Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7 2 страница






История XX века буквально изобилует примерами таких подмен, как в сферах политической, так и духовно-эзотерической, мистической оппозиции. В области политики это, конечно, самые страшные тирании XX века, фашизм и коммунизм, во имя свободы навязавшие величайшую несвободу. Но и массовое потребительское общество, подменившее свободу утонченной манипуляцией сознанием человека, игрой на животных инстинктах, прикрывающее эгоизм и жажду наживы разговорами о гуманизме, демократии и братстве, пронизанной двойной моралью.
И если тоталитарные режимы истребляют своих противников, убивая и сажая в концлагеря, то массовое общество действует более утонченно. Именно в нем принцип подмены, принцип Антихриста достигает своих вершин.

7.4. Современные технологии психоманипуляции

Одним из парадоксов современной цивилизации является, с одной стороны, все большее развитие демократических традиций и институтов, с другой - резкий рост методов манипуляции сознанием человека, бурное развитие разнообразных технологий манипулирования. Это и навязчивая реклама и изощренные формы борьбы за голоса избирателей, создание политического имиджа и жесточайшие формы подавления личности в псевдорелигиозных сектах, тайных обществах и экстремистских политических группировках.
Самым удивительным оказалось, что в демократических обществах манипуляция сознанием достигла таких вершин, какие и не снились тоталитарным режимам. Если при тоталитарных режимах основной уклон делался на репрессии и стукачество, то в современных " демократических" государствах, внешние свободы с лихвой компенсируются изощреннейшими технологиями манипуляции. В чем же причина этого, почему идеалы демократии, свободного общества, так и остаются идеалами, не сбывшейся мечтой. Как сохранить внутреннюю свободу, защититься, выработать иммунитет к потокам манипулятивных воздействий пронизывающих буквально все сферы нашей жизни?
Конечно, проблема скрытого насилия в современном обществе очень сложна, но можно выделить несколько явных причин буквально лежащих на поверхности. Первая связана с резким ослаблением моральных запретов в современном обществе. Общий кризис системы ценностей и религии, активизация животного начала, моральные ориентиры общества потребления - все это сделало возможным и даже нравственным полный контроль и манипуляцию сознанием человека - потребителя.
Вторая причина лежит в существенном расширении арсенала средств и методов манипуляции сознанием человека, его большей доступности. Это следствие современных научно-технических достижений и широкой публикации ранее тайных эзотерических текстов. Можно выделить следующие направления, по которым происходит появление новых средств манипуляции:

· В первую очередь, это, конечно, новейшие информационные технологии: телевидение, видео, компьютерная виртуальная реальность, сети (Интернет, и т.д.) и многое другое.

· Во-вторых, открытие широкого спектра психофармакологических препаратов, оказывающих воздействие на психику человека: это и синтетические наркотики и галлюциногены и препараты, избирательно действующие на эмоции и т.д. Конечно, подобные вещества были известны людям с древности, однако их эффективность и избирательность действия не имеют никакого сравнения с современными препаратами.

· В-третьих, существуют различные психофизиологические воздействия, которые осуществляются известными физическими полями, модулируемыми определенным образом (информационное кодирование).

· В-четвертых, известны разнообразные способы воздействия на психику человека, традиционно относимые к сфере магии, парапсихологии.

В данной работе мы не останавливаемся на физических механизмах подобных воздействий. Однако следует упомянуть, что специальные приборы, генерирующие излучения, воздействующие на психику человека известны с глубокой древности. В наши дни появился целый ряд новых устройств подобного типа, известных под названием психотронных генераторов.

· И, наконец, существуют воздействия, использующие комбинацию несколько из вышеупомянутых факторов. Особого внимания заслуживают методики, сочетающие современные технические достижения с древними эзотерическими технологиями.

