Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования государственной таможенной политики и комплекса таможенно-тарифных мер регулированияВЭД

Лекция 15. Особенности современного этапа развития таможенной службы

Факторы, определяющие особенности современного этапа развития таможенной службы

Особенности современного этапа развития таможенной службы определяются двумя группами факторов:

– состоянием российского государства;

– новыми профессиональными задачами.

Особенностями состояния российского государства, непосредственно оказывающими влияние на таможенную деятельность, являются такие факторы, как низкий уровень развития экономики, глобальный уровень коррупции, расширение масштабов организованной преступности и отсутствие реальных механизмов, призванных обеспечить соблюдение норм законодательства.

В «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации» от 11 мая 2006 г. Президент РФ вынужден был отметить, что «...нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития – коррупцию».

Новой профессиональной задачей для таможенной деятельности в настоящее время стала реализация:

– положений «Концепции развития таможенных органов Российской Федерации», одобренных распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 2225-р;

– положений «Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008 годах», одобренных распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р;

– рекомендаций Киотской конвенции ВТО и «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли ВТО»;

– требований международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».

Нормы, требования и правила, сформулированные в перечисленных документах, отражают международную тенденцию в сфере таможенной деятельности. Освоение их государственными органами, участвующими в регулировании внешнеэкономической деятельности, должно повысить эффективность их функционирования.

Реализация новых профессиональных задач в области таможенной деятельности с учетом особенностей российского государства должна поэтапно осуществляться на всех уровнях иерархии законодательной и исполнительной власти – в процессе формирования государственной таможенной политики, разработки и утверждения тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли и непосредственно в работе т

Особенности формирования государственной таможенной политики и комплекса таможенно-тарифных мер регулированияВЭД

В таблице приведен сводный перечень требований, определенных «Концепцией развития таможенных органов», «Концепцией административной реформы» и «Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли ВТО» с указанием уровня их реализации.

Специфика таможенной деятельности такова, что практически каждое новое требование или нововведение должно пройти три этапа его освоения.

Во-первых, оно должно получить соответствующую оценку субъекта, определяющего государственную таможенную политику, т.е. законодательных органов страны. Федеральное Собрание должно выразить принципиальные положения в отношении применения данных требований в виде соответствующего законодательного акта.

Во-вторых, в соответствии с принципами применения нововведения, сформулированными законодательным органом, Правительство страны должно определить тарифные и нетарифные меры регулирования, обеспечивающие его применение.

В-третьих, ФТС России и ее таможенные органы должны разработать и внедрить технологические схемы и процедуры, реализующие политику и таможенно-тарифные меры, необходимые для применения нововведения.

Таблица Состав новых актуальных требований к качеству таможенной деятельности

Концепция развития таможенных органов  
1. Повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, максимальное содействие внешнеторговой деятельности  
2. Совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий
3. Укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности
4. Стандартизация и совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов
5. Прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры в сфере таможенного дела применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме
6. Минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками
7. Ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности.
8. Сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств
9. Сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли
10. Обустройство государственной границы РФ
11. Создание современных складских таможенных терминалов. Развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов
12. Внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов РФ
13. Создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля (пограничный контроль, подтверждение соответствия нормам безопасности, санитарно-эпидемиологический надзор, ветеринарный и фитосанитарный контроль), сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов РФ
14. Создание операционного центра для обработки информации и принятия решений
15. Совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами
16. Усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории РФ
17. Оценка деятельности таможенных органов РФ по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат
18. Разработка комплексной стратегии кадрового обеспечения таможенных органов РФ
19. Обеспечение сбора и получения предварительной оперативной информации с использованием различных источников, в том числе зарубежных, с целью предупреждения нанесения ущерба интересам граждан и государства (контрабанда оружия, наркотиков, контрафактной продукции, некачественной продукции, недостоверные декларирование и заявление таможенной стоимости)
20. Международное сотрудничество, способствующее обмену оперативно значимой информацией, проведение совместных операций с представителями таможенных органов иностранных государств
21. Проведение предварительных оперативных проверок всей цепи поставки товаров с использованием оперативно-розыскных методов и аналитического поиска
22. Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах
23. Качественное улучшение и интенсификация международного сотрудничества в области таможенного дела, повышение эффективности деятельности представительств таможенных органов РФ за рубежом, в том числе: – участие в формировании концепции общего Европейского экономического пространст– переход на применение единого административного документа Европейского союза при любой процедуре, связанной с экспортом, импортом и транзитом товара; – унификация законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в Союзном государстве, государствах – участниках СНГ и ЕврАзЭС; – активизация участия таможенных органов РФ во Всемирной таможенной организации и других международных организациях;  
24. Внедрение принципа «одного окна» (однократного предоставления информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированного государственного контроля
25. Применение системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции

