Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мышления






 

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение его видов осуществляется по разным основаниям.

1) в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление ил понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое (абстрактное). Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации, апробирования свойств объектов. Эта форма мышления наиболее характерна для детей до 3 лет. Ребенок этого возраста сравнивает предметы, накладывая один на другой или приставляя один к другому; он анализирует, разламывая по частям свою игрушку; он синтезирует, складывая из кубиков или палочек «дом». Не следует думать, что предметно-действенное мышление не встречается у взрослых. Оно часто применяется в быту (например, при перестановке мебели в комнате) и оказывается необходимым, когда заранее невозможно полностью предусмотреть результаты каких-нибудь действий (работа испытателя). Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. В простейшей форме оно проявляется у дошкольников в возрасте 4-7 лет. Здесь практические действия как бы отходят на второй план и, познавая объект, ребенку вовсе необязательно трогать его руками, но ему необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Взрослые также пользуются наглядно-образным мышлением. Так, приступая к ремонту квартиры, мы заранее можем представить себе, что из этого выйдет. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Для словесно-логического мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения (например, стоимость, честность, гордость и т.д.) Благодаря абстрактному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал.

2) По характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном (дискурсивном) мышлении, поэтапно развернутом процессе, и интуитивном мышлении, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.

3) если мышление рассматривать с точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач, то можно выделить мышление творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Репродуктивное мышление представляет собой использование готовых знаний и умений (когда мы четко прослеживаем ход мысли другого человека, например доказательство математической теоремы в учебнике, прекрасно понимаем ход и логику мысли писателя, ученого).

4) Мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое.

5) В зависимости от направленности на практику или теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении. Различают ум теоретический и практический. Особенности того или другого ума раскрыл Б.М. Теплов в своей работе «Ум полководца». Он писал: «Отличие между этими типами мышления нельзя искать в различиях самих механизмов мышления, в том, что тут действуют «два разных интеллекта». Интеллект у человека один, и едины основные механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека». [Теплов Б.М. Ум полководца. – М., 1985. – Т.1. – С.221]

Следует отметить, что все виды мышления тесно взаимосвязаны между собой. Так, например, приступая к какому-либо практическому действию, мы уже имеем в сознании тот образ, которого предстоит еще достигнуть.

 

Индивидуальные различия мышления у людей (качества ума)

 

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления. Наиболее существенные из них - самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота и критичность.

Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и находить нужные ответы и решения, не прибегая к мнению и частой помощи других людей.

Широта ума проявляется в широком кругозоре человека, в активной познавательной деятельности, охватывающей самые различные области науки и практики.

С широтой мышления тесно связано такое его качество как глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, способность увидеть проблему там, где у других людей вопросов не возникает. У людей с таким умом проявляется яркая потребность докопаться до причин, источников возникновения явления и событий, умение предвидеть их дальнейшее развитие.

Гибкость ума выражается в умении быть свободным от принятых шаблонных приемов и способов решения задач любого содержания и уровня, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - это способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение. Быстрота мышления зависит от знаний, от степени развития мыслительных навыков, а также от индивидуального темпа мыслительной деятельности, в основе чего лежит обычно большая подвижность нервных процессов в коре головного мозга.

Критичность мышления – это умение не принимать на веру своих и чужих мыслей, а подвергать их критическому рассмотрению, взвешивать все доводы «за» и «против». Критичность ума характеризуется способностью человека оценивать кК объективные условия, так и собственную деятельность, занять определенную позицию, объективно оценить выдвинутые гипотезы и результаты их проверки.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается опосредованность и обобщенность познания?

2. Определите роль мышления в жизни человека.

3. Какие функции выполняет речь?

4. Назовите виды речи, иллюстрируя их примерами.

5. В чем заключается взаимосвязь мышления и речи?

6. Приведите примеры мыслительных операций.

7. Дайте характеристику суждению и умозаключению как формам мышления.

8. В чем особенности овладения понятием у детей?

9. Назовите виды мышления. По каким основаниям они классифицированы?

10. Как вы считаете, какие качества ума необходимы для решения нестандартных проблем, нахождения выхода из проблемных ситуаций?

11.* Ответьте на «сакраментальные» вопросы психологии мышления.

1) Что является источником наших мыслей?

2) Если мысль – это отражение, образ, копия действительности, то как возможно мысленное предвидение будущего, постановка цели?

3) Можно ли утверждать из того факта, что мысль реальна, факт, что она материальна?

4) Возможен ли в прямом смысле слова обмен мыслями?

 

Литература

 

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1982. – Т. 2.- С. 5-361.

  1. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972.
  2. Лурия А.Р. Язык и мышление. – М., 1979.
  3. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995. - т.1. - С. 232-283.
  4. Петухов В.В. Психология мышления: Уч.-мет. пособие. – М., 1987.
  5. Психология мышления //Хрестоматия по общей психологии. – М., 1981.
  6. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М., 1984.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.