Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с






Одним из важнейших средств улучшения здоровья являются физические упражнения, занятия которыми должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания, а также с учетом индивидуально-физиологических особенностей учащихся. Основной формой занятий физическими упражнениями являетя урок физической культуры, который имеет ряд существенных преимуществ перед неурочными формами занятий.

Физическая нагрузка - это величина воздействия физических упражнений, способствующих повышению функциональных возможностей организма на организм занимающихся, которая должна регулироваться по объему и интенсивности. Интенсивность и объем выполняемой нагрузки зависят от возраста и подготовленности занимающихся.

Величина нагрузок на выносливость для учащихся указывается с учетом возраста, спортивной специализации и периода подготовки в соответствующих программах. Вместе с тем, в указанных программах и в практике подготовки юных спортсменов недостаточно учитывается целесообразность дифференцированной направленности тренировочных нагрузок у стайеров на компоненты общей выносливости [1, с. 17].

Первый компонент - это критическая аэробная скорость (мощность) -качество, которое определяет уровень работоспособности в периоде, примерно от 2 до 5 мин.

Пример подобной нагрузки - бег на дистанцию 1000-1500 м, плавание на 400 м, бег на коньках на 3000 м и др.

Физиологическая основа критической аэробной скорости - мощность аэробного механизма энергопродукции. Работа выполняется на уровне максимального потребления кислорода (выше ПАНО).

Для оценки этого качества надо из результата в беге на 1500 м вычесть результат в беге на 800 м. Разность (1500-800) и характеризует критическую


аэробную скорость. Соответственно в плавании: из результата на 400 м вычитается результат на 200 м. Скорость определяется делением расстояния в 200 м на разность в результатах (400-200). В гребле на байдарках и каноэ скорость определяется путем сопоставления результатов на 1000 и 500 м и рассчитывается делением 500 м на разность результатов.

Тренировочные нагрузки на критическую аэробную скорость выполняются повторным (бег-2*1500) или повторно-интервальным методом (бег 2 (4*400) с равномерной или возрастающей интенсивностью.

Второй компонент общей выносливости который целесообразно дифференцированно тренировать у спортсменов-стайеров, - это стайерская выносливость. Она определяется как способность поддерживать критическую аэробную скорость в течение 5-60 мин. Примером нагрузки, в которой важную роль играет это качество, может служить бег на 5000-10000 м, плавание на 1500 м, бег на коньках на 10000 м, все лыжные дистанции и т.п. [18, с. 110]

В основе этого качества лежит емкость аэробного механизма энергопродукции. Информативные показатели его - уровень ПАНО по отношению к максимальному потреблению кислорода и скорость (бега, бега на коньках, лыжах, гребли и т.п.) на уровне ПАНО.

Дальнейший рост способности поддерживать высокую скорость за счет энергетического потенциала на стайерских дистанциях у спортсменов может быть реализован путем повышения МПК, повышения уровня ПАНО по отношению к МПК, экономизации энерготрат и совершенствования периферических (мышечных) механизмов трансформации энергии (тканевого обмена).

Третий компонент общей выносливости - это емкость гликогена в мышцах, составляющая в обычном состоянии примерно 350 - 400 г. (примерно 1500 калорий). При интенсивных энерготратах этого запаса хватает на 60-90 мин. После чего поставщиком энергии становятся только жиры, обеспечивающие относительно более низкий уровень интенсивности.


При истощении гликогена в мышцах скорость падает, и, следовательно, его количество лимитирует работу до 90 мин. Содержание гликогена в мышцах к моменту соревнований может быть повышено специальными приемами. За 7-8 дней до соревнований спортсмены переходят на преимущественно белковую безуглеводную диету и выполняют скоростно-силовые (анаэробные) нагрузки, тем самым опустошая запасы гликогена в мышцах. А за 3-4 дня до соревнований меняют характер воздействий - переходят на преимущественно углеводную диету и аэробные нагрузки.

Благодаря этому приему запасы гликогена в мышцах возрастают вдвое и могут обеспечивать работу в течение 2, 5-3 ч (например, в марафонском беге, марафонских дистанциях на лыжах и т.п.) [33, с. 23].

