.е. решающим для них является не " давление" группы, а следование высшим идеалам, коллективистическим и нравственным ценностям, если они оказываются способны защитить эти ценности, то можно говорить о наличие в коллективе коллективистической организации, о коллективистическом самоопределении. В противном случае царит конформизм (соглашенчество, беспринципность, приспособленчество, отсутствие собственной позиции в решении данного вопроса).

 

III часть. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.