Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. Отрывок из книги И.Н. Кузнецова «Информация: сбор, защита, анализ






 

Дидактус

Отрывок из книги И.Н. Кузнецова «Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе».

Глава I. МЕТОДИКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ЛОГИКА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ

Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

· объект и предмет исследования;

· последовательность их решения;

· применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

a) эмпирический;

b) теоретический.

 

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

 

Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

 

Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

 

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

Ø первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

Ø вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

· осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

· классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

 

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

· критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;

· описание каждого факта научным языком;

· отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

· классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

· вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т.е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

 

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.

 

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.

 

Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

«Изучать» – значит:

· не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

· измерять все, что подлежит измерению;

· определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

· находить закон;

· составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

· проверять гипотезы опытом;

· составлять теорию изучаемого».

 

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

 

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

· определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

· сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

· наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

 

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

 

Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

 

Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

 

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

Ø получение и описание фактов – постановка научных проблем;

Ø выдвижение гипотез новых идей и положений;

Ø формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

 

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.