Для характеристики (оценки) стайерской выносливости целесообразно сопоставить дистанционную скорость и критическую аэробную скорость или результат (скорость) на дистанции, - преодолеваемой за 4-5 мин (как эталонный отрезок) с результатом на стайерской дистанции.

Например, спортсмен преодолевает 1500 м за 4.03, а 10000 м за 31.50. Стайерская выносливость оценивается следующим образом. Если бы испытуемый бежал 10000 м с той скоростью, с которой он пробегает 1500 м, то его результат был бы 27.00. Разность с фактическим результатом (31.50) составила бы 4.50. Чем меньше эта разность, тем спринтерская выносливость лучше. Однако для конкретной информативности необходимо эту величину сопоставить с должной или модельной величиной, которая вырабатывается соответственно виду спорта определенной возрастной, половой и квалификационной группы спортсменов и этапу подготовки. Стайерская выносливость целесообразно развивать не только у стайеров, но, в определенных пределах, и у всех спортсменов. Это необходимо не только для соревновательной деятельности, но и для развития способности выполнять должные объемы тренировочной нагрузки, так как стайерская выносливость позволяет спортсмену быстрее восстанавливаться во время и после тренировки [13, с. 14].


Восстановительные, подготовительно-стимулирующие, активирующие и обучающие нагрузки. Восстановительные нагрузки применяются в физическом воспитании и спорте для укрепления здоровья, снижения утомления, повышения работоспособности.

Подготовительно-стимулирующие нагрузки применяются для

подготовки организма к более высокому общему уровню функциональной

деятельности или к учебной, или профессиональной деятельности. В ряде

случаев решаемые нагрузками задачи совпадают. Например, при

физкультурных паузах снижается утомление, вызванное предшествующей

работой (восстановительный эффект), и стимулируется последующая

профессиональная деятельность (стимулирующий эффект).

Восстановительные нагрузки применяются в различных формах физкультуры - это прогулки, туристские походы выходного дня, физкультпаузы, подвижные игры, катание на лыжах, коньках, лодках, велосипеде, походы за грибами, ягодами и др. В определенной мере к активному отдыху можно отнести и специально организованные танцы, особенно на воздухе.

Восстановительные физические нагрузки хорошо сочетать с действием физических факторов природы (воды, воздуха, солнца), музыкой, аутотренингом [29, с. 113].

Стимулирующие подготовительные нагрузки применяются в-таких формах физкультуры, как утренняя зарядка, гимнастика перед уроками, перед специальной профессиональной деятельностью, требующей напряжения внимания, точных координационных действий, умственной работой.

Анализ специальной литературы позволил выявить отсутствие единой

трактовки

при раскрытии содержательной стороны нагрузки. Так А. И. Кузнецов (1967)

под

нагрузкой предлагает понимать отношение объема проделанной работы к

тренировочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки,

пишет, что это физическое и нервное напряжение, связанное с выполнением


двигательных действий определенной мощности, частоты, длительности и плотности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой

следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, " нагрузка сопряжена и с расходованием рабочих потенциалов организма (энергетического, психологического) и с утомлением".

Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменениях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления,

качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели зная основные

компоненты или составляющие физической нагрузки, можно определить ее характер и величину. Исследуя содержание физической нагрузки, нами было выявлено, что основными компонентами, определяющими ее, являются: дви­гательное действие, отдых и способ их взаимосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной мере раскрывают содержательную сторону физической на грузки спортсмена.

При выполнении любого физического упражнения всегда налицо определенный двигательный акт (или сложное двигательное действие), который и будет обуславливать характер и определенную величину физического воздействия.

Следовательно, физическое воздействие есть результат двигательных актов (двигательных действий), который связан с активным выполнением любого физического упражнения в заданном режиме и с определенной величиной усилий.

Давая краткую характеристику двигательным действиям, нужно помнить, что в теории спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, подразделять на специфические, неспецифические и смешанные. Специфические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением каких-либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для данного спортсмена средством специальной физической подготовки. При выполнении специфических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.