Анализ различных психоманипулятивных воздействий показывает, что практически всегда они ориентированы на создание устойчивой психоэмоциональной установки у человека являющегося объектом воздействия. Более того, основные деструктивные последствия психоманипуляции связаны именно с устойчивостью такого психоэмоционального состояния. В случае рекламы это может быть навязчивое противоречащее логике желание покупать определенную продукцию, акции и т.д. В случае псевдорелигиозной секты слепое беспрекословное подчинение " учителю" и т.д. Таким образом, как для профилактики психоманипулятивных воздействий, так и для разрушения или трансформации его последствий необходимо понимать механизмы, обеспечивающие устойчивость подобных психоэмоциональных состояний, и уже на этой основе разрабатывать эффективные средства защиты.

Изучение подобных образований показывает, что они во многом напоминают результаты психотравматического воздействия, вытесненного в подсознание (комплекса в терминологии психоанализа или СКО у С.Грофа). В обоих случаях формируется практически автономная поведенческая установка, не контролируемая осознаваемыми поведенческими механизмами человека. Ее воздействие, как правило, проявляется так же не осознано: внезапно возникает непреодолимое желание, человек " забывает", казалось бы, хорошо известные вещи, неожиданно совершает серьезные промахи и ошибки. А в результате реальное поведение очень сильно деформируется и перестает соответствовать осознаваемым желаниям и целям данного человека.

Однако механизмы образования психоманипулятивной установки и психотравматического опыта несколько отличны. Анализ позволяет выделить следующие особенности формирования психоманипулятивного воздействия. Как правило, при манипулятивном воздействии присутствует явный или скрытый ритм. Это может быть постоянно повторяющаяся " прилипчивая" мелодия, речевая интонация и т.д. (достаточно вспомнить музыкальные сопровождения рекламы, видео игр и т.д.) В более сложных случаях присутствуют пространственно временные ритмы, помимо звука включающие и геометрические орнаменты, формы, как в статическом, так и в динамическом вариантах. Эффективность подобного рода воздействий обычно гораздо выше. Еще эффективнее воздействия, построенные по определенному сценарию, формирующему более глубокие и устойчивые эмоциональные связи. Как их следствие происходит трансформация психики человека, являющаяся конечным результатом прохождения через целый ряд промежуточных состояния. Ну и конечно тут широко используются субсенсорные и маргинальные воздействия, архетипическая символика и сценарии, различные виды систем с биологической обратной связью (особенно при воздействии на человека в компьютерной виртуальной реальности)

Даже из такого, очень сжатого описания феноменологии манипулятивных воздействий ясно, сколь сложна их информационная организация и обусловленные ею механизмы устойчивости. Для их исследования нами был использован язык синергетики и математической теории динамического хаоса. Он ориентирован на изучение механизмов самоорганизации в динамических неравновесных системах, к которым принадлежит и человеческий организм, механизмы нашего поведения. В частности, при изучении механизмов устойчивости последствий манипулятивных воздействий очень эффективной оказалась концепция странных аттракторов.

Результаты наших исследований позволили выработать ряд рекомендаций и практических методик, ориентированных на своевременное обнаружение и защиту от манипулятивных воздействий, как исходящих от отдельных людей, так и поступающих из средств массовой информации. Но основной упор мы делаем на профилактику психоманипулятивных воздействий, т.е. такую трансформацию психики человека, которая резко снижает его восприимчивость к различным методам манипуляции. Для этого нами разработан рад методик проработки вытесненного психотравматического опыта и интеграции психики человека в измененных состояниях сознания, а так же компьютеризированные системы виртуальной реальности, базирующиеся на использовании архетипической символики, сценариев и развивающие концептуальные подходы К.Юнга, Ф.Минделла, Э.Фромма.

7.5. Профилактика психоманипуляции. Особенности поведения манипулятивного лидера, критерии биофилии и некрофилии

Как же быть человеку, живущему в современном обществе, как разобраться во множестве религий и сект, школ и традиций, в море литературы. Как отличить истинную духовную традицию от подмены, фальсификации. Нам представляется. Что хотя и трудно, сделать это возможно. Один из подходов базируется на анализе реальной, а не декламируемой системы ценностей и мотивов лидеров соответствующей традиции. Естественно на уровне деклараций даже самые деструктивные лидеры обычно говорят очень хорошие вещи о светлом будущем, всеобщем братстве и т.д. Однако их реальное поведение свидетельствует о диаметрально противоположном. С помощью предлагаемой системы критериев вы сможете достаточно быстро понять, с кем имеете дело на самом деле, и вовремя избежать нежелательного контакта.

