Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Греция под властью римлян
na("Источник: Античная литература\n 908BA8A4BBAEA78AA6EB96A9968881527273CE695DA55463568F584745556324766E6BAD8E674174136C568E505196506B6A6E7C7A2042734E6A57A34B5900845353BEC2DFBD76AA8E6059E549B0925F8E858447316E7F7D6F6B5B6A5FAE99734D0256475A54ACAD64A8EEBC82A041A984624B874D8B8000B3B067707879506C14625B6F558C774E505C6D79AEFC5F665C7E9C625A77CE5A4D49475F787A716ABF6A4B244F7085664E5D4D5E0B987579757C6969486143A1422F5F5C434085995D7527B964765BA24D6A517D574F5A13544171687074") Как мы уже упоминали, греков от македонского ига во II в. до н. э. " освободили" римляне, в 146 г. до н. э. разрушившие Коринф. Этот год считается годом начала правления римлян. Рим был могущественным государством, расширявшим владения на Восток и на Запад, крепко державшим в своих руках занятые территории. Когда в 88 г. до н. э. понтийский царь Митридат, сопротивлявшийся натиску римлян, обратился к грекам, восстали все полисы Малой Азии и Балканского полуострова, но были жестоко усмирены римским полководцем Луцием Корнелием Суллой. Город Рим стал центром мира. В восточной части империи латинскому языку не удалось вытеснить греческий язык, но греческая литература около двухсот лет была в состоянии агонии. Она возродилась только во II в. н. э. Это был настоящий греческий ренессанс. Даже римляне начали писать по-гречески: Барбий создавал басни на греческом языке, а сам римский император Марк Аврелий по-гречески писал философские размышления. na("Источник: Античная литература\n 908FAB4A43604F4F460C58846C657A6E707C056B866D566F405E5A5A4957AB236665726C40745466117D9A8E6351589C6A7B6078B42056B94F7959695152174140577E74B66D7C7640745F2F44BE4351444B4489286779BC6C6F436F53614276851F535947516D656FA4FF68946F4C6D44614555454E5C106675B77F6C68487C0B6D5862905C5857489AA043703C707A42779C6E47610B535F50475D736A607E77A94D27817241664049439508566A67717EA26E856D4C7251295A97548D445C7D782FB97463517241664A6642425A1E") Особенно расцвело искусство красноречия. Это была не практическая риторика судов или народных собраний, а показательные публичные речи. Ораторы путешествовали из одного города в другой и перед собравшимися в театрах людьми произносили речи на разные темы, а те слушали и наслаждались их содержанием и формой. Темы речей были различными: прославление Афин, Рима или другого города, возвеличивание государственных деятелей далекого прошлого (Мильтиада, Фемистокла, Перикла и др.), философские рассуждения, моральные поучения. Самыми знаменитыми ораторами того времени были Герод Аттик, Элий Аристид, Дион Хрисостом. Из-за сходства характера их деятельности (произносили речи в разных городах) и из-за того, что их речи были на разные темы и прекрасно составлены, ораторы II в. н. э. называются вторыми софистами, а весь этот век — временем второй софистики, или риторики. na("Источник: Античная литература\n 908FAB5592735C44480F96466C60677D7F71CE6B5665556B43548B408B5663387677666A46A4537F1E60514556545E5E6B6B63B86B2A487380635263524B0853544C74657FBD696B40715FE98479525D424E594228A0B16B736193705C695D705B1C9D5F5791547E6C603B60506E4EAB844D4D5648404CD1BD54727C71785771116E4FAB90424F4A40537B6F60376A654EAC527394770B415451554D756A6D7B6E7B4DEC817145645553485806566B7B7DB2A261457943655F294245548D4B5E657D26686F63536C") С этого времени ораторы и писатели возвеличивали язык классической эпохи, заявляли, что следуют за Фукидидом, Лисием, Демосфеном, отказывались от декоративности, напыщенности, нарядности азианского стиля (азианизма), отстаивали аттическую речь и принципы аттикизма: ясность, простоту. na("Источник: Античная литература\n 908FAB4B795D7C6A7B34968CA8B31CA9A0ACCE6645AB87689D8F568682996A327DA57261427F5DB11E6F54425B4E5E4E706CAB777C3C536B45625C6F83480E475F9D7C7B7371716946AA970B49BE424C444D4D583FAC73BC546A436F5A695CAF85035D5F55516D6563A83566466E52694DA64657454F48DD707E66787461837E1C6A837750414E80429471687038747447AC4F6751B3034E4B4B5B5461626EB56E7B4B2B446E4D62948A40500156796D75BE746C55759C4D522D565352404351AD4923726D625FA24660577F52") ПЛУТАРХ (46—125 гг. н. э.) был самым знаменитым писателем того времени. Он родился в Херонее, название которой греки носили как рану в сердцах уже несколько столетий: некогда царь Македонии Филипп здесь надел ярмо на их родину. Плутарх был воспитанником Академии и имел афинское гражданство, но переселяться в Афины не хотел и всю жизнь провел в Херонее. Конечно, это не значит, что он не ступал ногой за пределы родного городка. Не имея возможности найти в библиотеках Херонеи все интересующие его вещи, имея обязанности защищать дела полиса и звание жреца дельфийского храма, он изъездил Грецию вдоль и поперек, дважды путешествовал в Рим, посетил Малую Азию и Александрию. Но, будучи большим патриотом родного полиса, Плутарх с юмором объяснял, что не переселяется из своего маленького городка, чтобы тот не стал еще меньше (Demosth. 