Неспецифические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо общеподготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей фи­зической подготовки. А

потому при выполнении неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физическое воздействие. Помимо этого, в спортивной практике спортсмен выполняет двигательные


действия, в основе которых лежат как специфические, так и неспецифические физические упражнения, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбинированное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, можно разделить на специфические, неспецифические и смешанные. Такое подразделение двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлично, какое двигательное действие он будет выполнять, а именно —специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выполняя различные двигательные действия, спорт­смен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут частично обуславливать характер и величину физической" нагрузки. Здесь говорится " частично", потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения характера и величины физической нагрузки необходимо учитывать все ее составляющие Поскольку в практике спортивной дея­тельности, наряду с понятием " физическая нарузка", широко распространены такие понятия, как " физическая работа" и" физическое воздействие", то уточним содержание, а для этого разведем их Обратимся прежде всего к более широким понятиям работы и нагрузки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятельность и жизнедеятельность. В данном контексте они не тождественны и каждое из них несет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социальной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправленном предметном преобразовании обществен­ным человеком окружающей его действительности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется социальная сущность человека, вытекающая из социальной стороны его биосоциальной природы

Жизнедеятельность является проявлением по отношению к человеку биологической формы движения материи. Жизнедеятельность заключается в инициативно- сознательном обмене веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной природы

человека. Эти две стороны природы человека составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство.

Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду

целенаправленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности

человека, носит социальный или биологический характер. Независимо от того,


принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятель­ности,

его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие " работа" первоначально возникло в трудовой деятельности как характеристика действия

по достижению цели. Впоследствии понятие " работа" стало (сначала с некоторой

осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно-теоретической деятельности, а также двигательной и художественно-эстетической деятельности.

Для жизнедеятельности человека также правомерно употребление понятия " работа"

для характеристики действия (степени функционирования) органов и систем организма.

Следовательно, работа — есть конкретное выражение содержания действия в человеческой деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому работу нужно рассматривать всегда по отношению и к социальной и к биологической сторонам природы человека.

Направленность нагрузки - это адрес, указание, на что она действует

на двигательное качество, на группу мышц и т.п. Например, нагрузка,

направленная на общую выносливость мышц ног, имеет место при

стайерском беге, а на общую выносливость мышц рук и туловища - при

длительной гребле. При подтягиваниях выполняется нагрузка, направленная

на силовую выносливость мышц рук, а при приседаниях - мышц ног.

Указывая направленность нагрузки, предпочтительнее избегать бытующее выражение «нагрузка, направленная на развитие» (например, выносливости), потому что нагрузка может не только развивать качество, но и его поддерживать на достигнутом уровне или восстанавливать. Слово «развитие» характеризует не адрес нагрузки, а ее эффект и является дополнительной информацией к направленности. [2, с. 40]

В зависимости от структуры упражнения нагрузка может быть преимущественно односторонней и двухсторонней. При характеристике лево - или правосторонних нагрузок следует указывать их отношение к ведущей стороне. Так, для левши левая сторона является ведущей. Преимущественно односторонняя нагрузка имеет место в метаниях, фехтовании, академическом


гребле (непарной), гребле на каноэ, теннисе, бадминтоне. В спор питых играх с двухсторонними действиями нагрузка выполняемся и большем объеме и более качественно ведущими конечностями. Такое же положение в единоборствах.

В педагогической и медико-биологической литературе и адресе нагрузки может указываться не двигательное качество, а физиологическая система. Например, «нагрузка аэробной направленности», «нагрузка анаэробной направленности», нагрузка смешанной, анаэробно-аэробной, направленности» и т.п. Здесь имеется в виду преимущественное воздействие нагрузки на тот или иной механизм энергопродукции и на обеспечивающие его физиологические системы. В этом случае следует учитывать, что воздействие на определенный механизм энергопродукции соответствует по существу воздействию и на основное для этого механизма двигательное качество (аэробная направленность нагрузки соответствует направленности на общую выносливость; анаэробная - на скоростно-силовые качества).

В физической культуре нагрузки подразделяются по направленности на основные двигательные качества - на выносливость, на силу, на быстроту, на гибкость, на ловкость.