В основе предлагаемой системы критериев лежит представление о некрофилии и биофилии, предложенное Эрихом Фроммом. Термин " биофил" служит для обозначения светлого духовного начала, а " некрофил" - темного, животного, разрушительного. Сутью биофила является любовь к жизни, он любит ее во всех проявлениях, статике всегда предпочитает динамику жизненного процесса, разнообразие форм. Во всех явлениях природы он видит целое в неразрывном единстве, а не механическую сумму отдельных частей.

Некрофильство буквально переводится как " мертволюбие". При такой жизненной ориентации самым притягательным оказывается мертвое, механическое. Некрофила пугает неожиданное, непредсказуемое, разнообразное - все, что может разрушить жесткую, механистическую картину мира. Поэтому он и боится жизни, стремится к ее уничтожению, превращению людей в биороботов. Соответственно некрофилия может проявляться как на поведенческом, так и на биоэнергетическом уровнях, вплоть до одержания (chenelling), когда духовные аспекты личности практически теряют контроль над телом, и оно оказывается во власти вселившегося духа. Типичными некрофилами являются такие авторитарные лидеры, как Гитлер, Сталин, Пол Пот.

Естественно, биофилы или некрофилы никогда не встречаются в чистом виде. В каждом человеке есть часть того и другого. Тип личности определяется тем, что в ней доминирует.

С этой точки зрения задачей духовного самоусовершенствования является подавление свойств некрофилии и активизация биофильного, духовного начала. Большую помощь в этом может оказать понимание природы глубинных психологических механизмов и мотивов, управляющих поведением человека, особенностей поведенческих проявлений, свойственных некрофилии и биофилии. На этой основе возможны самоконтроль и коррекция собственного поведения в сторону уменьшения деструктивности и пробуждения духовности.

