Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монгольский текстиль и костюм






Характеристика монгольской одежды связана с изучением одежды монгольских народов, типов и инвариантов, происхождения, межэтнических связей, отражения в одежде традиционного и современного образа жизни. Монгольская поговорка «Одежда – бог, тело – дьявол» исходит из благородного нравоучения, что одежда, ее украшения должны быть к лицу и подобраны со вкусом.

Декоративно-прикладное искусство монголов, бурят, калмыков, казахов, киргизов, башкир, каракалпаков, якутов, алтайцев, тувинцев, хакасов и других, в прошлом кочевых народов, призвано украшать жизнь и быт такими изделиями и одеждой, которые приспособлены к жизни в седле, предназначены для закрепления за поясом, на конской сбруе, на головном уборе, на шее, груди, запястье руки, на спине и т.д.

Орнаментальное искусство не является самостоятельной областью, считается неотъемлемой деталью всех основных видов народного изобразительного искусства, служит элементом отделки и украшения, содержит глубокий символический смысл. Например, монголы на дверях или других предметах домашнего обихода рисуют орнамент ульзий – чтобы благополучие сохранялось в семье.

За всю историю существования орнамент сформировался в наиболее типичные виды: зооморфный – эвэр угалз – роговидный, в котором переплетались, соединялись фантазией народа рога архара, воловьи ноздри, птицы и т.п.; растительный – в основу которого народ вложил форму листьев, цветов, травы, деревьев, веток, кустарников; явления природы – форма облаков, туч, гор, дыма, пламени, волн; геометрический – ульзий, меандр, свастика, переплетение круглых, ромбовидных, прямоугольных форм между собой.

Аппликация и художественное прошивание господствовали в кочевых районах. Традиционная художественная прошивка из могил времен древнего хуннского государства и рисунки таких строчных войлочных ковров до сих пор бытуют во всех тюрко-монгольских аймаках. Монголы любят украшать синие или голубые платки крупной белой орнаментальной аппликацией. Еще древние монголы создавали аппликации на войлочных коврах, на богатых покрытиях юрт-дворцов, о которых писали европейские путешественники того времени. Буддийская религия часто использовала аппликацию в своих целях. Монгольские мастерицы создавали роскошные свитки (иконы) святых буддийского пантеона, они были яркими, красочными, из дорогих материалов – натурального шелка, парчи, их украшали жемчугом, кораллами, бирюзой. Подобные свитки – аппликации порой конкурировали с живописью – танкой и постепенно аппликация выделилась в самостоятельный вид искусства.

На западе Монголии, особенно среди казахского населения, и ныне широко практикуется художественная аппликация – сюзане – из красной, коричневой и черной материй вырезают орнаменты и прошивают на войлочных коврах и такими же цветами окаймляют ковер.

В конце XIX века широкое распространение получило художественное шитье с применением серебряного и золотого позумента, который прошивали тонкой нитью. Одежды привилегированных лам, князей, ноёнов стали украшать мелким речным жемчугом, кораллами, бирюзой и т.д.

Был и другой вид текстильного искусства – намх – плетение сложных узлов из цветных ниток на деревянной крестовине. С ее помощью нитками пяти цветов – синей, белой, красной, желтой, черной – создавали различные плетения – орнаменты зооморфного и геометрического вида. По контуру крестовины цветными нитями натягивали орнаменты с прямыми углами, фигурки людей, животных.

В западной Монголии шили кожаные фляги-бурдюки, на которых вдавливали рисунки любого орнамента, не исчезающие и не истирающиеся. Такие фляги-бурдюки были очень практичны в условиях кочевой жизни, они были легкими, прочными, удобными. Из замши и сыромятной обработанной кожи монголы делали ремни, конскую упряжь, седла, украшения к ним, сапоги- гутулы (гуталы). Гутал различались и по типу орнамента, и по количеству узоров, размещавшихся на отдельных деталях и частях сапога. Сообразно с этим гуталы подразделяли на 8-, 12-, 16-, 32-орнаментные. Распределяют узор на сапоге в определённом порядке. Вдоль верхнего края под кантом – жеримын угалз – переплетающиеся полоски. Затем орнаменты из прошитой кожи на щиколотках, носках, пятках, уголках голенища, где оно пришивается к головке, и т. п.

Сапоги обычно отличались друг от друга размером. Самыми большими были эрэгтейин гутал – мужские сапоги. Женские – эмэгтейин гутал – средней величины; хухэдийн – детские сапожки. Гутал должны быть по величине такими, чтобы заполнять просвет в стремени и плотно стоять на его нижней, опорной, части и не выскальзывать из него, если лошадь начнёт брыкаться или понесёт. Это обувь, приспособленная для верховой езды в седле со стременами, ходить в них тяжело и неудобно. Притом гутал имел лишь всего три типовых размера, соответствуя размеру стремян мужских, женских и детских седел.

Монголы всегда на улице бывают обуты, в отличие от ряда других народов. Так, ребёнок 3–4 лет скорее выбежит во двор без халатика, чем необутым. Обувь, как и одежда, материалом, цветом и декором (качеством и количеством) различалась по сословиям.

В настоящее время носят ботинки, туфли, сапоги фабричного и артельного производства русского образца (с цельнокроеной головкой, швом на пятке, голенище мягкое, шов у него только сзади, подошва сыромятной кожи, пришивается по ранту). Часть населения носят и национальную обувь. Из традиционных видов обуви преобладают сапоги халхаского типа, имеющие ряд характерных деталей. Прежде были распространены следующие виды гутал: жанжин гутал (военные, “генеральские”), тэв гутал (будничная традиционная обувь халха), дорвод гутал (дэрбэтские), захчин гутал (захчинские), хасаг гутал (казахские), торгут гутал (бурятские).

Обувь монгольских народов имеет ряд черт, типичных для большинства групп, общую для всех групп схему покроя и изготовления. Отличия по этнографическим группам сводятся к деталям фасона и отделки. Внутри групп мужская и женская обувь различается размерами, орнаментом, отделкой.

Раскраивается обувь по выкройке – шаблону. Каждая часть головки и голенища состоит из парных частей. Парность основных деталей, симметричность – характерная черта монгольской обуви. Для всех видов обуви обычны четыре детали верха: две для голенища – турий и две для головки – зулаг. К низу головки прикрепляется подошва уул: форма её зависит от формы носка головки, а поэтому варьируется по группам. Кроме основных частей, выкраиваются и дополнительные детали для обшивки, прокладки и т. п.

Процесс изготовления гутал состоит из девяти операций:

1. Выкраивают из кожи все части гутал.

2. Пришивают орнаменты – угалз (если они должны быть).

3. Пришивают подкладку дотор.

4. Прокладывают между голенищем и головкой полоски козьей цветной мягкой кожи, согнутые пополам. Обычно в халхаских сапогах их прокладывают в три слоя, сгибом к внешней стороне, а в узэмчинских, бурятских, баргутских – в один слой. Эти полоски называют зулагны хавчаар.

5. Соединяют и пришивают половинки головки и голенища вместе с прокладками.

6. Прокладывают три слоя согнутых полосок цветной кожи между половинками сапога с передней стороны и сшивают переднюю сторону изнутри.