 

Концепция административной реформы
1. Разработка стандартов качества и доступности государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг
2. Разработка механизмов противодействия коррупции. Внедрение в практику антикоррупционной экспертизы законопроектов и нормативных актов, направленных на регулирование внешней торговли
3. Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам
4. Повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти

 

 

Рамочные стандарты безопасности и облечения мировой торговли
1. Освоение комплексного управления цепью поставок товаров (стандарт 1.1)
2. Реализация права досмотра груза, происходящего из страны, покидающего ее или проходящего транзитом (стандарт 1.2)
3. Использование современных технологий для неинтрузивного досмотра грузов (стандарты 1.3, 2.4)
4. Совершенствование системы управления рисками (стандарт 1.4)
5. Освоение методов выявления грузов повышенного риска (стандарт 1.5)
6. Развитие системы использования предварительной электронной информации (стандарт 1.6)
7. Развитие системы взаимного признания результатов контроля (стандарт 1.7)  
8. Развитие системы оперативной статистической отчетности по показателям эффективности таможенного контроля, представляемой в ВТО (стандарт 1.8)
9. Развитие сотрудничества с другими компетентными органами в проведении оценки безопасности перемещения товаров по международной цепи поставок товаров (стандарт 1.9)
10. Разработка и реализация программ по предотвращению фактов несоблюдения сотрудниками морально-этических норм (стандарт 1.10)
11. Развитие в целях безопасности системы досмотра грузов при отправке (стандарт 1.11)
12. Введение института уполномоченных экономических операторов, участвующих в международной цепи поставок товаров, обязанных осуществлять самооценку безопасности отправляемых ими грузов (стандарты 2.1, 2.2)
13. Разработка и введение процедур аккредитации уполномоченных экономических операторов (стандарт 2.3)
14. Разработка и реализация программ партнерства «таможня–бизнес» (стандарты 2.5, 2.6)

 

Например, стандарт 1 «Первой опоры» из блока «Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации» содержит требования к комплексному управлению цепью поставок товаров. Очевидно, что реализация требований этого рамочного стандарта должна быть одобрена законодательным органом страны, и, возможно, с целью обеспечения экономической безопасности страны и защиты от терроризма установлены принципы применения данного требования во внешней торговле как элемента государственной таможенной политики.

Руководствуясь принятой таможенной политикой, Правительство должно заключить соответствующие соглашения со странами, которые вовлечены в международную цепь поставок товаров. В задачу ФТС России и таможенных органов входит разработка совместных с заинтересованными странами стандартов, которые должны определить порядок управления цепью поставок товаров и технологию (процедуры), обеспечивающую соблюдение требований рамочного стандарта ВТО и национальных требований каждой стороны. Стандарт как вид документа должен попасть в систему контроля за соблюдением в каждой подписавшей его стране, этим гарантируются реальность соблюдения совместных таможенных процедур и качество их выполнения.

Аналогичная процедура должна быть выполнена практически по каждому новому требованию, содержащемуся в Концепции развития таможенных органов, Концепции административной реформы и Рамочных стандартах ВТО.

Особенности оказания таможенных услуг или выполнения таможенных функций заключаются также в том, что для обеспечения качества результатов деятельности должна предусматриваться тщательная подготовка технологии таможенного оформления и таможенного контроля, обеспечивающая ее антикоррупционность, прозрачность, гарантию соблюдения совместных стандартов и национальных таможенных правил, а также минимизацию таможенных рисков государства.

