Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Христианская Россия» в Сериате






 

Юбилейный для общины славянских эмигрантов в США 2014 г., когда отмечается 25-летие последней волны исхода верующих Союза христиан веры евангельской из советского плена, дает нам возможность вспомнить и воссоздать определенные важные этапы истории. Это не только локальная память конкретных семей и отдельных личностей, это еще и часть всемирной истории Спасения и твердая точка опоры, для проекции будущего мироустройства, гармоничного исполнения Вселенской, Соборной, как говорят русские, миссии Церкви, где в очах Божиих важна каждая человеческая жизнь, каждое свидетельство, восполняющее богатство творения.

Начавшийся в прошлом 2013 г. наш диалог между Музеем истории славянской эмиграции Америки в лице Виктора Тхора, с одной стороны и итальянским центром «Христианская Россия» («Russia Cristiana») в лице автора этих строк, мы надеемся воплотить в конкретных делах и проектах, способных служить делу церковного единства и человеческой дружбы. Этому способствуют и славянские корни, и русский язык общения, любовь к земному отечеству и преданность Божьему призыву.

Вестник Музея истории славянской эмиграции Америки публикует материалы по истории пятидесятнической церкви «Вифания», среди которых отражается итальянский период. Настоящая статья это возможность представить вниманию читателей прошлое и настоящее «Христианской России», исследовательского центра расположенного в городе Сериате, провинция Бергамо в регионе Ломбардия, приальпийская зона на севере Италии.

Одним из основателей Центр был, ныне действующий, Почетный президент католический священник Романо Скальфи (Romano Scalfi), он родился 12.10.1923 в городке Тионе (Tione), провинция Тренто (Trento), в 1948 г. после окончания курса обучения в епархиальной семинарии стал священником, затем с 1951 г. отправился в Рим для продолжения образования в Папском Григорианском университете (Pontificia Universitas Gregoriana), который окончил в 1954 г. со степенью лауреата в социологии. Одновременно он жил и получал дополнительный опыт и знания в коллегиуме «Руссикум» (Pontificium Collegium Russicum) — специальное учебное заведение в Риме, готовящее священников для работы и служения с русской православной религиозной традицией. «Руссикум» был основан в 1929 г., когда руководство Ватикана, поняв размеры гибельного положения религии в СССР и ужас атеистических гонений, приняло решение готовить католических священников для будущего служения в СССР. Коллегиум также превратился в своеобразный центр русской религиозной культуры заграницей. В то время, когда в Советском Союзе искоренялось всякое упоминание о Боге и Церкви, в «Руссикуме» формировалась библиотка из спасенных русских и славянских книг, воссоздавалась и развивалась музыкальная церковная культура, оформилось собрание картин с памятниками церковной архитектуры и других артефактов, началась собственная издательская деятельность. Представители русской эмиграции первой волны преподавали здесь, либо составляли кружек общения, таким образом возник своеобразный интеллектальный, исследовательский и культурный центр. Назовем имена некоторых из них: поэт и философ Вячеслав Иванович Иванов (1866 — 1949), дочь писателя - Татьяна Львовна Сухотина-Толстая (1864 — 1950), епископ Александр Николаевич Евреинов (1877 — 1959), художники Леонид Михайлович (1867 — 1937) и Римма Никитична (1877 — 1959) Браиловские, князь Александр Михайлович Волконский (1866 — 1934), философ и бывшая фрейлина русской императрицы - Юлия Николаевна Данзас (1879 — 1942) и др. Среди студентов были не только русские, но и представители самых разных национальностей. Несколько священников — выпускников «Руссикума» пытались заниматься нелегальной религиозной деятельностью на территории СССР, однако все они были арестованы и много лет провели в лагерях ГУЛАГа.