7. Пришивают по верхнему краю голенища с внутренней стороны полоску цветной кожи, отворачивают её на лицевую сторону и закрепляют стежками по внешней стороне голенища. Эта оторочка называется эмжээр.

8. Прокладывают три слоя согнутых полосок цветной кожи сверху до низу заготовки сапога и пришивают, соединяя изнутри обе половинки.

9. Прокладывают два слоя согнутых полосок между головкой и подошвой и пришивают подошву к сапогу.

Изготовление подошвы также распределяется на ряд последовательных операций.

В настоящее время на низ подошвы выкраивается плотная кожа. В старое время подошву кроили и из простёганного войлока ширдэг и ткани давуу. Можно было делать её из проклеенной, обычно белой ткани. Такую подошву называли намын уул – домашняя, семейная подошва. Увлажнённую выкроенную кожу проклеивают. По её краю приклеивают сложенные вдвое рубчиком наружу косые полоски тонкой белой ткани шириной 3–4 см – уулны хурээ. У задника прокладывают 16 рядов, спереди – 12 рядов. Носок загибают вверх, а затем ставят заготовку в хатан (сушилку). Выкраивают мягкий, непростёганный толстый войлок эсгий и пришивают его к подошве. С внутренней стороны поверх эсгий пришивают кусок бумажной ткани типа диагонали с подогнутыми внутрь краями. Примётывают так, чтобы давуу немного заходила на хурээ, который прошивают насквозь крупными стежками толстыми нитками. К подошве присоединяют с внешней стороны слои кожи, по которому и прокладывают внешние стежки, когда пришивают подошву. Внешний слой кожи при этом подрезают так, чтобы нитка не была видна снаружи. Когда соединяют зулаг и уул, то зулаг подгибают внутрь, затем прокладывают хавчаар и потом уже пришивают уул. Шов идёт при этом по хурээ. Больше всего были распространены сапоги из чёрной русской мереней кожи, тиснённой мелкой клеточкой. Такая кожа называется булгари. Перед и пятка украшены узорными полосками из зелёной кожи, сделанными выпуклой аппликацией. Под сапоги надевали оймс – тип носков из войлока, фетра или простёганной на ватной прокладке ткани.

В домашних условиях или на празднествах носили и обувь из тканей. Образцом такой обуви являются монгольские сапоги из сукна вишнёвого цвета, обшитые кругом зелёной тесьмой. Головка сапога и низ голенища вышиты шёлком узором ульзий тамбурным швом; цвет шёлка – зелёный, жёлтый, розовый, лиловый. Внизу голенища, посередине, между вышивками – кожаная аппликация зелёного цвета. Подошва обшита кожей, сама подошва из ткани. Толщина подошвы 2 см, длина 34 см. Высота сапога спереди 44 см, сзади 35 см, ширина вверху 24 см, внизу 20 см.

Нарядные сапоги могут быть выполнены из жёлтого шёлка с тиснёным рисунком, обшиты кругом по верху и швам голубой тесьмой. Внутри – красная суконная подкладка, подошва обшита кожей и тесьмой, края – зелёной кожей. Толщина подошвы 3 см; высота сапога спереди 38 см, сзади 25 см, длина подошвы 23 см, ширина 17 см. Конструкция сапога приспособлена для езды в жёстком седле, при быстрой скачке, стоя на стремени, имеющем массивную заднюю часть.

Монгольская одежда в разные периоды истории воспринимала детали или даже комплекты костюма у соседних народов. Эти напластования чётко видны в одежде некоторых категорий населения и носят межэтнический характер.

К таким напластованиям различных эпох относятся отдельные элементы верхней одежды монгольского ламаистского духовенства, светских феодалов и чиновничества, а в послереволюционный период – универсальная одежда городского типа. Также сохранилась традиционная народная одежда – повседневная и праздничная.

Покрой монгольской одежды имеет ряд своеобразных черт, которые указывают на её местное происхождение. В Монголии было очень много видов национальной одежды и известно, что одни лишь головные уборы составляют более ста видов – женские, мужские, детские, для духовных лиц, для обрядов, парадные, для повседневного пользования и т.д. Правильный покрой одежды, ее отделка, шитье, вышивание были обычным занятием для женщин, а пошив головных уборов различного фасона, сложный вид вышивок, аппликаций из цветной кожи – были делом рук мужчин – искусных мастеров.

Важную роль в монгольской одежде играли материал и техника изготовления. Они с течением времени изменялись, что зависело от уровня развития производства и экономики. Если в древности одежду вручную шили из шкур животных и применяли несколько традиционных для каждой части одежды швов, то сейчас ручные операции всё более заменяются машинными и применяется только один шов. С течением времени менялся и материал: наряду с овчиной, кожей, войлоком и мехом издавна употреблялись ткани из шерсти, хлопка, шёлка, холст, парча, а в последние тысячелетия и синтетические ткани.

На изготовление военного костюма употребляли выделанную кожу, дерево, металл, служивший материалом для панциря, кольчуги, шлема и др. Ещё предки монголов использовали все материалы, которые шли на изготовление одежды.

В XIX–начале XX в. в Монголии употреблялись ткани различного происхождения, но преимущественно – китайские хлопчатобумажные и шёлковые, реже использовались русские сукна и бархат.

Шкуры диких и домашних животных, употребляемые для шитья одежды, монголы обрабатывали сами. Кожу тщательно очищали от жира, намазывали несколько раз кислым молоком, затем высушивали и разминали кожемялкой – планкой с зазубринами хидэргэ – на камне или колене. У бурят и хамниган чаще бытуют стационарные кожемялки, где шкуры кладут в полый вращающийся цилиндр, укреплённый вертикально на оси.

Зимнюю одежду шьют из различных сортов овечьего меха – мерлушки, каракуля. Используются также козьи, жеребячьи, лисьи шкуры для шитья и отделки одежды и головных уборов. Кожа и замша арьс искусно обрабатывались и окрашивались естественными красителями.

Стиль народного монгольского костюма определяется его силуэтом, который создаётся его покроем и соотношением линии плеча и формы рукава с длиной талии, а также с формой и длиной юбки (у мужчин брюк). Существенным являются соотношения длины и ширины стана с длиной и шириной рукавов, и только для силуэта некоторых видов женской одежды важны соотношения длины талии с длиной и шириной юбки. В быту при изготовлении одежды употреблялись меры длины, связанные с пропорциями тела человека: тоо – расстояние между раствором большого и среднего пальцев, соом – расстояние между раствором большого и указательного пальцев, алаг – ладонь, хуруу – ширина пальца (обычно среднего, указательного, безымянного). Кроме того, часто измеряют ширину воротника расстоянием средней фаланги указательного пальца с приложением к нему большого.

Эстетические воззрения и этические нормы монгольского общества определяли одежду основного населения, распределяемую строго по половозрастным признакам.

Дети до 3–5 лет, особенно в хорошую погоду, бегали голышом. Вместе с тем в праздничные дни дети одеты очень нарядно, к зиме им шьётся меховая одежда – того же покроя, что и взрослым, но вместо пуговиц часто пришиваются к халатику завязки.