Все законодательные и вышестоящие по отношению к таможенному органу нормативные и распорядительные документы для их практической реализации должны быть трансформированы в рабочие инструкции таможенного органа, разрабатываемые с учетом требований МС ИСО серии 9000.

Для создания современной таможенной технологической схемы необходимо четко представлять весь спектр коммуникаций и эффективного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД, органами Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства промышленности и энергетики, Министерства сельского хозяйства, Министерства транспорта, Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, правоохранительными органами РФ. Прямые контакты таможенного органа с заказчиком и потребителем результатов его деятельности являются важным источником информации для процессов непрерывного повышения их качества. Руководство таможенного органа должно создать организационные условия для систематического анализа и совершенствования этих контактов.

Технологическая схема таможенного контроля, утвержденная на уровне ФТС России или разработанная в таможне, для ее рационального практического применения должна быть представлена в виде рабочего алгоритма. Включение на этом этапе в технологические схемы таможенного контроля операций, обеспечивающих сведение к минимуму таможенные риски государства, позволяет в значительной степени повышать эффективность таможенного контроля.

Разработка алгоритмов таможенного контроля и включение в них операций, предусматривающих учет факторов риска государства, должны носить системный характер и иметь определенную методическую основу, построенную с учетом принципов процессного подхода и производственной логистики. Принципы производственной логистики предполагают упорядоченность движения предметов труда, календарную синхронизацию продолжительности операций таможенного контроля, резервирование ресурсов, ритмичность циклов таможенного контроля.

При разработке упрощенных вариантов таможенного контроля объектов внешней торговли целесообразно обращать внимание на культуру производства участника ВЭД. Она характеризуется соответствием системы управления производством требованиям МС ИСО серии 9000. Таможня вправе предполагать, что если все управленческие процедуры участника ВЭД находятся в управляемом состоянии и нацелены на обеспечение качества продукции и услуг, являются прозрачными и подконтрольными, то участник ВЭД не пойдет на нарушение таможенного законодательства и доверие к нему должно быть значительно выше. Это может явиться основанием для оперативной корректировки технологической схемы таможенного контроля в сторону упрощения.

Существенным фактором риска является также несоответствие пропускной способности таможни интенсивности экспортно-импортных потоков через таможенную границу в зоне ее деятельности. Пропускная способность таможни определяется ее структурой, численностью персонала, оснащенностью современными средствами таможенного контроля, компьютерной техники, средствами связи, транспортом. Если пропускная способность таможни ниже объемов экспортно-импортных операций, а доведение ее до требуемой нормы – дело будущего, то в этой ситуации особенно важно грамотно использовать гибкий алгоритм таможенного контроля, обоснованно применяя выборочный контроль на основе оперативного анализа факторов риска.

Перечисленные в таблице новые требования и аспекты таможенной деятельности направлены на повышение качества всех ее элементов. Они могут быть реализованы на основе имеющегося опыта управления. Однако существует менеджмент ХХI века, основу которого составляют принципы TQM (всеобщего управления качеством) и требования международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». Они позволяют с наибольшей эффективностью обеспечить реализацию новых требований к работе таможенных органов.

Решение любой проблемы или реализация любых новых направлений деятельности с использованием МС ИСО серии 9000 позволяют обеспечить комплексный подход и требуемый уровень улучшения процессов и результатов.

Для обеспечения имеющихся и новых требований таможенные органы должны постоянно совершенствоваться и организовывать свою деятельность так, чтобы держать в управляемом состоянии все факторы, составляющие сущность деятельности: производственную (служебную) документацию и все виды ресурсов (кадры, средства труда, предметы труда, финансы). При этом под «управляемым состоянием» понимается то, что каждый фактор находится под воздействием всех функций управления – планирования, организации и регулирования.

Концепцией развития таможенных органов предусмотрено это обязательное условие реализации новых актуальных задач и подчеркнута необходимость освоения таможенными органами требований международных стандартов ИСО серии 9000 и «применения системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции».

С использованием методологии обеспечения качества деятельности появляются возможности комплексной реализации требований Концепции развития таможенных органов РФ, поэтапного перехода к полному освоению международных требований при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств и выхода на реальное сотрудничество с крупными представителями бизнеса и таможенными администрациями других стран на основе разработки совместных, согласованных, стандартизированных процедур.