Во время и после Второй мировой войны руссикумовцы помогали русским «Ди Пи», происходит от аббревиатуры DPs, т.е. Displaced persons, что по-английски означает «перемещенные лица», так называли на Западе беженцев из СССР, пытавшихся найти убежище от сталинских карательных органов. Студенты, выпускники и преподаватели Коллегиума опекали взрослых и в особенности детей в лагерях для беженцев по всей Западной Европе, оказывали соцальную и духовную помощь. Начиная с 1942 г. им удавалось посещать лагеря и передавать пленным продукты и медикаменты. Они также принимали письма заключенных и пересылали их потом через «Красный крест» на родину. В самом Риме был организован Интернат для русских девочек и приют для других беженцев, организовано небольшое издательство, выпускавшее брошюры и книги на русском языке, которые распространялись по лагерям Ди-Пи, устраивались протесты через прессу против выдачи итальянским правительством советских граждан в СССР. При Ватикане в это время был организован специальный Русский комитет помощи беженцам, он занимался распределением материальной помощи, предоставленной Международной организацией по делам беженцев при ООН (Organisation Internationale pour les Refugies). Позже Ватикан организовал эвакуацию беженцев в Аргентину, Бразилию, США и др. страны, а также массовый переезд русских в Австралию из Китая, после прихода там к власти Мао дзе Дуна в 1949 г.

Романо Скальфи за годы нахождения в «Руссикуме» с 1951 по 1956 гг. готовился к миссионерскому служению в СССР, здесь он освоил русский язык, богослужебные ритуалы и литургические традиции в православных и славянско-византийских культовых формах, изучал классическую русскую и советскую литературу, философию, а также занимался критическим анализом марксистской идеологии, в сфере его внимания была и социалистическая реальность всего происходящего в СССР. Желанию поехать за железный зановес осуществиться не удалось, строители коммунизма не нуждались в священниках, в визе было отказано. В последствии Скальфи много раз посещал разные города России и других республик Союза, но в качестве туриста, затем долгое время до Перестройки был персоной нон грата, запрет на въезд в страну был снят в 1993 г.

В 1957 г. совместно с друзьями и единомышленниками католическими священниками итальянцами Скальфи создает исследовательский центр «Христианская Россия» в Милане. Его сратниками были: Энрико Гальбиати (Enrico Galbiati) (1914 – 2004), ученый византинист, экзегет и литургист, он руководил знаменитой Амброзианской библиотекой (Biblioteca Ambrosiana); профессор философии в Миланском Католическом университете Святого Сердца и в университете Мюнхена, а также переводчик на итальянский работ Павла Флоренского - Пиетро Модесто (Pietro Modesto) (1923-2009); профессор философии в Комо (Collegio Arcivescovile Edmondo De Amicis)и популяризатор творчества философа Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900) - Адольфо Аснаги (Adolfo Asnaghi) (1917-2007). Следующим со-основателем был Нило Кадонна (Nilo Enzio Cadonna). Падре Нило также был уроженцем Тренто, рукоположен в священники в 1947 г., учился в Папском Восточном институте (Pontificio Istituto Orientale) и одновременно в «Руссикуме» в Риме, работал с Ди-Пи в лагерях в Неаполе и затем с беженцами в Триесте. Создав, вместе с Романо Скальфи центр «Христианская Россия» и проработав в нем до 1976 г., далее он переезжает в Рим. Этому решению Кадонны послужили изменения произошедшие в ориентации центра. Скальфи видел будущее центра во все большей связи «Христианской России» с движением мирян католиков «Comunione e Liberazione»[2], тогда как Нило рассматривал это, как отступление от первоначального замысла. Кадонна, оставив Сериате приступил к созданию нового центра, получившего название «Экуменическая Россия» («Russia Ecumenica») в Риме, который и возглавил. Помощником Нило Кадонны стал Серджио Мерканцин (Sergio Mercanzin), который впоследствии принял руководство этим центром и сегодня явялется его директором. Благодаря Кадонна родился еще один центр межцерковного единства и изучения русской религиозной культуры это «Сentro ecumenico italo-russo Vladimir Solov’ev» в городе Падуя (Padova). В конце 1980-х гг. Нило, по состоянию здоровья был вынужден вернуться в пределы родного города Тренто, где, однако, вновь сумел вроявить свою энергию в деле русско-итальянской дружбы. В рамках своей епархии он создает школу иконографии «Андрей Рублев» («Andrei Rublev») и хор, исполняющий литургическую музыку и церковную классику «Никодим» («Nikodim»). Нило Кадонна скончался 4 сентября 1997 г.