Костюм девушки не отличается по покрою от детского и мужского. Рукава мужской и девичьей одежды никогда не делаются вшивными – они длиннее рук, у кисти заканчиваются воронкообразными обшлагами, а в локтях собираются в складки.

Покрой халата очень прост, отличается отсутствием нефункциональных деталей (рис. 29, 30). Обе половинки спинки и переда кроят одинаково из двух полотнищ. Из третьего полотнища выкраивается дополнительная правая пола, а из остатка – надставки на рукава, подшивка бортов, воротник и его подкладка, одна из сторон манжет, подшивка подола. В отличие от европейской одежды подшивка подола в монгольской одежде всегда бывает подкройной.

Современная традиционная верхняя одежда у монголов одинакова: халат (дээл и тэрлиг) с мягким матерчатым поясом бус 7–8 м, шириной 40 см. Монголы МНР и теперь носят халаты различного вида: меховые шубы, крытые материей, – зимне-весенняя тёплая одежда; арисун дээл – нагольная, не крытая, обычно овчинная шуба; хэвэнтэй дээл – стёганая, как правило подбитая ватой, – носят в прохладную погоду, чаще всего осенью; терлиг – летний халат на подкладке. Ношение дээл без пояса не допускалось: любая небрежность в костюме считалась проявлением неуважения к окружающим. Монголы, как правило, предпочитают яркие цвета тканей для одежды и поэтому придают большое значение подбору цветов дээл, его символике. Замужние женщины, например, любят носить дээл зеленых цветов или ярких, сочных цветов и их сочетаний. Красные цвета предназначаются для праздничной одежды. Белый цвет почитался как символ благородства, святости. Мужчины предпочитали дээл синих цветов. Одежда темных тонов в старину не встречалась. Цвет костюма у девушек имел мягкие тона – розовый, зеленый, голубой

 

Рис. 29. Халат с длинными рукавами из ткани двойной ширины

 

 

 

Рис. 30. Летний женский халат с короткими рукавами

 

 


Дээл, даже повседневный, любовно декорировался. Второй ряд канта на груди и спине выкладывался в замысловатый орнамент (с символическим значением) или в виде сплошной орнаментальной композиции.

Традиционная одежда обычно доходила до щиколоток, но в настоящее время длина её колеблется. В городе чаще носят халаты немного ниже колен.

Поверх халата и пояса надевают безрукавку хантаз (рис. 31). Её носят не только мужчины, но и девушки. Шьют её обычно из ярких, часто украшенных ткаными узорами шелков, отделывая обязательно гладкими, сочетающимися по цвету шёлковыми полосками и оторочкой. Мужская и женская безрукавки кроятся с плечевым швом, спинка уже, чем полочка. Перед разрезан, а на правую сторону находит дополнительная, пришитая по оси симметрии полочка с энгэром (одежда делится по направлению к горизонтальной оси симметрии, слово энгэр обозначает также все верхнее, южное – «перед», «передний», переднее полотнище дээл, борта). Ворот зах вырезан по шее. Женские безрукавки одинаковы по покрою с мужскими. Отличия их лишь в деталях: на мужской разрезы полагалось делать спереди и сзади, на женской – с боков. Хантаз, надетый на халат, доходит до талии, прикрывая пояс.

Углы, образуемые каймой, по внешней и внутренней сторонам украшены орнаментом ульзий. Орнамент настрачивают из тонких полосок шёлка одного цвета с каймой. Полоски расположены обычно в два ряда на расстоянии 1–1, 5 см друг от друга и от края.

Взрослый мужчина обычно носит штаны емд и рубашки цамц, сшитые из далембы или цуембы. Особым щёгольством считалось иметь бельё из чесучи. Это диктовалось и гигиеническими соображениями, т.к. лучше предохраняло тело от насекомых, которых всегда много около скота. Покрой нижней рубашки аналогичен покрою верхнего халата; цамц шьётся с дополнительной правой полой и застёгивается на правом плече и на правом боку. Цамц у мужчин был длиной до бёдер. Форма ворота и воротника на нём варьирует, как и на верхней одежде. Штаны носили старинного покроя, из сложенного по шагу куска ткани, скошенного с боков, на талии держались на гашнике, продёрнутом в подогнутой и пришитой верхней части. В последнее время чаще носят штаны из двух штанин, соединённых швом. Боковых швов и вытачек на них не делают, подкраивают по шаговому шву и мотне; иногда шьют с ластовицей в шаге.

 


Рис. 31. Верхняя безрукавка хантаз

 

Нижняя одежда женщин почти такая же, как и у мужчин (рис. 32). Её отличие у некоторых групп состоит в том, что цамц почти повторяет форму верхнего летнего тэрлига, но шьётся из светлой одинарной ткани, без подкладки. Нижняя одежда – однотипная, более светлой расцветки. По покрою воротник иногда отделывается кантом эмжээр из контрастной ткани (рис. 33).

Поверх нижних штанов из светлой ткани (летом) и из мягкой овчины мехом внутрь (зимой) под халат надевали вторую пару штанов. Они были сшиты из темного или яркого однотонного материала и украшены нарядными узорами. Узоры отличались по этнографическим группам. Летом в праздники надевают традиционные штаны из шелка с вытканными узорами (типа орнаментированных кругов, ульзий и т.п.) различных цветов – вишневого, лилового, синего и т.п. Шили одежду из тканей однотонных или с тканым узором, но никогда из набивных.

В непогоду поверх обычной одежды надевают специальный плащ цув, цабун. Его покрой о общем был одинаков с монгольским дээл, но отличие в том, что на спинке от талии до подола шёл разрез. Верхняя пола спереди доходила только лишь до талии и застёгивалась, как обычно, на правом боку, спереди образовывался разрез до талии. С плащом обычно носили капюшон (робан), который кроили из двух кусков того же сукна четырёхугольной формы. К нижним передним концам капюшона пришивали тесёмки. Капюшон не пришивали к плащу, а надевали так, чтобы его нижняя часть закрывала воротник. Обычно капюшон и плащ обшивали жёлтым кантом.

Дополнением к мужскому халату служат предметы, которые носят на поясе. За пояс заправляется далин – матерчатый футляр для табака. В прежнее время он был обычной принадлежностью мужского костюма, но сейчас постепенно выходит из употребления. Сшит он в виде вытянутого четырёхугольника с разрезом в центре.

Обязательный элемент мужского костюма – шапка. Форма, цвет, декор шапки и ее деталей – символичны. Например, устремленная вверх остроконечная верхушка головного убора, покоящаяся на куполообразном основании, символизирует благополучие, процветание.

Летом, даже в сельской местности – шляпа, чаще всего фетровая; носят также кепки и береты. Зимой – в сельской местности встречаются малгай – тип треуха, ловууз (сходен по покрою с кобаном, но стёганый, на подкладке и отделан меховой опушкой вокруг лица). Обычной является шапка мемен оройт с полукруглой, рельефно простёганной от макушки к полям красной тульёй, меховым бортиком, опускающимся на лоб и уши при холодной погоде, и пришитым сзади синим назатыльником, закрывающим верхнюю часть шеи. Сзади к основанию тульи пришиты две красные ленты бучи. У висков под бортиком с обеих сторон прикреплены двойные полоски материи, завязывающиеся под подбородком. Ещё две красные полоски материи прикрепляются с внутренней стороны мехового бортика с задней стороны. Завязки расположены так, чтобы плотно защищать голову в холодную погоду. Макушка вышита, в центре украшение в виде шишечки.