В то же время таможенная служба на данном этапе не готова работать с использованием принципов, методов и инструментов, на которых базируется методология обеспечения качества процессов и результатов. Необходимо параллельно с внедрением новых методов таможенного администрирования традиционными для таможенной службы методами создать условия для освоения требований стандартов ИСО серии 9000 персоналом таможенной службы и постепенно переходить на управление таможенными органами по критерию качества результатов деятельности.

Программа освоения в ФТС России требований международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» и использования их для освоения новых актуальных методов таможенного администрирования предполагает выполнение следующих этапов.

1. Прежде всего необходимы разработка и утверждение руководством ФТС России концепции широкомасштабного освоения МС ИСО 9001: 2000 в таможенной службе. Это придаст государственный подход к работе по переходу на новые методы менеджмента и обеспечит ей необходимый успех.

2. Международные стандарты ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» содержат единые требования к системам управления организациями независимо от направления их деятельности. Это иногда приводит к некоторым трудностям при понимании сущности требований в контексте определенной специфики деятельности. Опыт применения стандартов привел к тому, что отдельные ведомства создали для своих организаций адаптированные к их специфике версии стандартов ИСО серии 9000 (например, автомобильная промышленность, пищевая промышленность и ряд других). Это, безусловно, полезный шаг, позволяющий ускорить процессы освоения требований стандартов. Поэтому, учитывая существенные особенности таможенной деятельности, целесообразна и необходима разработка адаптированной к таможенной деятельности версии международного стандарта ИСО 9001: 2000.

3. Для оказания методической помощи руководству таможенных органов и их подразделений (управлений в аппарате ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов) в непосредственном совершенствовании систем управления на основе ведомственной версии стандарта ИСО 9001: 2000 необходима разработка методических рекомендаций по освоению требований этих стандартов и, возможно, типового макета системы управления таможней на основе МС ИСО серии 9000.

4. Непосредственное освоение требований МС ИСО серии 9000 (адаптированных к таможенной деятельности) в таможенных органах также потребует определенных усилий со стороны аппарата ФТС. Необходимо прежде всего организовать обучение руководящего персонала и специалистов методам применения требований стандартов, разработать и задействовать организационно-экономический механизм активизации персонала таможенных органов на полное освоение требований МС ИСО серии 9000 и повышение качества таможенной деятельности, создать и задействовать систему ведомственной аттестации систем управления в таможенных органах на соответствие их требованиям МС ИСО 9001: 2000. Полезной в этих случаях является организация конкурсов таможенных органов на лучшее освоение требований МС ИСО серии 9000. Вся эта работа потребует проведения активных консультаций персонала таможенных органов по методам освоения требований МС ИСО серии 9000.

5. Изучив требования стандартов ИСО серии 9000 и имея опыт их применения в таможенных органах, можно на новой методической основе подойти к реализации требований по совершенствованию таможенного администрирования. Это позволит привести содержание и построение законодательных и нормативных актов в сфере таможенной деятельности, технологических схем и процедур таможенного оформления и таможенного контроля, процедур правоприменительной и оперативно-розыскной деятельности к полному учету новых требований. Развитие сотрудничества с бизнесом, государственными контрольными органами, налоговой инспекцией, таможенными брокерами, таможенными перевозчиками, таможенными администрациями зарубежных стран будет высокоорганизованным и эффективным, если оно будет основано на разработке совместных стандартов по важнейшим видам взаимосвязанных или совместных процедур.


Контрольные вопросы

1. Перечислите состав новых требований к таможенной деятельности, затрагивающих содержание государственной таможенной политики.

2. Перечислите состав новых требований к таможенной деятельности, затрагивающих меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

3. Перечислите состав новых требований к таможенной деятельности, затрагивающих организацию и технологию таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств.

4. Перечислите состав новых требований к таможенной деятельности, затрагивающих проблемы компетентности и морального облика персонала таможенных органов.

5. Какие методические приемы могут быть использованы для реализации новых требований к таможенной деятельности?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.