В спорте дифференцированность нагрузок по направленности на качества более детальная. Так, выделяются нагрузки, направленные на максимальную силу, на скоростную (взрывную) силу, на силовую выносливость (динамическую или статическую), на быстроту и ее компоненты (на скорость реакции, на быстроту одиночного движения, на частоту движений), на скоростную выносливость, на ловкость (координацию), на гибкость, на максимальную скорость, на спринтерскую выносливость, на критическую анаэробную гликолитическую скорость, на скоростную выносливость, на критическую аэробную скорость, на стайерскую выносливость. В спорте дифференцируется направленность на общую и специальную физическую подготовленность


Билет 45.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие


проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Правильная постановка физического воспитания в школе требует знания и учета возрастных особенностей развития организма учащихся. В соответствии с этими особенностями конкретизируются задачи физического воспитания, уточняются средства и методы их разрешения, определяется степень нагрузки на организм учащихся.

В возрасте 16 - 17 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками 12 - 15 лет у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма.

В связи с окончанием полового созревания в этом возрасте у учащихся четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. Особенности старшего школьного возраста проявляются в замедлении роста тела в длину и увеличении его размеров в ширину, а также в увеличении прироста в весе тела. По своему внешнему виду, по пропорциям тела старшеклассники приближаются к взрослым. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши становятся выше девушек и тяжелее. У девушек же, в отличие от юношей, становится более длинным туловище, более короткими ноги и руки, ниже расположен центр тяжести тела. Все эти особенности сказываются на длине шага, скорости ходьбы и бега, высоте и длине прыжка и т. д.


В 16 — 17 лет у школьников заканчивается окостенение большей части скелета за исключением нескольких костей (крестец, ключицы, бедренные кости и др.), окостенение которых завершается к 25 - 26 годам. Рост трубчатых костей в длину замедляется, а в ширину усиливается. Кости становятся более широкими и прочными.

В это время энергично (особенно у юношей) развивается грудная клетка. Скелет у старших школьников уже способен выдерживать значительные нагрузки. В тесной связи с развитием костного аппарата идет формирование мышц, сухожилий и связок.

В отличие от учащихся подросткового возраста у школьников 16-17 лет развитие мышц не отстает от роста костей и идет равномерно и быстро. В этом возрасте, в особенности у юношей, быстро увеличивается мышечная масса, растет сила мышц.

В старшем школьном возрасте продолжают заметно изменяться физико - химические свойства мышц, совершенствуются их функциональные свойства. Мышечная ткань по своему химическому составу (соотношению белков, жиров, воды и др.), строению, сократительным свойствам приближается к нормам взрослых. Достигают высокого уровня возбудимость и лабильность мышц, их нервная регуляция. Вместе с тем мышцы у старшеклассников эластичнее, чем у взрослых, т. е. обладают свойством в большей степени укорачиваться и удлиняться при сокращении и расслаблении. Все это создает своего рода основу для быстрых, разнообразных по характеру и по амплитуде движений. У школьников старших классов более отчетливо, чем у подростков, выявляется разница в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. В связи с этим для полноценного формирования двигательного аппарата серьезное значение приобретает симметричное развитие мышц правой и левой сторон туловища и конечностей. Это важно и для достижения высоких результатов в выполнении различных упражнений, в частности и таких, которые имеют одностороннюю направленность, - в прыжках, метаниях и др.


На уроках физической культуры необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп. Для этого следует широко использовать общеразвивающие упражнения с движением рук, ног, туловища в разные стороны, упражнения с палками, набивными мячами, упражнения на гимнастической стенке и т.д.

В отличие от подросткового возраста у старшеклассников опорно -двигательный аппарат становится более стойким к двигательным напряжениям, статической работе. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для развития силы и выносливости мышц. Вместе с тем опасность вредного влияния на развитие костей и мышц чрезмерных двигательных напряжений и часто повторяемой статической работы до некоторой степени остается. Для обеспечения правильного развития костно - мышечной системы целесообразно применять посильные, умеренные упражнения и с большим напряжением мышц, направленные на развитие силы, однако такие упражнения должны проводиться в чередовании с более легкими. В этих упражнениях напряжения отдельных мышц должны сочетаться с их последующим расслаблением и работой других мышц.

