Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Женский русский народный костюм с.Утёвки.






Для жительниц Утёвской волости был распространен и сарафановый комплекс и понёвный комплекс, на что повлияло заселение волости из южных и северных губерний России. Но неотъемлемой частью костюма оставалась рубаха, которую украшали вышивкой и тканью. Со слов старожилов с.Утевки, у которых сохранились наряды XIX века, по давней народной традиции, люди выходили на луга и в поле в нарядной рубахе в первый день сенокоса и в первый день жатвы. Ведь земля-кормилица одаривала урожаем человека и его домашних животных, и надо было соответствовать этому важному событию.

Для этого женщины надевали специальные полотняные рубахи - покосницы (пожнивные рубахи). Как правило, верхняя часть её была сшита из белой хлопчатобумажной ткани, горловина присобрана и обшита цветной полоской. Рукава укороченные, но довольно широкие, под мышками вставлены ластовицы (ластовки), чтобы не стеснять движений. Верх рукавов украшают наплечные вставки – полики с нарядной вышивкой. Нижняя часть рубахи (стан, подстава) скроена из отбеленного льняного полотна, подол покрывает затейливая вышивка. Её растительные и зооморфные сюжеты (кони, олени, птицы)имели символический смысл: они оберегали здоровье и благополучие той, которая их носила. Подпоясывали рубаху цветным ярким поясом, сплетенным из нескольких нитей. На голову надевали платок, тщательно закрывающий волосы [рис. 12].

Из беседы с Раисой Фёдоровной Коньковой – жительницей нашего села мы выяснили, что женщины с.Утёвки носили сарафаны. Причем, зажиточные крестьянки шили себе сарафаны из тонкой шерстяной ткани, как правило, красного цвета, сшивая до восьми и более точей ткани, для того чтобы сарафан был расклешенный, собирая складки по линии груди на небольшой кокетке, украшенной вышивкой. Сарафан шился на лямках.

Мы выяснили ещё очень интересный момент. В девяностые годы руководителю Д\к «Мир» с.Утёвки Мокровой Алевтине Степановне жительница нашего села (имени которой Алевтина Степановна не припоминает) принесла рубаху полностью расшитую красными нитями. Вышивка, выполненная мастерицей, была очень качественная, ни с изнанки, ни с лицевой стороны не было видно узелков. Эта женщина сделала очень дорогой подарок, так как данная вещь имеет высокую ценность.

Мы обратились за помощью к мастеру по костюмам Ерховой Надежде Владимировне. Опираясь на теоретический материал и жизненный опыт, Надежда Владимировна предположила, что эта рубаха является частью женского свадебного костюма, который из понёвного комплекса. Также можно сделать предположение, что на данный женский свадебный костюм жительниц с.Утёвки повлияли переселенцы из южных губерний России, а, возможно и Украины [фото 1.].

Таким образом, женский русский народный костюм включает в себя и сарафановый комплекс, на что повлияли переселенцы с северных губерний, и поневный комплекс, где прослеживается влияние переселенцев южных губерний России.

Выводы:

В Самарской губернии женщины на работу надевали, рубаху и юбку, а при выходе из дома – сарафан. Также юбки женщины надевали и под сарафан, для того чтобы «толще казаться». Низ такой юбки обычно украшался какими-нибудь декоративными деталями: воланами - " уборочками" или нашивными лентами или полосками ткани каких-нибудь контрастных цветов.

Сарафаны женщины носили косоклинные, «с перекладинкой», прямой на лямках.

Рубахи были распространены разные: с поликами, с ложными поликами, бесполиковые. Украшались рубахи вышивкой по вороту, поликам, рукавам, праздничные оборками по подолу.

Заключение

Народный женский костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом.

На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации женского русского народного костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.

До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах.

Итак, к наиболее общим особенностям, характерным для женского русского народного костюма периода VII-XIX веков, можно отнести следующее:

а) статичный, прямой, расширенный книзу силуэт и рукавов, массивность, как правило, нарастающая книзу, подчеркнута обувью – плетёными лаптями с толстыми онучами, большими сапогами в сборку и тяжеловесными потами – туфлями, которые иногда надевались на семь – восемь пар толстых шерстяных чулок;

б) преобладание симметричных композиций с ритмом округлых линий в деталях, отделке, дополнениях;

в) использование домотканой, а позднее фабричной ткани, отделка вышивкой, кружевом, шитьём, мехом, тканью другого цвета; создание динамичной формы костюма за счет использования контрастных цветов;

г) большое значение головного убора в решении композиции костюма.

Все эти черты имеют большое значение для нас, которыми необходимо руководствоваться в творчестве. Следует обратить внимание на свойства народного костюма, такие, как форма и покрой костюма, линии силуэта, конструктивные линии, представляющие интерес с точки зрения не только рациональности, но и красоты. Это также убранство народной одежды, цвет, техника узора, чувство материала и т.д. Именно эти черты народного костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”. Народные мотивы – это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.

 

Литература.

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

2. Ведерникова Т.И. Стаитья «Одежда русских Самарской губернии».

3. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб., 1994 г.

4. Моисеенко Е.Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания.

6. Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М., 1991 г.

7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М., 2006 г.

8. Шпикалова Т.Я В мире народного творчества М., 1998 г.

9. Ж-л «Народное творчество» № 6 - 1990 г., № 1 -2006 г.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.