 

 

Рис. 32. Нижняя мужская рубашка


Рис. 33. Узэмчинская нижняя женская рубашка

 

 

Дополнением к традиционному мужскому костюму всех этнографических групп были нож в ножнах, огниво и кремень. Огниво гэм прикрепляется к поясу при помощи пуговиц товч, пряжки бэли и тесёмки осор. Нож хутуч в железных ножнах сабхухуй носится на поясе с правой стороны, пристёгивается также с помощью тесёмки и пряжки. Мужчина имел трубку для курения, прибор для удаления гари из трубки и другие мелочи.

На поясе носили и просто украшения: на бархатной полоске прикреплены орнаментированная (часто серебряная) бляшка и резная из камня бляха, имеющие форму чередующихся орнаментов типа ульзий (геометрический орнамент круглой и ромбовидной формы) и хамар угалз. Длина украшения 13 см.

Щёголи надевали на левую сторону груди особый прибор сава угэй. Он состоит из цепочки с колечком гэнчи, к которой привешена прорезная бляха. К бляхе прикреплены на цепочках уховертка с ложечкой ухур, щипчики чингчилюр и зубочистка хэмш.

Верхняя женская одежда в настоящее время почти не отличается от мужской. Летом это обычно шёлковый халат на подкладке, отделанный по вороту, воротнику, правому борту и поле кантом в один ряд шириной 1–1, 5 см.

Поверх халата в торжественных случаях надевали накидку, которая была скроена также в виде халата, но со сходящимися, а не запахнутыми полами, разрезами по бокам до линии бёдер и узкими, декоративными рукавами. Такие накидки шили из шёлка, парчи. По борту, подолу, боковым разрезам, манжетам их богато украшали полосами. На груди располагались накладные петли и застёжки.

До сравнительно недавнего времени замужние женщины носили традиционный костюм. Впервые его надевали при совершении свадебного обряда, затем он становился повседневным. Наиболее распространенным был костюм халка (рис. 34). Спинка цельная с плечевым швом, стан свободного покроя. Пройма широкая, слегка заниженная. Передняя часть состоит из трех частей: полочки до талии, повторяющей по форме полочку короткой верхней безрукавки, нижнего сборчатого переднего полотнища юбки, пришитого к полочке и маленького трапециевидного передничка, обшитого цветным шелком. На верхней полочке пришиты пуговицы: одна у ворота, две на энгэре, две на уровне линии талии, одна под мышкой. Рукава с большими сборками по окату, под которыми подложен войлочный валик. Рукав внизу оформлен обшлагом в виде лошадиного копыта (нудрага). Воротник-стойка со скругленными концами. Ценность материала и пышность отделки костюма зависят от общественного положения женщины.

 

 

Рис. 34. Традиционный женский халхаский костюм

 

 

Обязательным элементом свадебного обряда была замена девичьей причёски. Женская причёска была сложной и требовала много труда и дополнений. Причёску делали так: волосы расчёсывали на прямой пробор, разделяя на две половины и скрепляя у корней подхватами из пластинок камыша. Затем верхнюю часть смачивали разогретым шубным клеем, концы заплетали в косу, а средней части придавали форму полукруглой пластины, скрепляли камышовыми подхватами, пока клей не просохнет. Украшения цветными камешками являлись также непременной принадлежностью причёски замужней женщины. Костюм дополнялся и серебряными браслетами.

Женская распашная одежда – халат, с плечевым швом, проймами, вшитыми рукавами, боковыми швами. Верхняя передняя пола состоит из трёх частей: грудки сеож, пришитого к ней сборчатого хуниастай прямого, слегка скошенного по правому боку нижнего полотнища хормой – часть платья ниже колена по всей окружности (подол хормой имеет значение оберега – им нельзя было задеть огонь, т.к. это считалось большим грехом) и нашитого между ними по поясу трапециевидного передничка богос. На передней поле энгэр обшит узкой каймой до подмышки. От подмышки по энгэру до талии и поперёк, по линии талии, на передке нашита полоса отделки из узорчатого шёлка. Такие же полосы украшают передничек и бок полы. У ворота, на конце энгэра, под мышкой – по одной пуговице, и ещё одна пуговица на боку. Вшивной рукав состоит из трёх частей и обшлага нудрага. Верхняя часть рукава – фонарик с широкой головкой тунгэхр, со сборками вверху меровч. Сборки собраны на толстую нитку, торчащую сзади. Рукав посажен вместе с нею, простёган параллельными швами в поперечном направлении. Немного выше локтя к нижнему краю фонарика, скошенного со стороны внутреннего шва, гладко пришита проклеенная на подкладке, обычно парчовая или из узорчатого шёлка, отделочная полоса – прокладка между верхней и нижней частью рукава хавас. Она кроится немного округлой. Нижняя часть рукава – хамсэ – кроится прямоугольной, на неё в качестве отделки настрачиваются узорчатые поперечные полоски шёлка торгой или парчи хоргой. Спинка и внутренняя пола одинаковы с мужской. От халхаской спинка отличается отсутствием у барга, бурят, узэмчинов центрального шва на спине. Воротник стоячий, по шее, застёгивается на одну пуговицу. Пуговицы на женской одежде узорчатые и более крупные, чем на мужской.

Поверх амагай дээл надевали безрукавку амагайин ууж (рис. 35). Она была сходна с безрукавкой халха. Баргутская безрукавка состоит их жилета и пришитой к нему юбки. Жилет имеет плечевой шов, на спине жилета нет среднего шва. По вороту, вдоль борта и нижнего края жилет обшивают полосками парчи или шёлка ярких тонов с вышитым или вытканным рисунком. Сзади и спереди жилета у пройм пришито по петле. На эти петли, как правило, из того же материала, что и отделка, полагается привешивать бэл – висячие серебряные украшения. Жилет сделан на подкладке, обычно из недорогой ткани. На передней половине жилета находится по пять воздушных накладных петель с каждой стороны. Юбка может иметь подкладку, пришитую на ширину 10–12 см только под передним и задним разрезами. Сначала шьют жилет и юбку отдельно, а затем юбку пришивают к жилету и места швов заделывают под подкладку жилета вручную. Мужской костюм сходен с бурятским.

Мужским верним костюмом узэмчин был летом тэрлиг, а зимой дээл, как у халка. Дээл был с обшлагами тороо (рис. 36). Поверх тэрлига мужчины надевали короткую безрукавку ханжаар. Головной убор одинаков у мужчин и у женщин.

