Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. Большая роль в гражданском, правовом и патриотическом воспитании







Большая роль в гражданском, правовом и патриотическом воспитании

молодежи принадлежит социальным институтам.

Термин «институт» в европейские языки пришел из латинского: istitutum –

установление, устройство. Он имеет два значения: первое – название

специализированных научных учреждений (например: институт геологии,

институт трансплантологии и др.) и учебных заведений (институт – вуз); второе (социальное) – совокупность норм, регулирующих определенную сферу

общественных отношений.

Деятельность того или иного социального института осуществляется через

учреждения, в рамках которых организуется управление институтом, контроль за его функционированием. Каждый институт обладает необходимыми средствами и ресурсами.

Социальные институты различаются по типу потребностей, на которые

они ориентированы. Так, доктор философских наук А.Г. Эфендиев выделяет

следующие типы социальных институтов: экономические, политические,

институты культуры и социализации. Доктор философских наук А.А. Горелов называет четыре типа социальных институтов: политические, юридические, экономические, культурные.

Социолог А.И. Кравченко отмечает следующие пять:

– потребности в воспроизводстве рода удовлетворяет институт семьи и

брака;

– потребности в безопасности и социальном порядке – политические

институты, государство;

– потребности в добывании средств существования – экономические

институты, производство;

– потребности в передаче знаний, социализации подрастающего

поколения, подготовке кадров удовлетворяют институты образования в

широком смысле, то есть включая науку и культуру;

– потребности в решении духовных проблем, смысла жизни – институт

религии.

В социологии принято определять социальные институты как

относительно стабильные и интегрированные совокупности символов,

верований, ценностей, норм, ролей и статусов, с помощью которых

управляются целые сферы общественной жизни: государство, управление,

экономика, образование, воспитание, религия, семья и другие.

Социальные институты помогают человеку бороться за существование и

достойно жить. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные

потребности и отдельно взятого индивида, и всего общества.

Не претендуя на всестороннее освещение роли социальных институтов в

жизни общества, остановимся лишь на некоторых социальных институтах,

которые реализуют и через которые реализуется система воспитания молодого человека.

Система воспитания проявляется на институциональном и неинституциональном уровнях.

На институциональном уровне основным институтом, осуществляющим

организацию всей системы воспитания и образования, выступает государство.

Оно через свои учреждения и организации определяет и обеспечивает

стратегию воспитания всей молодежи, независимо от социальной,

национальной, религиозной принадлежности. Именно государство ставит своей целью формирование такого типа гражданина, в котором видит необходимость.

План семинарского занятия:

1. Условия и предпосылки социальных институтов.

2. Сущность профессионализма в регулировании социальных институтов.

3. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений.

4. Интеллигенция и национальная культура в системе взаимодействия культур.

5. Роль национально-культурных автономий в развитии национального самосознания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.