2). na("Источник: Античная литература\n 908FAB46927F4C444314964B6C6B637F707C0A604B6D5870934043594B4B6E226AA574615F765FB11A6C56404E4B449C65A07A7D75289FB950694872495A075F535D7B79B673B4655E6445395B6B9E824455554E3C7364B0A1685E615D62557850C29D56535C606768A8326094714969466849874D40800E727E7B7872694666D0A054755E8C554C455172AD70346E65586259A157630E4D5E41584E6F6A6EBBBF4B8531537C55655F5845951B5076626A7367AC48695B6C52305B5C548D4E5A63BD2679A56750684F6D9F7C40") В своих произведениях писатель часто говорит о себе, рассказывает о братьях, друзьях, знакомых, однако ни словом не упоминает, что имеет римское гражданство. В старости римляне назначили его на какой-то высокий пост, но об этом мы узнаем также не от самого Плутарха. Видимо, это не казалось ему значительным. Своим читателям писатель рассказывает, чего он достиг, заботясь о чистоте улиц Херонеи или приводя в порядок другие более или менее важные дела. В трактате " Хорошо ли сказано: Живи незаметно" он доказывает, что Эпикур не прав, потому что человек должен не прятаться, а работать на благо своего полиса (Mor. IV 1129 b—c). Свою установку он выражает следующей сентенцией: " Хорошая жизнь — это общественная жизнь" (Contra Col. II 1108 c). na("Источник: Античная литература\n 908FAB4B597D5C4A5B1496437C7C63617272CE775665436D45474545464262E9777E71AD8E7641711D6A4246504E5B4F75A07B7D7F2550715EA951A3474A13475958BE7D7370796A5F765FE54E755253514D514C31667F7F6FAF517152605C6E4DC09D7D545FA065626D3A6198A04F67406343434E4C8015BD66727B6377837214674E6F904D464B4E946263672C6C725669516951B30D5B5F56504E7766637BBF6D563541B285565C445F951C5D7167777B68A085674E6A5A3053554445424872BD3C6A677C42604F68") Плутарх защищал традиционный быт, традиционную религию и другие ценности классического времени. Его идеей, надеждой и целью жизни было возрождение греческого духа. Этот человек, отличавшийся чувством меры и ясностью духа [33, 235—236], не имел никаких иллюзий по поводу политического освобождения Греции, он заботился только о культурном возрождении греков. na("Источник: Античная литература\n 908FAB555C7B5E4A46095D4A6D79AB767877056B8674556593405B46435E692C72606E6947A47E7A0A70545E4B43989C567265B8663D566B5C769974434B1258915F6F6E7573B4614D6A9728446F5947444D5987E05D7F69716F5E695574516654119D57475F686A646D3B6D59685DA756634A425059800C736165707D625C6A0EA04765558C5E50535B6F76BAFCA0585C7C5C6A487E154E9A53455F777A606764AB852881BE6A6B5E4A465E0E5366646E7BA26A4D6E51645C285B465C404346AFB3EB4B60614BA283485C7E4E41570C4D51") Сохранилось около ста произведений Плутарха. Это третья часть всего его наследия. Сохранившиеся произведения теперь составляют две группы: " Моральные трактаты" и " Параллельные жизнеописания". Темы " Моральных трактатов" очень разнообразны: " Пиршественные исследования", " О музыке", " О том, как молодому человеку надо читать поэтические произведения", " Наставления об управлении государством", " О любви к детям", " Об изгнании", " Супружеские наставления", " Должны ли старики участвовать в государственной деятельности" и т. д. na("Источник: Античная литература\n 908FAB4A43604F4F460C58847375656979790C6D4D7458A57C44585A4B497EE9B44A63714E6F5A74127E5955524B965A6367667D7A225B684064517C4F52C28A91606C65B67C7C6A4D7457314C76924150404C49E064B16C6963587E5A64546389CE4C56525568606365327351A04D6984624742804D800C736165707D625C6A056846A7544E5D4456547271A02E727C92635C714FBDCE6D5246585A736768647F644D3F816D4B6C4A4A4F5500506B75B56FA2C5F3A95EAF92235D9751838B44A3B1EB746BAD4170516A51665B") Особенно прославился Плутарх " Параллельными жизнеописаниями". Это биографии грека и римлянина, соединенные по две и составляющие двадцать три пары. Жизнеописания создавались с IV в. до н. э., но строгих рамок жанра биографии не существовало. Выделяются два типа жизнеописаний: 1) биографии, написанные как бы по вопросам или рубрикам анкеты, описывающие происхождение деятеля, внешний вид, здоровье, достоинства, недостатки, вкусы, привычки, события жизни, вид и обстоятельства смерти; 2) биографии риторического типа, в