Таблица 6. Сравнительные характеристики некрофилии и биофилии

  Некрофил (разрушительное, животное начало) Биофил (творческое, духовное начало)
Центральные мотивы поведения Голод, Страх Власть Любовь Страх, Голод
Термодина-мические характери-стики Консервативная, замкнутая система. Тенденции к нарастанию энтропии (хаоса). Диссипативная, открытая система. Тенденции к уменьшению энтропии, самоорганизации.
Общая структура поведенчес-ких механизмов Поведение и восприятие клишировано, язык предельно упрощен и безальтернативен. Многоальтернативное поведение и восприятие.
I. Особенности восприятия окружающе-го мира Мифологичность восприятия: " Вижу только то, что хочу и что " положено". 1. Имитатор, стремление не быть, а казаться, 2. Одномерная картина мира, черно-белое восприятие. 3. Клиширование, стремление определить, а не понять. 4. Закрытость для критики. 5. Сокрытие истинных мотивов поступков от других. 6. Сокрытие истинных мотивов своих поступков от себя (сначала делает, а потом объясняет благовидным образом). Многомерность восприятия, возможность рассмотрения с разных точке зрения, стремление разобраться, понять природу явления и истинные мотивы своих поступков.
II. Внутреннее поведение Самоуспокоенность, сброс мотивации, ориентация на получение удовольствия от потребления. Саморазвитие, активная мотивация к саморазвитию, самоусовершенствованию. Удовольствие от активной деятельности, преодоления препятствий.
III. Внешнее поведение. Основные поведенчес-кие мотивы 1. ЭГОЦЕНТРИЗМ, примат животного начала. 1. Я-центр мира, все для меня; " броня", жесткая граница между собой и другими. 2. " Совершенство", восприятие себя в статике как идеального существа, требующего только отдельных доработок. 3. Отсутствие сомнений в собственной правоте. Максимальная требовательность к другим, снисходительность к себе. 1. Примат духовно начала. 1.Я и мир едины, восприятие страданий и радостей другого существа как своих собственных 2.Постоянное недовольство собой, восприятие себя в непрерывном развитии, самоусовершенствовании. 3.Постоянное сомнение в себе, в своем пути. Максимальная требовательность к себе.
  2. СТРАХ 1.Навязчивый страх за собственную жизнь, здоровье. 2.Боязнь и ненависть к новому, непонятному. 3.Страх разнообразия, стремление к монополизму, к единой, стандартной точке зрения. 2. Готовность к самопожертвованию. 1.Во имя духовных ценностей может пренебрегать здоровьем и жизнью. 2.Максимальное удовлетворение при контакте с новым, непонятным. 3.Величайшее уважение к разнообразию, необычным точкам зрения, способностям.
  3. ГОЛОД (жажда силы) стремление запасать, накапливать жизненную энергию, где только можно и любой ценой. 1.Тяга к магическим техникам, дающим власть, силу. 2.Вампиризм, паразитирование на жизненной энергии других людей (режим " всасывания", накопления жизненной энергии) 3. Жизненная сила - только средство, а не самоцель. 1.Ориентация не на накопление, а на восполнение жизненной энергии. 2.Восполнение жизненной энергии за счет открытости миру (режим " прокачки" жизненной энергии через свой организм).
  4. ЖАЖДА ВЛАСТИ, готовность на все, лишь бы не потерять власть. 1.Предпочтение авторитарной власти либеральной. 2.Заискивание перед толпой, игра на ее низменных инстинктах. 3.Наслаждение лестью, холуйством. 4. Власть как крест, тяжелая ноша, готовность к отказу от власти при первой возможности. 1.Ориентация на разнообразие социальных институтов. 2.Презрение к толпе, ее вкусам массовым стереотипам поведения. 3.Отвращение к лести, холуйству.
IV. Поведенчес-кие клише 1. Миф о собственном мессианстве. 2. Вседозволенность " во имя светлых целей". 3. " Если не я, то все равно кто-то другой, но хуже". 4. Ненависть к тем, кому сам причинил зло или кому чем-то обязан.8. 5. " Всегда прав сильнейший". 6. Глумление над общечеловеческими идеалами: порядочностью, милосердием, религиозностью и т.д. - всем, что не связано с прямой материальной выгодой. 7. Абсолютизация клановых (партийных, национально-этнических и т.д.) идеалов и моральных ценностей. 8. Вера в молниеносное чудо. 9. Нигилистический подход (сломать плохое - хорошее само получится). Мотивы и цели поведения осмысленны, жесткие поведенческие клише отсутствуют.


Основные характеристики поведения некрофила и биофила даны соответственно в левой и правой частях Таблицы 6. В верхней части в виде двух треугольников показаны доминирующие мотивы, определяющие соответствующий тип личности. У некрофила - это голод и страх, а также тесно связанная с ним жажда власти, они образуют иньский треугольник, вершиной вниз. При доминировании биофилии определяющим мотивом является любовь ко всем окружающим нас существам, а животные мотивы, страх и голод, играют вторичную, подчиненную роль. В этом случае мы имеем янский треугольник, обращенный вершиной вверх. В начале таблицы приведены основные поведенческие мотивы, определяющие общую направленность поведения человека, его отношения с окружающими, систему ценностей. В данном, крайне упрощенном, варианте выделены четыре основные мотивации, доминирующие у некрофила, определяющие животный план психики человека. Естественно, эти же мотивации присутствуют и в психике биофила, однако, в этом случае они играют вторичную, соподчиненную роль, что можно увидеть из правой части таблицы.

Рассмотрим теперь основные проявления некрофилии и биофилии в поведении человека (см. табл. 6). Именно знание основных свойств этих двух аспектов человеческой природы делает возможным как эффективный самоконтроль, так и своевременное распознавание черт некрофилии у других людей.