Женщины поверх шёлкового тэрлига надевали безрукавку ууж. Это плечевая распашная одежда свободного покроя, с разрезом, на застёжках, без запаха. Спинка кроилась с разрезом жайц от подола до пройм. Плечевых швов могло и не быть. Безрукавка была от проймы суу до подола расширена примерно на 1 тоо (18–20 см). На боках внизу сделаны разрезы. Проймы вырезаны почти до талии. По вороту, проймам, бортам, сзади вдоль разреза ууж отделана рядами тесьмы, парчи, узорчатого шёлка ярких цветов. На левый борт нашиты четыре пары пуговиц (металлических, круглых, орнаментированных), а на правый – петли из шнурка. Эти пуговицы и петли расположены от линии груди до линии бёдер. Ворот застёгивается также с левой стороны. Пуговицы прикреплены к шнуркам.

Дополняет узэмчинский женский костюм богатое украшение из серебра, кораллов и бирюзы. На голову, закрывая переднюю часть головы и лоб, надевается коралловая сетка. К ней на висках подвешиваются серебряные с кораллами и бирюзой височные подвески. Кроме того, на косы надеваются чёрные шёлковые или бархатные футляры, отделанные медальонами из серебра, бус или вышивкой. Под мышками на руках безрукавки есть петли, за которые подвешиваются у узэмчинов, барга и других групп украшения из серебра бэль. Бэль имеет форму кругов с подвесками в виде колокольчиков хонх, стилизованного бычьего носа хамар и др. Украшения были скреплены цепочками гинж, квадратными в сечении. На спину монголы всех групп надевали гау – вид серебряных ладонок с листком молитвы или хадаком (полоса шёлка) внутри, сходных с тибетскими, а иногда и просто привозимые из Тибета. На шею надевали ожерелье из крупных камней типа яшмы, нефрита, сердолика, малахита. Каждая бусина имела вид шарика, особенно крупные шары (диаметром до 5 см) носили на груди. На голову узэмчинские женщины надевали коралловую сетку, спускавшуюся на лоб, через темя проходила полоска ткани. К её концам подвешивались височные подвески из бирюзы, серебра и кораллов.

 

 


Рис. 35. Покрой узэмчинского костюма, женская безрукавка

 


Рис. 36. Узэмчинский халат

Верх головы прикрывала шапочка с высокой конусовидной тульей и отороченными бархатом или мехом отогнутыми полями. Сверху прикрепляли красную шёлковую кисть. Шапки у мужчин и женщин были одинаковы. Кистью украшали свои головные уборы и другие группы народов (буряты, барга, дэрбэты и др). Сохранился этот обычай и у калмыков. У монголов Внутренней Монголии отличия в одежде заключаются в числе петель и пуговиц на халате. На энгэре и на боку они пришивают по три застёжки.

Женский свадебный костюм дэрбэтов из Западной Монголии имеет сходство с халхаским и бурятским женским костюмом. Костюм (рис. 37, 38) состоит из двух предметов: кафтана и безрукавки. Кафтан отрезной по талии: его верхняя часть представляет собой жилет без плечевого шва с выступающими линиями оформления плеча. С правой стороны разреза посередине груди пришивается от горловины до талии неширокая планка. К вороту пришит широкий белый отложной воротник. С левой стороны к полочке снизу пришивается неширокая (8-10 см) планка, которая закрывает нижнюю часть правой полочки и завязывается на боку двумя тесёмками, а к правой полочке пристёгивается двумя пуговицами. Посередине груди на левой полочке располагается пять пуговиц, а на правой – пять накладных воздушных петель. На левой полочке – небольшой накладной кармашек. Перед полочки богато расшит национальным орнаментом зэг, который делается из нашивных цветных шнурков, позументов, тамбурного шва. Проймы широкие, по его окату рукава – сборка, книзу рукав суживается. Отдельно выкраивается манжет нудума («кулак»), который покрывает кисть до пальцев. Юбка длиной до пят, в четыре раза шире кокетки и состоит из двух полотнищ. Часть юбки, пришиваемая к внутренней полочке с правой стороны не присборена. Подол и разрезы юбки, а также края полочек богато украшены орнаментом. Сверху надевается безрукавка цэгэдэк ю. Костюм сшит из красного шёлка. Под него обычно надевается светлая рубашка килик и штаны шалвур; дополнением служит шапочка с красной кистью залаа.

Женская одежда всех групп была без пояса, отсюда обычное название женщины бусгуй – беспоясая. Черты, свойственные женскому костюму различных групп западных и восточных монголов (вшивные рукава с присборенным верхом, отрезная юбка, единство комплекса – кафтан и безрукавки), говорят об общих истоках народной женской одежды различных этнографических групп. Одежда всех групп застёгивается на правую сторону, но количество застёжек изменяется по группам.

 

 


 

Рис. 37. Свадебный дэрбэтский женский костюм. Общий вид.
Покрой верхней безрукавки

 


Рис. 38. Свадебный дэрбэтский женский костюм. Детали костюма

 

Одежда монгольских народов была показателем места члена общества в социальной иерархической структуре. В XVII–начале XX вв. в феодальной Монголии одежда простолюдинов-аратов отличалась от одежды “желтых” (духовных) и “черных” (светских) феодалов. Простолюдины летом носили одежду из хлопчатобумажных тканей далемба и цуемба. Право ношения шелка и парчи было привилегией знати. Более состоятельные простолюдины, по словам старожилов, обходили этот обычай, подбивая халат подкладкой из чесучи.

Знать разных рангов имела отличия в одежде. Поверх тэрлига (халата) монгольского покроя местные князья и дворяне часто надевали широкую, застегивающуюся на груди кофту с длинными рукавами – курму, – заимствованную у китайцев через маньчжуров. Князья и чиновники различных разрядов носили широкие халаты китайского и маньчжурского образца с ткаными и вышитыми символическими изображениями, отражавшими положение, занимаемое ими на социальной лестнице. Например, халат из голубого шёлка, расшитый золотом и цветным шелком, с изображениями пятипалого дракона, указывал на высокое происхождение и положение его владельца.

Головные уборы также регламентировались маньчжурским правительством. Чиновники различных рангов носили на шапке шарики голубого (самый почетный), красного или иного цвета.

Ламаизм проник в Монголию в XVI в. из Тибета, а с ним, естественно, были принесены не только церковные установления и институты, но и формы одежды хубилганов и чойджинов и дополнения к ней. Формы одежды являются общими у монголов и тибетцев. С продвижением ламаизма на север к бурятам и на запад к ойротам и к их ветви – калмыкам эти формы проникали и туда. Поэтому в костюме монгольских лам наряду с основной, собственно монгольской народной одеждой, имеются напластования, связанные с Тибетом, Китаем, Индией и даже Грецией эллинистического периода.

Одежда монгольских буддийских монахов (рис. 39) – лам – была установлена для них первым хутухтой (перерожденцем) и главой буддийской церкви в Монголии Ундер-гэгэном Занибазаром в XVII в. Она по покрою такая же, как и одежда остального населения, но отличается некоторыми деталями, а также цветом: ламы обязаны носить одежду жёлтого или красного цвета (различных оттенков от розового и светло-жёлтого до кирпичного или бордового). Нижняя одежда также отличается покроем ворота, формой воротника и цветом – предпочтительнее голубой. Одежду жёлтого и красного цветов, установленных для лам, миряне прежде не носили, да и теперь носят редко.