Для девушек становятся характерными более развитые тазовый пояс и мускулатура тазового дна, нежное строение скелета и мышц. По сравнению с юношами, у них наблюдается значительно меньший прирост веса мышц по отношению к весу тела, гораздо медленнее идет рост силы, заметно отстает в развитии плечевой пояс. Все это сказывается на способности девушек выполнять упражнения, требующие большого напряжения мышц, например: подтягивание, висы, упоры, лазанье. Для правильного формирования костно -мышечной системы девушкам необходимо с большой осторожностью давать упражнения, создающие большое внутрибрюшное давление, вредно влияющие на развитие органов малого таза, например поднимание и перенос больших тяжестей, прыжки с большой высоты на твердую поверхность и т. д. В то же время следует широко применять упражнения, укрепляющие мышцы


таза и брюшного пресса, способствующие развитию костей таза. К таким упражнениям относятся различные упражнения в приведении и отведении ног, кружение ног, упражнения типа «велосипед» лежа на спине, вращения туловища и др.

В связи с ростом и развитием тела в юношеском возрасте идет дальнейшее формирование органов кровообращения и дыхания. В этот период продолжается рост сердца, совершенствуется его регуляция, увеличивается мощность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объем сердца (объем крови, выбрасываемый сердцем при одном сокращении и в течение минуты), увеличивается сила сердечных сокращений при одновременном уменьшении частоты сокращений.

К 16 - 17 годам высокого совершенства достигает нервная и гуморальная регуляция деятельностью сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца и сосудов становится слаженной, реакция сердца на внешние раздражения делается более адекватной, соразмерной. Благодаря указанным особенностям в старшем школьном возрасте заметно повышаются функциональные возможности сердечно - сосудистой системы, в частности возрастает выносливость сердца по отношению к физическим напряжениям.

Учащиеся старших классов могут практически выдерживать почти такие же по объему и продолжительности физические нагрузки, как и взрослые. Им доступны упражнения со статической нагрузкой, упражнения, требующие большой скорости и длительности движений, связанные со значительными мышечными напряжениями. Вместе с тем использование подобных упражнений на занятиях с учащимися данного возраста, без предварительной подготовки их организма, в первую очередь сердечно -сосудистой системы, весьма нежелательно. Это во многом связано с тем, что сердце у старшеклассников в отличие от взрослых обладает большей возбудимостью; при мышечной нагрузке усиление его деятельности происходит гораздо быстрее и бывает ярче выражено. Для неподготовленных


юношей и девушек частые и длительные нагрузки оказываются иногда чрезмерными и могут вызвать серьезные расстройства в деятельности сердечно - сосудистой системы с появлением общей слабости, болей в области сердца, перебоев, учащенного пульса и др. При правильном, систематическом проведении занятий физическими упражнениями с учащимися и тренировке их сердца подобных явлений, как правило, не наблюдается. В этом случае сердце укрепляется, работа его совершенствуется, кроме того, изменяется в лучшую сторону и состав крови, в частности увеличивается число эритроцитов, тромбоцитов, в связи с чем улучшаются дыхательные и защитные ее функции.


Билет 46.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

1.1 Особенности функционирования детских оздоровительных лагерей

В современном социуме большое значение имеет организации системы летнего отдыха детей и подростков. По нашему мнению, это не особая педагогическая система или методика - но, прежде всего неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребёнка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала, это освоение жизни ребёнком самым непосредственным, естественным образом.

Существуют различные формы детского отдыха: организованный и неорганизованный, коллективный и индивидуальный, с родителями и родственниками, и без них, оздоровительный, санаторный и профильный, и отдых в условиях города и загородный отдых, отдых за рубежом и внутри страны и т.п.

Одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой -пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка. К ним относятся загородные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, профильные и оборонно-спортивные лагеря, палаточные лагеря и др. [4]

Лагерь может быть создан на базе школы, интерната, дома культуры, он может быть туристического типа, палаточного, функционировать как постоянно действующий, так и по аналогии с лагерем дневного пребывания.

