Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место и роль России в интернационализации хозяйственной жизни






 

Место сегодняшней России в мировом экономическом сообществе во многом предопределено последствиями ее семидесятилетнего пребывания в составе бывшего СССР – лидера стран социалистического лагеря. Как известно, СССР на протяжении многих лет являлся мировой супердержавой, занимавшей первое место в мире по территории, третье место – по численности населения и второе – по объему производства. Однако уровень жизни в этой стране по мировым стандартам был невысок. Советская экономика была искусственно изолирована от мирового рынка и мировой конкуренции, что приводило к потере конкурентоспособности многих видов продукции и замедлению темпов экономического роста. Самой крупной республикой СССР являлась Россия, здесь проживало более половины всего населения страны и производилось почти 60% ВВП.

С 1992 г. Россия, будучи признана правопреемницей СССР, выступает в качестве самостоятельного субъекта международных экономических отношений, она заняла место СССР в ООН и Совете Безопасности. С начала 1990-х гг., когда был провозглашен курс на создание рыночной экономики, проблема экономической интеграции России с мировым сообществом встала в практическом аспекте.

Интернационализация хозяйственной жизни, повышение степени открытости национальных экономик – объективная тенденция развития современного мира. Однако отношения бывшего СССР с мировым сообществом определялись господствующими в тот период времени идеологическими соображениями. Эти отношения не оставались неизменными, они прошли определенный путь развития от полной автаркии в 1930-50-е гг. до выборочного сотрудничества с отдельными странами в более поздние годы. Наиболее полное и крупномасштабное экономическое сотрудничество осуществлялось с начала 1960-х гг. с социалистическими странами в рамках СЭВ. Тесное сотрудничество, носящее во многом односторонний характер, сложилось с группой развивающихся стран, избравших некапиталистический путь развития. Стабильные, хотя и весьма ограниченные экономические отношения поддерживались с рядом капиталистических государств.

Крах системы реального социализма и обретение Россией национального суверенитета в начале 1990-х гг. серьезно ослабили ее позиции в мире. Продолжая оставаться крупнейшей в мире страной по размерам своей территории, Россия отступила на шестое место по численности населения, а по общему объему производства оказалась во второй десятке государств мира.

По уровню ВВП в расчете на душу населения Россия, занимая 45 место в мире, входит в группу стран с доходом ниже среднего уровня. В эту группу по статистике Мирового банка включены 66 государств с доходом на душу населения в диапазоне от 726 до 2895 долл. Речь идет о группе развивающихся государств Латинской Америки, Африки, Азии и Арабского Востока.

Сегодня Россия объективно относится к числу развивающихся стран со всеми вытекающими из этого статуса последствиями. Данный факт весьма неприятен для национального престижа, но именно он определяет место и роль современной России в мировом хозяйстве.

Начало либерализации внешнеэкономической деятельности пришлось на период так называемой перестройки. Уже в 1989 г. право непосредственного осуществления внешнеторговых сделок получили первые 14 министерств и 70 предприятий, а чуть позже это право стало предоставляться любому предприятию при условии его государственной регистрации в качестве участника внешнеторговых сделок. Тем самым было положено начало ликвидации государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. К моменту объявления России самостоятельным суверенным государством былая государственная монополия в сфере внешнеэкономической деятельности, по существу, была ликвидирована.

При этом действенный контроль за этим процессом по существу отсутствовал. Шоковый вариант открытия экономики означал бесконтрольную распахнутость хозяйственной системы, что предопределило возникновение потерь для народного хозяйство и создало угрозу экономической безопасности страны.

Вхождение России в мировое экономическое сообщество осложнилось глубоким экономическим кризисом, охватившим все постсоциалистическое пространство. Распад мировой социалистической системы, переориентация бывших социалистических стран на Запад означали для России утрату рынков сбыта бывшего СЭВ, на которые приходилась раньше примерно половина внешнеторгового оборота.