 


 

Рис. 39. Костюм монгольских лам, покрой халата

Одежда “желтых” феодалов – монгольских лам – отличалась от мирской одежды. Внутри ламства различия проявлялись в материале, из которого была сшита одежда (шелк, сукно, парча и т.п.), а также в форме головного убора и цвете лент бучи (синие, желтые, белые, зеленые), прикреплявшиеся сзади к головному убору. Национальная основа ламской одежды дополнялась надеваемым на спину и одно плечо и драпированным вокруг торса куском ткани длиной от подмышек до щиколоток и шириной около 5 метров желтого, красного или коричневого цветов.

Ламская одежда отличается формой воротника и вырезом ворота. Ворот ламской дээл не образует выступа – энгэра, а вырезан от шеи до подмышки плавной, закруглённой внизу линии. Внутренний борт от ворота вниз вырезан по прямой линии почти до талии и образует прямоугольный вырез, в который вшивают воротник. Рукава заканчиваются обшлагами в виде лошадиного копыта. Отвороты на обшлагах, как правило, летом из шёлка торго или бархата хивс, а зимой – чёрные бархатные или меховые. Поверх дээл накинута орхимжи – прямоугольная полоса специально вытканного, обычно шерстяного материала различных оттенков красного или жёлтого цвета длиной в три объёма бёдер, а шириной от подмышек до щиколоток. Её драпируют вокруг торса поверх халата, оставляя открытым одно плечо, а конец закидывают за спину, закрывая им другое плечо.

На ногах ламы носят широкие монгольские сапоги гутал с загнутыми вверх носками.

Во время службы в храме поверх обычного одеяния ламы одевают специальное – номын хувцас – ещё одну накидку, которая также сочетает только красный и жёлтый цвета. Накидка сделана из прямой полосы, накрывающей плечи и грудь, и пришитого к ней со спины плиссированного широкого куска, в который продеты шнурки. Накидка имеет воротник и подкладку, между прямой и плиссированной частью отделана окантованными красным или жёлтым шёлком клапанами: красные – жёлтым, жёлтые – красным. На голову ламы надевают шапки номын малгай, которые различаются в зависимости от ранга, духовного звания и должности ламы. Рядовые ламы носят шапку с гребнем на затылке, похожую на голову и шею лошади с подстриженной гривой; шапка выкроена из плотной ткани, напоминающей толстый ковёр, заделанный тамбурным швом. Между половинками шапки вшит гребешок дэл (“грива”) – бахрома из овечьей шерсти. Шапки всегда бывают жёлтого цвета, только сзади бывают пришиты красные ленточки. Делают их на подкладке и часть, прилегающую к голове, обшивают шнуром из жёлтой шерсти. Надевается она так, чтобы только прикрыть верхнюю часть головы и затылок. Шапки такого типа у монгольских и тибетских лам одинаковы.

Одежда лам сочетает в себе традиционную основу древней народной одежды со специфическими для буддистов всего мира особенностями – накидками, надеваемыми во время богослужения, головными уборами, лентами различных цветов, которые зависят от исполняемых обязанностей по службе в храме. Ламы высших степеней, связанные с маньчжурской администрацией, носили халаты, воротник которых с лицевой стороны был обшит чёрным простроченным бархатом (одежда хэшанов). Поверх халата часто надевали курму – это короткая верхняя одежда вроде кофты из оранжевой шерстяной материи, с разрезом посередине груди; заимствована у китайцев.

В повседневном обиходе ламы зимой носили стёганые, с твёрдой конусообразной тульёй шапки, крытые жёлтым шёлком (отличительная особенность), с несколько вытянутой вверх макушкой. Кроился верх шапки из треугольных клиньев, что и создавало своеобразный силуэт орой. Поля шапки отгибались в тёплую погоду вверх, закрывая большую часть тульи, а в холодную опускались вниз и завязывались тесёмками, закрывая уши; сзади поля не были сшиты наглухо – в месте разреза к ним пришивались ленты. Шапочки повседневные лам низших степеней, называемые банди, сделаны из жёлтого сукна, обшитые по краям красным кантом. Они выкроены из 3/4 круга, со швом сзади. Радиус круга обычно от 1 соом до 1 тоо (17–20 см). По вискам и затылку – отгибающийся невысокий (5–6 см) бортик, оставляющий открытым лоб. Шапки имеют вид небольшого, плотно надеваемого на голову башлычка, прикрывающего уши. Их шьют также из жёлтого сукна, оторачивая по краю кантом.

Во время богослужения в храме ламы надевают специальные головные уборы, по которым различается их функция. Так, лама, наблюдающий за порядком в храме, имеет высокую, плоскую, сшитую из двух половин шапку. Шапка делается плотной, верх парчовый, сзади прикреплены длинные ленты бучи.

Во время исполнения религиозной мистерии цам, посвящённой будде будущих времён Майдари, которая исполнялась в начале лета, её участники надевали специальные костюмы и маски. Сохранился один из костюмов персонажа этой мистерии цамын хувцас. Костюм докшита (рис. 40) сшит из красного блестящего шёлка с чёрной и синей отделкой. Стан и рукава кофты (рис. 41) выкроены из одного куска, сложенного по линии плеч. Плечевого шва нет. Рукава с широкой проймой, книзу сильно расширены. К нижнему краю кофты пришита прямая присборенная юбка (рис. 42). Из-под кофты выпущены спереди и сзади полосы чёрного и синего шёлка, прикрывающие верхнюю часть юбки. Юбка пришита к кофте не по всей ширине. С боков 2 тоо материала юбки собраны на светлых шнурках в сборки, которые свободно свисают по бокам, образуя как бы карманы. Ворот кофты круглый, вырезан по шее, спереди разрезан на 1 мухор соом. Воротника нет. Поверх этого костюма надевается квадратная накидка того же цвета с видоизменённым угловым орнаментом хээ угалз. Накидка надевается через овальный вырез посередине так, чтобы углы её спадали на спину, грудь и плечи. К этому костюму полагалось одевать специальную обувь и красную маску Джамсарана-докшита, хранителя учения Будды.


Рис. 40. Общий вид. Костюм докшита для мистерии цам


Рис. 41. Костюм докшита для мистерии цам – покрой деталей костюма

 

 

Рис. 42. Костюм докшита для мистерии цам – покрой деталей костюма


Для украшений на одежде религиозной мистерии-цам в Урге делали костяные украшения руужин: вываривали кости верблюда, после чего они становились белоснежными, и эти белые кости шли на изготовление украшений. В музее-резиденции Богдо-хана (букв. – священный государь) хранятся руужины, выполненные из крашеной в зеленый цвет слоновой кости, из белой слоновой и верблюжьей кости.