Вернемся к 1957 г., это было время Никиты Хрущева (1894 — 1971), правившего с 1953 по 1964 гг., в Италии в это время были весьма популырны левые тенденции, коммунитическая идеология набирала сторонников среди бедных слоев в разоренной и экономически слабой стране, поэтому в противовес красной России-СССР, Романо Скальфи со своими соратниками акцентрируют внимание на христианской составляющей, на не умершей в вере русской истории и культуре, отсюда и название, созданного ими центра «Христианская Россия». Это был своего рода вызов, сильный вызов сторонникам компартии, имевший целью показать христианские корни русской культуры и присутствие веры в СССР. Официально центр получил признание, как ассоциация верующих мирян католиков и имеет каноническую регистрацию полученную от архиепископа Милана кардинала Карло Мартини (Carlo Maria cardinale Martini) от 10.5.1989, признанную в качестве юридического лица государственными надзорными органами, с юридическим адресом: via Ponzio 44, 20133 Milano. Рабочая резиденция располагается на вилле Амбивери в Сериате, via dei Tasca 36, 24068 Seriate (BG). Доступен сайт в сети Internet для консультации On-Line: https://www.russiacristiana.org

Вилла – усадьба включающая архитектурный и садово-парковый ансамбль XVII – XIX вв., предоставленная последней владелицей Елизоветой Амбивери (Betty Ambiveri )(1888 - 1962). Она родилась с семье промышленников, занимавшихся шолковым производством, в молодости мечтала посвятить себя миссионерскому служению в Африке, что не удалось осуществить, однако благодаря своей экономической активности, Елизавета материально помогала различным миссиям на черном континенте. Амбивери посвятила себя делу социального и каритативного служения, участвовала в санитарных проектах, работала в руководстве регионального Красного Креста, во время Второй мировой войны и немецко-нацистской оккупации за связь с партизанами была арестована и оправлена в концлагерь, освободилась из которого в конце войны.

Амбивери до встречи со Скальфи была уже знакома с русскими эмигрантами, одним из первых среди них был, например, священник Стефан Виргулин (Virgulin) (1918 – 1997), он работал в рамках инициатив Конгрегации Восточных церквей по оказанию духовной и материальной поддержки Ди-Пи. В нашем распоряжении есть фрагменты переписки Вергулина и Амбивери конца 50 — начала 60 гг. XX в. Вергулин работал с русской диаспорой в Аргентине, позже служил в Ливане, затем был направлен в США, откуда писал ей в 1958 г., описывая свое там бытие. Затем он вновь вернулся в Италию, работал в Риме. «Библиологический словарь» Александра Вольфовича Меня (1935 – 1990) называет Виргулина итальянским католическим экзегетом: «укажем, в частн., на работы о. Стефано Виргулина, выпускника и проф. Папского библ. ин-та. Важнейшие его монографии посвящены толкованию Ис (напр., " " Вера" в пророчестве Исайи", 1961), а также Рим (1968), Тов (1978), Иудифь (1970), 1-2 Пар (1975), Ион (1980). Он принимал активное участие в коллективном исагогич. труде " Введение в Библию" (" Introduzione alla Bibbia", Torino, 1962-78)»[3].

Так же в архиве Амбивери есть свидетельства ее помощи русским детям сиротам, жертвам войны, это письмо из интерната Святого Георгия из Парижа и Ментона, затем из Рима (Internato bambine russe di S. Elena). Была знакома Амбивери и с русским католическим архиепископом Андреем (Аполлоном Владимировичем Катковым) (1916 - 1995), родился в Иркутске, далее в эмиграции в Харбине, с 1939 г. учился в Риме, в 1944 г. стал священником, работал с беженцами, затем служил в Великобритании и Австралии, с 1958 г. назначен епископом коадъютором (помощником) византийского обряда, с 1960 - Полномочный Визитатор, с 1961 г. - Российский апостольский экзарх (Esarc ap. di Russia). Амбивери переписывалась по французски с Ириной Михайловной Посновой (1914 – 1997), основательницей русскоязычного эмигрантского христианского издательского дома «Жизнь с Богом» («La Vie avec Dieu»), действовашего в Брюсселе с 1945 по 2000 г. и сотрудником этого центра Иваном Никитичем Корниевским (1910 – 1984), майор, оказавшийся в плену во время Второй мировой войны, оставшийся на Западе, окончивший «Руссикум» и ставший священником в 1950 г., работал в Германии и Бельгии, с 1962 г. – в Запорожье.