Лагерь размещается, как правило, за городом, организуется на стационарной базе, а также в помещениях пансионатов, баз и домов отдыха, санаториев-профилакториев, туристских учреждений, школ, других приспособленных помещений. Лагерь может быть организован в палатках, на речных и морских судах.

Сроки оздоровления детей в лагере определяются учредителем с учетом типа и профиля оздоровительного лагеря, конкретных природно-климатических условий, возможностей оздоровительного лагеря и могут составлять в период каникул: летних - не менее 18 дней, весеннее-осенне-зимних - не менее 6 дней. В палаточных передвижных оздоровительных лагерях допускается продолжительность смены 9-12 дней, в профильных оздоровительных лагерях - не менее 9. Органы здравоохранения рекомендуют открывать


загородные оздоровительные лагеря с продолжительностью смен в 21 день. Именно за этот срок наступает максимальный оздоровительный эффект.

С учетом возраста и интересов детей в оздоровительном лагере создаются отряды, группы и другие объединения.Численность детей в группах в возрасте 6-9 лет - 20-25 человек, 10-14 - 25-30, 15-18 - 25 человек.

В целях обеспечения благоприятных условий для укрепления здоровья детей, развития их способностей создаются следующие типы лагерей: сезонные - с круглосуточным и с дневным пребыванием круглогодичные.

Значительную роль в структуре летнего оздоровления учащихся играют оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, которые организуются как правило на базе общеобразовательных, профессионально технических и внешкольных учреждений, в детско-юношеских спортивных школах. В целях достижения положительного оздоровительного эффекта они организуют работу оздоровительных лагерей дневного пребывания совместно с учреждением здравоохранения, когда отдыхающим предоставляется возможность пройти процедуры, способствующие укреплению здоровья

В настоящее время оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей могут быть:

- с длительностью пребывания детей до 16.00 (обеспечение деятельности такого лагеря предполагает обязательное двухразовое питание и дневной сон детей в возрасте от 6 до 10 лет и с ослабленным здоровьем);

- с пребыванием детей до 18.00 (при организации трехразового питания, дневного сна или послеобеденного отдыха(занятия по интересам, тихие игры) для других возрастных групп.

.Независимо от профильной направленности лагеря приоритетными являются оздоровительная, образовательная и воспитательная работа, направленная на развитие ребенка. В соответствии и действующим законодательствомщродолжительность оздоровления детей в профильных лагерях составляет не менее 9дней. Особой популярностью среди них пользуются палаточные лагеря, маршруты которых прокладываются в экологически чистых районах, наиболее интересных с точки зрения истории и географии родного края.

Еще одно профильное направление в оздоровлении детей - организация оборонно-спортивных лагерей на базе воинских частей. Органы управления и учреждения образования приводят их при содействии Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Государственного пограничного комитета.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику, дающую ему определенные преимущества перед другими формами и средствами работы.


Прежде всего они в том, что обстановка сильно отличается от привычной домашней обстановки. Это выражается, во-первых, в совместном проживании детей. «Познание способа совместного проживания в группе сверстников обладает свойством обучения детей в коллективе, которое редко где можно найти».Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает «зона доверия». В-третьих, дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни - в естественных условиях социальной и природной среды. В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.В-пятых, отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом.Все это помогает развить новые навыки, раскрыть потенциал своей личности.

Ориентация на интересы ребенка, сегодня одна из важных черт детского оздоровительного лагеря. Детский лагерь создает благоприятные условия для самосовершенствования и самореализации личности. Все больший вес и влияние на деятельность детских загородных лагерей, как учреждений дополнительного образования страны, приобретает гуманистическая психология. Уважение к личности ребенка, к его внутреннему миру, признание его права быть самим собой, создание условий для развития его способностей, удовлетворения индивидуальных нужд и потребностей, самореализации - все это характеризует детский оздоровительный лагерь гуманистической ориентации. Такой лагерь предоставляет выбор направления и темпа развития каждому подростку и путей удовлетворения его новых актуализирующихся потребностей.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:

- детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

- в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

- детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.