Высшие чины в монгольской церковной иерархии в торжественных случаях, во время праздничных служб облачались не только в платье, сшитое из дорогих шёлковых или парчовых златотканых тканей, но и имели дополнения, соответствующие их рангу. Так, Богдо-гэгэну (букв. монг. – августейший свет, титул главы ламаистской церкви в Монголии с 1641 по 1924 гг.) поверх облачения на плечи накидывали арильди – накидку в виде своеобразной сетки из шариков слоновой кости, скрепляющей бляшки и фигурки, олицетворяющие силу, могущество, чистоту, божественную мудрость и т.п. Эта сетка-накидка надевалась на голову и спускалась на плечи, грудь и спину. Убор имеет пирамиды с усечённой вершиной; сделан из картона, обтянутого парчой. Рисунок парчи состоит из больших кругов с растительным орнаментом на фоне символического геометрического орнамента розового, золотистого и серебристого цветов. Борт на передней стороне головного убора состоит из двух различного размера валиков, набитых мягким материалом. На передней стороне – три нашивки, изображающие глаза и брови. В четырёх местах тульи по выступающим углам нашиты шарики из заячьей шкурки, к которым прикреплены кисточки из плетёного красного шнура и медные бубенчики. С боков пришиты две тканевые петли, к одной из них прикреплена голубая завязка из ткани. Подкладка жёлтая из хлопчатобумажной ткани.

Наряду с ламаизмом – северной ветвью буддизма – в Монголии существовало и шаманство, выросшее на местной основе. Шаманы боо и шаманки удган на время камлания надевали специальную одежду и головной убор. Основой шаманского костюма различных этнографических групп Монголии был традиционный халат дээл. К нему пришивали круги и треугольники, куски из панциря, металлические предметы в виде колец с подвесками, полоски ткани и т.п. Перед камланием шаман надевал короткую накидку, которая покрывала часть спины, грудь и плечи, а спереди завязывалась шнуром (сахидонэ хувцас – «одеяние гения-хранителя», или чимэг – «украшения»). На ней были нашиты узоры из темной материи, а по краям пришиты полоски ткани – могой («змеи»), бучи («ленты»), хонхо («колокольчики»). На голову шаман надевал оргоябчи – род шапки или шлема. Это был колпак из материи. На его макушке с помощью бронзовых пряжек прикреплялись два пера “чёрного орла” – тас шову: “перо крыла” одо и «перо из хвоста» оргулто. На шапке было несколько бубенцов хонхо, а сзади, на затылке, свешивались шёлковые ленты и жгуты из материи могой – “змеи” или хорхой – “черви”. На лицо свешивались кручёные шёлковые нити в виде забрала, которые называются залаа (“кисть”) или мендас (“шелковинки”). На шлемах некоторых шаманов спереди было пять маленьких черепов хохимой толгой (“череп”) с глазницами, обращёнными вперёд, как и у буддийских божеств. Дополнением к шаманской экипировке были бубен хэнгэрэк и било табуур.

Основной частью шаманского костюма, кроме халата, является ещё и шапка. Вместе с тем костюмы и аксессуары шаманов (онгоны) различных этнических групп различаются между собой. Значение имеют символы, детали костюма, передающиеся из поколения в поколение, которым приписывают магические свойства: пучки перьев, прикрепляемые на плечи дархатского шаманского костюма, треугольники и круги – на халхаском, металлические железные модельки рук, нашиваемые на хамниганский шаманский костюм, раковины каури и т.п. Особенностью шаманского костюма почти всех групп является большое количество полосок ткани, ровдуги, кожи. Они по форме идентичны полоскам ткани, которые привязывают на утаган модон, или утуган модон, – шаманское дерево, а также водружают на палках на вершину обо – кучу камней, которая служит жертвенным местом духам – хозяевам данной местности. Наличие единых аксессуаров на костюмах шаманов и шаманок, на обо говорит не только о том, что с ним связана древняя и сложная символика, но и о том, что эти аксессуары имеют и одинаковое функциональное значение.

С глубокой древности и до сегодняшнего дня в Монголии одним из любимых видов состязаний является состязание борцов. Борцы и их секунданты обычно одеты в костюмы установленной давней традицией формы: нарядный шёлковых халат, украшенный орнаментами, которые образуются настроченной по подолу, полам, рукавам, плечам, энгэру узкой полоской шёлка, пояс, шапка, сапоги. Борцы под халат надевают на голое тело специальный борцовский костюм зодок шуудаг. Он состоит из курточки на подкладке зодог, которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи, оставляя открытой грудь, и натазников шуудаг типа уже описанных штанов из овчины, но прикрывающих только таз, – они также на подкладке. Зодог кроится из двух кусков ткани, без плечевого шва, есть только шов на спине, по продольной линии. Натазники по бокам бёдер скрепляются шнурами, которые продёрнуты по нижнему краю вокруг ног и по верхнему – по поясу.

В костюме борца зодог сделан из синего китайского шёлка и украшен вышивкой: кругами с ниточкой счастья – ульзием, обрамлённым эрхи угалз. Вышивка – белым кручёным шёлком. Подкладка – коричневый сатин. Натазники – из вишнёвого китайского блестящего шёлка, подкладка – из коричневого далембы. И курточка, и натазники прошиты для прочности белым толстым крученым шёлком. В поясе и на бёдрах продёрнуты белые шёлковые шнуры. Места выхода шнуров закреплены кружками из зелёной кожи, обшитой белой тканью. Подкладка куртки – розовый сатин. Размер проймы – 2 мухор соом; длина рукава 4 соом, ширина рукава у обшлага 1 соом. В Сухэбаторском аймаке сохранился национальный костюм борцов, выполненный из кожи с серебряными накладками.

Обязательным дополнением к борцовскому костюму служат высокая куполообразная, твёрдо проклеенная шапка, крытая однотонным, ярким шёлком; она обычно отделана вокруг тульи четырьмя полукружиями из тёмного бархата. Наверху шапки товч – шишечка, сплетённая из шёлкового шнура узором типа ульзий и стянутая так, чтобы осталась наверху одна более свободная петелька. Такие шапки называют по имени Сухэ-Батора.

Всё изложенное позволяет сделать ряд выводов по одежде монголов в целом. Монгольская одежда не однородна, она подразделяется на несколько типов. Наиболее древней по материалу и способу покроя является поясная и плечевая одежда из шкур диких (а затем домашних) животных, представленная меховыми натазниками борцовского костюма и сходными с ними по покрою, но более длинными штанами из овчины. Позднее стали для их изготовления применять и ткани. На плечи натягивалась, закрывая их, часть спины и грудь, сложенная вдвое курточка зодог, позднее удлинённая и превратившаяся в цамц. Во время холодов надевался первоначально сшитый по тому же принципу, но из нескольких шкур, сложенных по линии плеч, длинный халат, служивший верхней одеждой.

Заимствованными в процессе культурных контактов являются обрядовые одежды буддийского духовенства, проникшие к монголам из Тибета, а через него и из Индии и даже Греции. Будучи заимствованными, они из Монголии распространились на север (в Восточную Сибирь) и на запад до междуречья Волги и Дона в результате переселения предков калмыков – ойротов – в XVI– XVII вв.

