Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню профессиональной подготовки спасателей






Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации послед­ствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональ­ной подготовки спасателей.

Спасатель должен уметь:

-подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;

- подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

- перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные прегра­ды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;

- пользоваться средствами пожаротушения;

- оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;

- определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;

- рационально и безопасно строить свою работу;

- проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;

- извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопас­ное место;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

- оказывать самопомощь;

- проводить разборку завалов;

- выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;

- осознавать степень риска;

- взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсут­ствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);

- осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;

- выполнять водолазные работы;

- выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;

- выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в ус­ловиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;

- ориентироваться на местности;

- -выживать в ЧС;

- организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;

- отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электро­энергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;

- проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, про­довольствием;

- локализовывать распространение ЧС;

- выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возник­новения;

- пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;

- выбирать оптимальные способы работы и средства труда;

- выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоцио­нальных нагрузок;

- работать в условиях личного риска;

- работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;

- осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;

- работать в различных рабочих позах;

- работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;

- оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать па­нические настроения и брать на себя роль лидера;

- быстро восстанавливаться.

Спасатель должен знать:

- причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера;

- терминологию;

- права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требова­ния, предъявляемые к спасателям;

- структуру МЧС России;

- правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособле­ний, применяемых при проведении ПСР;

- правила хранения и эксплуатации средств защиты;

- правила и инструкции по технике безопасности;

-технические характеристики используемого оборудования, техники, инструмен­тов, приспособлений;

- правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;

- приемы, методы и способы поиска пострадавших;

- сигнализацию, условные знаки, коды;

- правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелаж­ных работ;

- правила проведения разведки;

- способы и приемы определения наличия поражающих факторов;

- приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;

- водолазные спасательные технологии;

-дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиа­ция, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.);

- время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;

- методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;

- приемы оказания первой медицинской помощи;

- приемы оказания самопомощи и самоспасения;

- правила эксплуатации средств связи и оповещения;

- оптимальные способы перемещения в различных условиях;

- основы выживания в неблагоприятных условиях;
-правила организации временных лагерей, привалов;

- способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транс­портных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;

- способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;

- способы ориентации на местности;

- способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминиро­ванных участков;

-правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;

- способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;

- особенности работы с привлечением кинологической службы;

- виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;

- правила организации рабочего места;

- основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;

- ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;

- способы защиты от современных средств поражения;

- правила организации эвакуации пострадавших и населения;

- особенности региона ответственности;

- основы психологии и педагогики;

-способы восстановления;

- правила взаимодействия.

Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать спе­цифическими, присущими только этой профессии, следующими основными професси­ональными качествами:

- длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

- быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;

- самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;

- оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях пло­хой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, за­дымленности и других отвлекающих факторов;

- оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;

- адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

- одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;

- воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуко­вую информацию;

переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;

- уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;

- соизмерять свои силы с предстоящей работой;

- определять расстояние между предметами;

- переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напря­жения;

- самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;

- быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных ре­акций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;

- подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;

- обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самооб­ладанием, ответственностью и коллективизмом;

- согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;

- выполнять работы безопасно;

- накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;

- быть готовым к взаимопониманию, состраданию.

Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разностороннос­ти развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень про­фессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальнос­ти, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

 

 

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается клас­сификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласован­ными с Министерством труда РФ.

«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя пер­вого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свиде­тельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасатель­ных работах за рубежом или в команде, занявшей первое-третье места на междуна­родных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западно­европейских языков.

«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не ме­нее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отве­чать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специ­альное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликви­дации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальнос­тей спасателя.

«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.