Интеграция России с мировым сообществом началась в условиях, когда страна была ослаблена в экономическом отношении, понесла крупные потери в производственном и научно-техническом потенциале, имела существенное ухудшение структуры производства и экспорта. К этому нужно добавить наличие большого внешнего долга и огромные суммы по его обслуживанию, незамкнутость таможенной границы, отсутствие эффективной системы валютного и экспортного контроля.

Россия вступила в ряд международных экономических организаций: Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Международную финансовую корпорацию, заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, стала членом Парижского клуба кредиторов, начала процедуру вступления во Всемирную торговую организацию, подала заявку на членство в ОЭСР, принята в число членов организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества.

В новых условиях главными внешнеэкономическими партнерами России стали промышленно развитые страны. Изменились ее отношения с развивающимися странами, в частности, прекратилась их односторонняя поддержка главным образом по оказанию военной помощи.

Россия с точки зрения мирового сообщества относится к группе стран с переходной экономикой.Статус страны с переходной экономикой накладывает определенный отпечаток на характер экономических взаимоотношений России с развитыми странами. Он, в частности, оставляет за ними возможность использования в отношении России мер дискриминационного характера. Так, Европейский союз, равно как и другие страны Запада, применяет к российским производителям антидемпинговые процедуры. Ежегодный ущерб российских фирм от введения антидемпинговых пошлин на отечественные товары оценивается в 1 млрд. долл. Что же касается России, то она не провела ни одного антидемпингового расследования против западных фирм.

Переходный характер современной экономики России сочетается с довольно высоким уровнем ее открытости: доля экспорта в ВНП страны составляет около 25%, а доля внешнеторговой квоты – примерно 35%. Однако следует иметь в виду, что процесс интеграции России с мировым экономически сообществом еще только начинается.

Интеграция России с мировым экономическим сообществом не только длительный, но и сложный, противоречивый процесс. Развитые страны, вообще говоря, не заинтересованы в появлении на мировом рынке нового сильного конкурента. С этим связаны, например, сохранение дискриминационных мер ряда зарубежных стран в их экономических взаимоотношениях с Россией, попытки мультинациональных компаний взять под контроль российский рынок стратегического сырья и технологий, их стремление укорениться на рынках стран СНГ, оттесняя Россию и составляя ей мощную конкуренцию в сбыте продукции и доступе к местным ресурсам сырья, минералов и топлива.

Россия не достаточно воздействует на МРТ и интеграционные процессы в международной хозяйственной жизни, поскольку в течение значительного периода времени оставалась в стороне от главных мирохозяйственных процессов.

При всем стремлении России перейти к цивилизованному рынку, фактически экономическая и политическая перестройка сопровождается рядом негативных явлений (падение производства, сокращение инвестиций, инфляция). Все это привело к тому, что роль России в мировой экономике и МРТ не только возрастает, но и снижается. В этой связи вполне очевидно, что включение России в МРТ и мирохозяйственные связи будет зависеть от:

· Оздоровления экономики на путях структурной перестройки.

· Переход к рыночным условиям хозяйствования.

· Создание действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для оздоровления экономики.

Первое требует значительных усилий и ресурсов. Второе менее ресурсоемко, лишь предполагает четкие действия правительства.

Для России жизненно важно быть открытой экономикой. Этот путь наиболее прогрессивен, т.к. цены мирового рынка определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного более эффективно, чем любой государственный орган. У отечественных производителей остается единственный путь для процветания – повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение производства при сокращении издержек. Однако, чтобы конкуренция не превратилась в разрушающую силу открытость рынка должна достигаться поэтапно и целенаправленно.

В этой связи важно подчеркнуть, что главным достоянием России в переходный период являются природные богатства. Они требуют рационального использования и высокой оценки, в соответствии с критериями мирового рынка. Поэтому необходима экономическая переоценка и защита всех государственных ресурсов. В перспективе все более настоятельной становится необходимость масштабного участия РФ в решении глобальных проблем человечества. Это требует полнокровного участия страны в работе международных организаций (ООН, МВФ и др.).

В свете сложившихся реалий требуется глубокий анализ и осмысление принципиального вопроса экономических взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.