Ряд элементов монгольской одежды был у них заимствован в ходе этнокультурных контактов с соседними народами и проник далеко на восток. Так, монгольский в основе тип халата стал присущ и одежде маньчжуров и через них – одежде других народов Дальнего Востока. Мужской костюм баргутов и бурят типологически сходен с халхаским, однако от халхаского его отличают количество пуговиц на вороте и энгэре, некоторые особенности покроя (рис. 43). В отличие от халка у ворота и на энгэре при крое надставки в ширину делают в виде боковых клиньев, подкройной бывает правая внутренняя пола, а верхняя наружная кроится целиком, шире и мягче делается воротник халата, отделка на энгэре часто бывает широкой и кайма – бархатной, обычно чёрной. Пояса буряты носят не только матерчатые, но и кожаные, для них традиционными были пояса кожаные, отделанные металлическими бляхами, или же целиком составленные из металлических звеньев. Мужской дождевой плащ шьют из тёмного, даже чёрного сукна. Он бывает с застёжкой на планке, без дополнительной полы и без энгэре, с разрезом сзади, воротник отложной.

 

 

Рис. 43. Мужской халат (буряты, баргуты)

 

 

Женский костюм буряток, по типу схожий с халхаским, часто шьют из пёстрой набивной ткани с яркими узорами, без подкладки, на энгэре и боку пришивают по одной пуговице.

Другая разновидность бурятского женского костюма – халат, который состоит из двух частей. Верхняя часть стана – прямая, свободно облегает торс. Она кроится с дополнительной полочкой энгэром. В широкую пройму вшивают рукав, конструктивно разделённый на три части. Верхняя часть его широкая, у плеча собрана в сборку хуняс. Чуть выше локтя к ней пришивается нижняя часть, суживающаяся у кисти. На шов нашивается эмжээр. Кант и шёлковую и парчовую поперечные полосы нашивают и на нижнюю треть рукава (примерно на 22 – 23 см). Рукав от локтя до плеча (присборенная его часть) называется мор, а ниже – от обшлага до локтя – тоховч. Воротник заха у горла спереди застёгивается на пуговицу чолны товч, у плеча на одну пуговицу энгэртей товч. По нижнему краю к кофте пришивают вторую часть – широкую юбку хормой, шириной около трёх обхватов бёдер и длиной до щиколотки (3 – 4 тоо).

Юбка по краю обшивается цветной полосой хоромойин эмжээр. Юбка не сшивается, а запахивается на правый бок. Сверху по линии шва, которым её прикрепляют к кофте, она заложена в мелкие складочки.

Обувью служат сапожки, сходные с мужскими.

Хамниганы, живущие в Дадал сомоне и соседних с ним сомонах и считающие себя частью бурят, костюмы носят такие же, как буряты и халка, то есть окружающее местное население. Хамниганский верхний женский костюм был отрезным. Кофта кроилась, как и обычный цамц, без плечевых швов, стан прямой, рукава длинные с обшлагом нудрага. От обшлага до локтя рукав обшивался поперёк полосками цветного шёлка. Пола кофты запахивалась на правую сторону, воротник стоячий. К низу кофты пришивалась сборчатая прямая юбка, обшитая по краю и подолу кантом. Поверх этого платья надевали жилетку с пуговицами спереди, которые застёгивались направо. По пропорциям костюм не отличался от костюма соседних групп населения.

На ноги надевали поршни с длинными ремешками, закреплявшимися на икрах ноги.

У баргутов женский костюм называют, как и у халха, амагай дээл. Верхняя одежда аналогична халхаской и бурятской.

Социальная иерархия монгольского общества отражалась в одежде черных и желтых феодалов, а также служилого сословия, для которого были характерны заимствования в одежде от господствовавшей в Цинский период маньчжурско-китайской администрации. Эти заимствования проявлялись в отдельных элементах одежды (орнамент вышивки, дополнения, кофта курма), вызывались факторами политического характера и большей частью не были стабильны.

Комплекс монгольской одежды отличается большой целостностью и устойчивостью, которую можно объяснить целесообразностью ее основных типов. Особенности традиционной одежды монголов формировались как культурно-историческое явление, связанное с адаптацией многих поколений местного населения к окружающей природной среде.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. – М.: Искусство, 1982. Брун Вольфганг, Тильке Макс. История костюма от древности до Нового времени. – М.: ЭКСМО, 1995. Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. – М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999. Венде Э. Женщины страны чудес, Индии // Силуэт. – Таллин. №2 (67). 1979. С. 38-39, 64. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1999. Гомбрих Э. История искусства. – М.: ООО АСТ, 1988. Джарылгасинова Р.Ш. Древние когуресцы (к этнической истории корейцев). – М.: Наука, 1972. Джарылгасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев. – М.: Наука, 1979. Древняя одежда народов Восточной Европы (материалы к историко-этнографическому атласу) / Отв. ред. М.Г. Рабинович. – М.: Наука, 1986. Ионова Ю.В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее. – М.: Наука, 1982. Иофан Н.А. Культура древней Японии. – М.: Наука, 1974. История Кореи. Т. I. Институт истории Академии наук Корейской народно-демократической республики. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1960. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. – М.: Наука, 1985. Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1977. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI вв. – М.: Искусство, 1980. Корейский ханбок. Одежда из рами. Естественные красители // Корея в иллюстрациях. – Сеул, осень. 1999. C. 14 – 28. Кочешков Н.В. Нравы, обычаи, традиции народов Восточной Азии: Учеб. пособие. – Владивосток: ВГУЭС, 1997. Мулк Радж Садана. Индийские невесты: символ чистой красоты // Индия. Перспективы. – Нью Дели, Шастри Бхаван, август, сентябрь, 1998. C. 38 – 43. Народы Восточной Азии. Этнографические очерки / Под ред. Н.Н. Чебоксарова, С.И. Брука, Р.Ф. Итса, Г.Г. Стратановича. – М.; СПб.: Наука, 1965. Николаева Н.С. Декоративные росписи Японии 16–18 вв.: от Кано Эйтоку до Огата Корина. – М.: Изобразительное искусство, 1989. Одежда народов Зарубежной Азии // Сб. Музея антропологии и этнографии. т. XXXII. – СПб.: Наука, 1977. Орленко Л.В. История текстиля и моды. – М.: Б. и., 1997. Орнамент всех времен и стилей. – М.: Арт-родник, 1995. Основы теории проектирования костюма / Под ред. Т.В. Козловой. – М.: Легпромбытиздат, 1988. Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1997. Свадебные обряды. Обычаи народов Индии // Индия. – М.: Прогресс, 1983. С. 21–24. Словарь античности. – М.: Прогресс, 1989. Собрания Музея антропологии и этнографии АН СССР // Сб. Музея антропологии и этнографии. т. XXXV. – СПб.: Наука, 1980. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энциклопедия, 1986. Сокровища искусства стран Азии и Африки. – М.: Изобр. искусство, 1979. Сычев Л.П., Сычев В.Л. Китайский костюм. Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. – М.: Главная редакция восточной литературы, 1975. Там, где женщины носят сари // Силуэт. – Таллин. №2 (87). 1984. С. 62-63. Тюляев С.И. Искусство Индии. – М.: Искусство, 1988. Цулэм Н. Декоративно-прикладное искусство Монголии. – Улан–Батор: Госиздательство, 1987. Шалини Митра. Сари пайтхани: непреходящая красота // Индия. Перспективы. – Нью Дели, Шастри Бхаван, август, сентябрь, 1998. C. 30– 32.

 

 


 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.