Мифологичность

Одной из самых основных особенностей некрофила является сильнейшее расхождение между декларируемым и реальным поведением. Одновременно вы сталкиваетесь с изощреннейшей демагогией, позволяющей оправдать любое самое низменное поведение высокими мотивами и целями. Такая система мифов образует своеобразную скорлупу, скрывающую истинные цели поведения деструктивного лидера как от других, так и, зачастую, и от него самого.

Примером может служить одна их современных западных школ энергетического целительства. Имея явно выраженную пирамидальную структуру и собирая несоразмерно большие деньги с неофитов за " посвящения" (до 10000 долларов с человека!), они говорят что деньги - форма жертвы космическим силам для блага человечества. Естественно эти деньги поступают не на нужды Космоса и Человечества, а в карманы лидеров.

Следует отметить, что именно разрушению системы мифов (покрывало Майи) придается первостепенное значение в Восточной эзотерической традиции. Именно они, искажая восприятие реальности, делают человека игрушкой слепых животных инстинктов.

Такая мифологическая " скорлупа" складывается из двух компонент: мифов, искажающих восприятие реальности и мифов, позволяющих интерпретировать собственные поступки в выгодную для себя сторону (маска). Естественно, как только вы попадаете в сферу влияния такого манипулятивного лидера, он тут же пытается навязать вам эту систему мифов. Как правило, это делается не явно и достаточно тонко.

В табл. 6 приведены обе системы мифов. Их общей чертой является стремление к очень упрощенному, крайне схематичному видению реальности (черно-белая картина мира). При этом не допускается никаких альтернативных взглядов на мир, всегда декларируется единственная и " самая правильная" точка зрения. Такое одномерное мышление порождает крайне авторитарную личность, не терпящую никаких возражений, подавляющую инакомыслие. Причем это может делаться как с помощью прямого насилия, что характерно для тоталитарных режимов, так и путем всепроникающей рекламы, пропаганды пронизывающей все сферы жизни буквально с детских дней, что характерно для общества потребления.

Очень важным инструментом мифологизации механизмов восприятия является их клиширование, формирование так называемых когнитивных клише. При этом человек не пытается разобраться в сути происходящего, а просто навешивает на него " ярлычок" из имеющегося ассортимента. Вспомним Эллочку-людоедку, обходившуюся минимальным набором слов. Аналогично воспринимает мир и член очередной манипулятивной секты. Для него есть только одна самая правильная религия и те, кто в нее верит, а все остальные - слуги дьявола, агенты спецслужб и т.д. Естественно, чем меньше таких " ярлычков", тем сильнее, устойчивее клиширование. Ну а сам ассортимент клише формируется с раннего детства и потом поддерживается самой средой, в которой живет человек. Один из примеров " культура Макдональдса" (поколение, выбирающее пепси-колу), формируемая с детства рекламой, мультфильмами и поддерживаемая затем " мыльными операми", все той же рекламой, рок группами и т.д.

Еще одной очень важной особенностью подобной деструктивной личности является желание выглядеть определенным образом в глазах окружающих, именно выглядеть, производить впечатление, а не быть.

Ну а если нежелательная информация все же прорывается через мифологические фильтры, в ход вступают специальные механизмы блокировки. Это и сужение внимания, делающее невидимыми буквально бросающиеся в глаза вещи, и искаженное восприятие, придающее диаметрально противоположный смысл совершенно очевидным ситуациям. Ну и конечно " забывание", ошибочные действия и другие проявления не осознаваемых, вытесненных желаний, неоднократно описанные в психоанализе (7, 14). Все это настолько искажает восприятие, что как манипулятор, так и его жертва буквально становятся слепыми и глухими, похожими на зашоренную лошадь, которая видит только узкую щель перед своим носом.