Перед смертью Амбивери завещала свою виллу в распоряжение «Христианской России» при офрмлении права собственности на католическую епархию Бергамо. При сохранении официального офиса в Милане, на вилле в Сериате находятся: штаб-квартира центра. Представим направления его современной активности:

Издательство «La Casa di Matriona» («Матренин двор»)

Издательство было организовано в 1975 г. с целью публикации текстов литературного, философского, исторического характера, а также материалов по искусству посвященных России. Название «Матрёнин двор» происходит от второго из опубликованных в журнале «Новый мир» за 1963 г. рассказов Александра Исаевича Солженицына (1918 - 2008), авторское название «Не стоит село без праведника».

Среди наиболее значимых печатных проектов – перевод трудов В. Соловьева на итальянский язык, серия книг по истории церкви в СССР и первая в мировом книгоиздании публикация фотоальбома о Соловецких островах. Книги по искусству, это каталоги собственных иконографических работ, реализованных выставок, а также блок издаваемых с 1979 г. ежегодных иллюстрированных календарей-альбомов, посвященных отпределенной иконографической тематике.

В общей сложности на сегодняшний момент издательство выпустило около 160 наименований печатной продукции. Относительно истории славянской эмиграции в США и церкви «Вифания», а также вопросов религиозной свободы и прав человека, укажем на некоторые примеры изданий «Христанской России» для итальянского читателя: «Samizdat: cronaca di una vita nuova nell’URSS = Самиздат: Хроника новой жизни в СССР» (1977. р. 232), «Prigionieri Cristiani in URSS = Заключенные христане в СССР» (1970. р. 112), «I mille prigionieri di Gorbacjov: Mille casi di prigionieri di coscienza nell’URSS = Тысячи заключенных Горбачева: Тысяча случаев узников совести в СССР» (1985. р. 322), «Una vita per incominciare: Il dissenso in URSS dal 1917 al 1990 = Одна жизнь, чтобы начать сначала: Инакомыслие в СССР 1917-1990» (2003. р. 240), «Prigionieri politici dell’URSS: 29 biografie e testimonianze = Политические заключенные CCCР: 29 биографий и свидетельств» (1977. р. 80) автором последней книги является Марио Корти (Mario Corti) - прозаик, переводчик, радиожурналист. Читателю будет интересна информация об этом человеке, потому что он был перосредственно связан с историей итальянского периода в исходе из СССР христиан веры евангельской в США. Он сопровождал, устраивал встречи с итальянской публикой и переводил свидетельства братьев[4].

Корти родился в 1945 г. в Треццо сулл’Адда (Trezzo sull'Adda) недалеко от Милана, c 1972 по 1975 гг. работал переводчиком в посольстве Италии в Москве, с середины 1970-х гг. стал членом редакционной коллегии журнала «Russia Cristiana» и был одним из основателей издательства «La casa di Matriona». В 1977 г. Марио организавал Сахаровские слушания в Риме, участвовал в организации выставок самиздатовских документов на Биеннале в Венеции в 1977 г., в Турине 1978 г., в Вашингтоне 1979 г. и в Риме. С 1979 г. работал на «Радио Свобода» в Мюнхене, где был аналитиком, руководителем отдела Самиздата, редактировал и издавал еженедельник «Материалы Самиздата». В 1990-1994 гг. Корти - заместитель директора, затем директор Отдела информационных ресурсов, с 1995 г. работал на «Радио Свобода» в Праге, в 1998-2003 гг. был здесь директором Русской службы радио. Известен, как составитель сборников о советском диссидентском движении, его статьи и интервью на правозащитные темы публиковались в европейских и американских изданиях. В настоящее время на пенсии, проживает в Артенья (Artegna), регион Удине.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.