Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подлинные эксперименты






Подкласс «подлинных экспериментов» содержит только один тип плана исследования, хотя этот план может иметь множество вариаций. Эксперимент - это специально спланированная реальность, позволяющая изолировать изучаемые объекты (явления) от посторонних влияний, обеспечивающая особое, привилегированное положение экспериментатора (наблюдателя), а также возможность манипуляции переменными, описывающими объекты (явления) и их взаимодействия (Александров И.О., Максимов Н.Е., 1998).

В подлинных экспериментах испытуемые случайнораспределяются по экспериментальным и контрольным группам. Можно сказать, что исследуемые группы, формируемые путем распределения испытуемых на основе таблицы случайных чисел, не будут иметь различий в отношении любой переменной за исключением тех, что вызваны влиянием случая, степень таких ожидаемых различий может быть с известной точностью определена.

В структуре любого эксперимента можно выделить 3части: а) группы испытуемых, б) экспериментальные воздействия в) результаты (или критерии).

В подлинном эксперименте в силу случайного распределения испытуемых по группам допустимо предположение о том, что все переменные изначально на протяжении всего времени исследования будут равносильными, если не вводить некоторых систематически различающихся воздействий или условий. Если же после применения очевидно различающихся воздействий можно показать, что между группами возникают различия в отношении какой-либо переменной, главный вывод будет следующим: такой эффект был вызван именно этими воздействиями, и что такие воздействия действительно различаются. Это очень сильное утверждение, которое играет чрезвычайно важную роль в развитии теории в психологии, где утверждения о причинно-следственных связях являются, в конечном счете, необходимыми для полного понимания явлений. Проверка гипотез о причинно-следственных отношениях - важнейшая черта эксперимента. Только эксперимент позволяет выявлять причинно-следственные связи между переменными и обеспечивает возможность исследования (полноту изучения) развивающегося объекта, учитывая соотношение принципов развития и детерминизма.

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их нали­чия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

Основная задача психологическогоэксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнегонаблюдения существенные особенности внутреннегопсихического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается, прежде всего, в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

Эксперимент как метод психологии возник в области психофизики и психофизиологии и получил широкое распространение в психологии. Расширение использования эксперимента продвигалось от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам. Изменился и сам характер эксперимента: от изучения соотношения отдельного физического раздражителя и соответствующего ему психического процесса он перешел к изучению закономерностей протекания самих психических процессов в определенных объективных условиях. Против лабораторного эксперимента выдвигалось три соображения. Указывалось на искусственность эксперимента, аналитичность и абстрактность эксперимента, на осложняющую роль воздейст­вия экспериментатора.

Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между наблюдением и экспериментом, является метод естественного эксперимента, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Его основная тенденция — сочетать экспериментальность исследования с естественностью условий. Логика этого метода такова: экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность наблюдается в ее естественном протекании. Вместо того чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, исследователи стараются учесть влияние и подобрать естественные условия, соответствующие их целям. Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах и при выяснении конкретных путей формирования личности школьника.

И, наконец, экспериментальный метод включает и эксперимент как средство воздействия, изменения психологии людей. Такая его разновидность называется формирующим экспериментом. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование содержания формируемых психических новообразований, психолого-педагогических средств и путей их формирования. В процессе учебно-познавательной работы с детьми изучаются условия и закономерности происхождения соответствующего психического новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране - В.В. Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим, ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. Таким образом, формирующий эксперимент выступает как метод экспериментального развивающего воспитания и обучения детей.

Для планирования и проведения экспериментального исследования необходим весьма высокий уровень знаний об объекте. Должны быть:

1. известны основные классы взаимодействий, важных для существования и развития объекта, основные характеристики его взаимодействий с окружением;

2. выделены параметры, описывающие объект исследования в его взаимодействиях с окружением, построены шкалы для использования этих параметров в качестве переменных;

3. известны переменные, от которых следует изолировать объект и основные закономерности взаимодействия всех типов переменных;

4. гарантирована манипуляция единичной независимой переменной;

5. определены принципы построения адекватной искусственной ситуации;

6. известны основные характеристики генеральной совокупности объектов (для обеспечения репрезентативной выборки);

7. известны способы набора необходимой выборки и формирования необходимого количества групп достаточного объема, (численность популяции должна обеспечивать проведение планируемого эксперимента).

8. определены принципы объяснения ожидаемых закономерностей;

9. сформирована система обоснованных гипотез о причинно-следственных отношениях между независимой и зависимыми переменными, допускающая перевод в форму статической гипотезы;

10. применены методы обработки, пригодные для работы с переменными, измеренными в определенных шкалах, и допускающие выработку конкретного отношения к выдвинутым гипотезам(Александров И.О., Максимов Н.Е., 1998).

Контроль в эксперименте. В эмпирическом исследовании существует 3 вида переменных, влияющих на ход эксперимента: а) независимые переменные, б) зависимые переменные и в) промежуточные, или посторонние, переменные. Первые 2 вида переменных включаются в экспериментальный план самим исследователем; переменные третьего вида не вводятся исследователем, но всегда присутствуют в эксперименте — и их следует контролировать. Независимые переменные связаны с условиями окружения, которыми можно манипулировать в эксперименте, или отображают эти условия; зависимые переменные связаны с поведенческими результатами или отображают их. Цель эксперимента заключается в том, чтобы варьировать условия окружения (независимые переменные) и наблюдать происходящие при этом поведенческие события (зависимые переменные), одновременно контролируя или устраняя эффекты влияния на них любых посторонних переменных.

Контроль переменных в эксперименте, которого требует эмпирическое исследование, может достигаться либо при помощи экспериментального плана, либо при помощи статистических методов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.