Цели и мотивы

За разветвленной системой мифов скрывается истинная система целей и мотивов поведения некрофила. Она, как правило, имеет достаточно сложную многоуровневую структуру, истоки которой лежат в глубинах подсознания, а возможно, скрываются в тонкоматериальном мире и его обитателях (в случае одержания). Однако практически всегда эта система ценностей и мотивов характеризуется гипертрофией животного телесного начала, очень сильной материальной ориентацией. Это легко увидеть в табл. 6.

Это и сильнейший эгоцентризм, восприятие себя как центра мира, преломление всего только через призму собственных желаний. Это и разнообразные страхи, фобии, как правило, коренящиеся в не проработанном страхе смерти, подсознательной боязни потустороннего мира. Отсюда характерная некрофилическая боязнь всего нового, необычного, стремление втиснуть весь мир в жесткую примитивную схему. На социальном уровне эти страхи проявляются в стремлении уничтожать потенциальных конкурентов, окружать себя бездарными, но покорными, зависимыми людьми. Частым замещением этих глубинных страхов служит показная бравада, неоправданный риск, гипертрофированная жестокость.

Жизненная сила (Прана)

Характерной особенностью некрофила является стремление к беспредельному накоплению жизненной энергии, силы, получаемой обычно паразитическим путем. С термодинамической точки зрения некрофил и биофил являются совершенно разными системами. Биофил функционирует как открытая, неравновесная система, существующая в потоках жизненной энергии, свободно пропускающая их через себя. В отличие от него некрофил ориентирован на накопление жизненной энергии, ее запасание впрок, т.е. работает как консервативная система. А в таком режиме основным источником становится паразитирование на других живых существах. Очень часто возникаю целые " пищевые цепи": на самом некрофиле паразитирует следующий более высокого уровня и т.д. вплоть до тонкоматериальных сущностей вызывающих одержание (духов).

Сама структура психоэнергетики некрофила создает для этого очень благоприятные условия. При этом помимо паразитирования, некрофил может передавать свой контакт с деструктивным духом другим людям. В предельном случае структура личности такого некрофила разрушается, и он превращается в биоробота, управляемого тонкоматериальным планом и предназначенного для сбора жизненной силы.

Очень важным условием успешного " отсоса" жизненной силы является концентрация на образе паразита. Она, как настройка радиоприемника на станцию, обеспечивает взаимный контакт и энергетический канал, по которому перетекает жизненная сила. Такая концентрация может обеспечиваться разными средствами. Например, тонкоматериальные сущности могут являться в виде ужасных монстров, в этом случае сильный испуг обеспечивает необходимую концентрацию. Иногда, особенно в снах, они предстают в виде прекрасных девушек или юношей. Сильное сексуальное возбуждение дает нужный результат.

Другой вариант, особенно распространенный в наши дни, принятие облика космического пришельца, НЛО-навта, астрального духовного наставника. Соответственно, паразитическая сущность имитирует духовного учителя, НЛО-навта, " посланца Богов" и т.д. Естественно, ученики такого " учителя" также превращаются сначала в некрофила, а затем - в биоробота.

Очень часто манипулятор, чтобы обеспечить длительный контакт с жертвой, формирует привязанность, сходную с наркотической. Т. е. постепенно угасая, теряя жизненную энергию, жертва испытывает временный подъем сил, эйфорию в момент контакта с лидером. Если это сопровождается еще и трансформацией психоэнергетических структур жертвы, она попадает в сильнейшую зависимость от него.

Естественно, что и биофил нуждается в жизненной энергии. Однако он не стремится накапливать ее и, тем более, получать, отнимая у других живых существ. Восполнение трат жизненной силы происходит за счет открытости миру, постоянного взаимодействия с окружающей средой, неисчерпаемым источником энергии. В то же время открытость предполагает и передачу своей жизненной силы всем, кто нуждается в помощи. Используя техническую аналогию, можно сказать, биофил является трансформатором, преобразователем жизненной энергии. Через его психоэнергетические центры проходят огромные потоки жизненной энергии, но он берет только то, что необходимо в данный момент, не делая запасов. Именно этот путь является основным для подавляющего большинства восточных психоэнергетических техник.