При правильно организованной деятельности детский оздоровительный лагерь располагает благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания, что обусловлено рядом особенностей. В условиях лагеря могут быть организованы все ведущие виды деятельности (коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, художественно-творческая, образовательная и т.п.).[29]Взаимодействие детей в лагере носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и субъектной активности. Происходит постоянный самоанализ происходящего в лагере, в том числе и участие каждого ребенка в его жизни.

Должна быть создана обстановка, при которой ребенок ощущает сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. Школьникам необходима среда, в которой они могут максимально выразить себя, взаимодействовать с себе подобными. Они ищут общность, которая бы компенсировала неудовлетворенные потребности, притязания, интересы. Такую компенсаторную функцию может выполнять временный коллектив. основные задачи воспитательной работы в детском оздоровительном лагере:

1. Оздоровление и укрепление здоровья детей, формирование навыков
здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и
окружающей среде.

Данная задача является главнейшей в детском оздоровительном лагере, потому что летом необходимо максимально использовать богатый природно-климатический фактор как способ организации и обеспечения процесса оздоровления детей и подростков. Также необходимо воспользоваться непринужденной обстановкой лагеря и дружескими отношениями между педагогами и детьми, для того чтобы приучать детей к ответственному поведению по отношению к своему здоровью

2. Воспитание гражданственности, то есть формирование у детей понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира, проблем экологии, защиты и сохранения мировой художественной культуры, экономического, научного, культурного сотрудничества, а также активности в деле решения глобальных противоречий.

3. Формирование адаптационных навыков и подготовка в жизни в обществе, развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.

Важно помнить, что ни одна из задач, не может полностью обособлено выполняться от других задач. Они непременно пересекаются, а лагерь выполняет не одну задачу, а комплекс всех задач. Важно также помнить, что летний оздоровительный лагерь обеспечивает детей сменой деятельности, т.


елтереключает с учебной деятельности на отдых и общественно значимый полезный досуг.Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего отдыха детей и подростков является его цикличность и периодизация., смену в лагере подразделяют на три периода:

1) организационно-диагностический период, в ходе которого происходит адаптация к условиям лагеря, диагностика индивидуальных особенностей, интересов, социальных условий детей, а также включения их в жизнедеятельность первичного детского коллектива, знакомство с детьми, поиск друзей. Сложная работа в организационный период оправдывает себя в течении смены и служит основанием для демонстрации гуманистической позиции педагогов.Цель деятельности может быть сформулирована педагогами, но она только тогда превращается в групповой мотив, когда дети видят, что удовлетворение их потребностей напрямую зависят от достижения этой цели. На этом этапе, в соответствии с поставленными целями осуществляется поиск оптимальной организационной структуры коллектива;

2) основной период, который является наиболее продолжительным и сложным. Здесь в качестве источника развития выступает противоречие между целью деятельности, определенной самим детским коллективом, и отношением детей к ее содержанию. На первый план выходит устранение противоречия между ожиданиями, запросами детей, стремлением к самоопределению, самоутверждению, творчеству; традиционной организацией воспитательного процесса: чрезмерной регламентацией, перенасыщением массовыми формами, стремлением охватить все стороны жизнедеятельности ребенка;

3) заключительный период - период продуктивной рефлексии, т. е. период размышлений об итогах пребывания в лагере, оценки того, сто происходило с каждым ребенком, обозначения дальнейших ориентиров и перспектив. Также на данном этапе проходит глубокий самоанализ самоуправленческой деятельности детей, позволяющий определить степень достижения ими личных целей.Важно учитывать, что эти периоды включены в ограниченные временные рамки одной смены. Поэтому необходимо тщательно подходить к выбору форм и методов работы на каждом этапе во время проведения смены лагеря, независимо от ее образовательной, творческой или трудовой направленности. Таким образом, можно сказать, что независимо от того, каким является лагерь по направлению: круглосуточным, дневного пребывания, профильным или круглогодичным; он выполняет одни и те же задачи:

- оздоровление детей, формирование навыков здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде; формирование адаптационных навыков и подготовка жизни в обществе; -развитие интеллектуального, духовного потенциала, творческих способностей и интересов детей, активное приобщение к различным видам деятельности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.