Психоэнергетика некрофила организована иначе. Она скорее напоминает черную дыру, всасывающую все из окружающего пространства и ничего не отдающую другим. Паразитический характер такой психоэнергетики разрушителен не только для окружающих, но и для самого некрофила, ибо даже с точки зрения физики, любая замкнутая система обречена на быстрое нарастание хаоса, деградацию и смерть.

На этих различиях энергетики биофила и некрофила основаны психоэнергетические критерии их распознавания, приведенные в конце таблицы. Они позволяют по субъективным ощущениям определить, с кем вы вступаете в контакт. Естественно, эти критерии не являются абсолютно точными. Если человек болен, ослаблен, вы можете ощущать биоэнергетику, в чем-то подобную некрофилу. Только вся совокупность психологических и энергетических характеристик может дать достаточно верную картину.

Жажда власти

Естественным следствием всего вышесказанного является и неуемная жажда беспредельной власти, стремление получить ее любой ценой и не отдавать никогда.

Для некрофила это не только самостоятельный мотив, но и прекрасная возможность удовлетворить все остальные желания, особенно голод, так как власть дает прекрасную возможность контроля над психоэнергетикой подчиненных людей. Поэтому, в отличие от биофила, некрофил стремится к власти как самоцели и никогда не расстанется с ней добровольно. Власть для него то же, что наркотик для наркомана.

Лишившись власти, некрофил начинает чувствовать себя намного хуже, не только на психологическом, но и на физиологическом уровне, так как прерывается огромный источник жизненной силы.

Поведенческие клише

Конечно, все вышеперечисленные мотивы обычно тщательно замаскированы и выходят на поверхность лишь при наблюдении за реальным поведением. Особенно явно они проявляются в так называемых поведенческих клише, т.е. в стереотипных поведенческих реакциях или шаблонах интерпретации собственного поведения. В табл. 6 приведен целый ряд таких поведенческих клише, характерных для некрофила. Большое количество поведенческих клише делает человека чем-то похожим на робота или насекомое, управляемое жесткими инстинктами. Все они практически не подконтрольны сознанию человека и включаются совершенно автоматически при появлении соответствующей ситуации. Прекрасным примером могут служить поведенческие стереотипы, сформированные под влиянием рекламы. Доводы и резоны рассудка исчезают, и при появлении соответствующего товара возникает непреодолимое желание купить его (например, акции АО МММ).

Одним из типичных поведенческих клише некрофила является принцип вседозволенности, оправдываемой высшими целями. Его гениально описал в своих романах Ф.Достоевский. Ну а вся последующая история ХХ века является прекрасной иллюстрацией его практического применения различными тоталитарными режимами. Другим подобным клише, является оправдание собственных неблаговидных поступков тем, что их все равно кто-нибудь совершит, но еще хуже. Например, человек служит в карательных органах кровавого режима и говорит, что расстреливает людей максимально безболезненным способом, а на его месте мог бы быть жуткий садист. Такого типа доводы очень часто используются различного рода коллаборационистами.

Для некрофила так же очень характерно нигилистическое клише, когда основной упор делается на разрушение, уничтожение чего-то " плохого", а позитивный, созидательный аспект практически полностью отсутствует. С подобными клише мы столкнулись, в частности, в перестроечный период.

Естественно и в поведении биофила присутствуют определенные стереотипы и шаблоны, однако они проявляются на уровне служебных второстепенных поведенческих реакций. Важные, сущностные решения осмысленны и осознаны.

Как уже говорилось, в каждом реальном человеке имеются черты как биофилии, так и некрофилии. Главное - какие из них доминируют, определяют основные особенности поведения. Соответственно, как пробуждение духовности, активизация биофилии, так и деградация в сторону животного начала, некрофилии, прежде всего, выражаются в изменении поведения. Поэтому анализ собственного поведения является очень эффективным средством самоконтроля, позволяющим заметить первые ростки некрофилии и вовремя подавить их с помощью соответствующих медитативных и психоэнергетических упражнений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.