которых автор эмоционально оценивает личность и жизнь описываемого, и биография становится сочинением похвального или порицательного характера [24, 119—121]. Жизнеописания Плутарха не относятся ни к одному из этих типов. Писатель отказывается от характерного для первой группы коллекционирования материала с целью доставить читателю информацию и развлечение. Он не придерживается хронологии и рубрик, а стремится создать непрерывное повествование, мысли в котором движутся ассоциативно. Драматические сцены перемежаются с нейтральными сообщениями и неторопливыми размышлениями. Эти биографии нельзя отнести и к риторическому типу, потому что автор находит, в чем упрекнуть даже и самых достойных деятелей (Per. 31; Brut. 56), а самых порочных может похвалить (Ant. 2; Dem. 3). Писатель делится с читателями сомнениями, часто он не до конца уверен, хорош или плох описываемый им человек. Его биография — это морально-психологический этюд, начало которого часто напоминает любимую Плутархом диатрибу — разговор с воображаемым собеседником. Говорит один человек, отражая возможные возражения. Он перебивает сам себя, обращается к читателю, спорит с воображаемым оппонентом. Вот как начинается биография Демосфена: " Тот, кто написал похвальную песнь Алкивиаду по случаю одержанной в Олимпии победы на конских бегах, — был ли то Эврипид, как принято считать, или кто другой, – утверждает, что первое условие полного счастья есть " прославленный град отеческий". А на мой взгляд, Сосий Сенецион, если кто стремится к истинному счастью, которое главным образом зависит от характера и расположения духа, для такого человека столь же безразлично, если он родился в городе скромном и безвестном, как если мать его некрасива и мала ростом". (Demosth. 1)2. na("Источник: Античная литература\n 908FAB40427D4D444EC15856776D7C7077B9216E55774775464F8B4659997B29676A736F5F764171146759434556965D636E686874395B70801E997E5154C0464A5C707BB6737B6C5F7F552541725C414E8548483A697B6E61A1934E597B4B6B850C4C5D9755707E65603AA854625069547D85484854401675B079B06D6C56B4177E477845809D4A4E466E7D7B39A2765C6B5D7252770E4052815E417C666F6E6D7857224FBC52635C4A5F50005D73A97B7F726C426750A143255D52558D4D516A7023B5A5625E7353775D644E4643DB") Другое отличие Плутарха от распространенных биографий — это выбор описываемого объекта. Почти все другие авторы писали о тех людях, которые возбуждали любопытство читателей образом своей жизни, поступками: о монархах, художниках, гетерах, авантюристах. Их биографии окутывала аура сенсации, слухов. " Параллельные жизнеописания" — это рассказы о жизни государственных деятелей. Здесь нет биографий поэтов, философов, музыкантов. Даже Демосфен и Цицерон представлены не как ораторы, а как государственные мужи (Democth. 3). Четырнадцать греческих биографий посвящены полисным деятелям, еще три человека показаны как хранители классических традиций. Биографии римлян идут с древнейших времен до конца республики. Такой отбор также показывает симпатии Плутарха к идеологии классического полиса. na("Источник: Античная литература\n 908FAB56426B5C5654C158547466637572721268467A8772565F59488B76603A646573744EA426B104705A8E5F4B585F7B607F7063284273486C99674B5A045F91956F6573797C694B695F2084715C8244474380EEAC50726A734B695A7D4B614BCE59505755A0656A6D217A946E437E4C6385455157531276757A787AA94BB4166E4E715E4E57538E944263A03E736641635764597B068B52465E5F7E687E676E76852E40654D6E8E5D48451943BA61727F726C48644774922356484E48405C64B1EB7BA5675E6F5761") Третья оригинальная черта Плутарха — это биографические диады (соединение по две). Большинство диад имеют общие вступление и концовку. Во вступлении излагаются общие черты избранных деятелей, в конце — различия. Плутарх старается сопоставлять мужей схожих характеров или сходной исторической роли, или сходной судьбы. Например, Тесея и Ромула связывает похожая историческая роль, Перикла и Фабия Максима — их характер (принципиальность в достижении блага для государства, снисходительность к критикам), Эмилий Павл и Тимолеонт похожи своей счастливой судьбой, а Пелопид и Марцелл — тем, что оба погибли из-за своей горячности.На вопрос, почему грек Плутарх интересуется поработителями-римлянами, обычно отвечают, что писатель проповедовал содружество греков и римлян, что, желая сблизить оба народа, он стремился показать, что римляне — не варвары, а греки — не жалкие " гречата" (Graeculi), как их называли римляне [7, 16—22; 22, 897]. Эти утверждения, без сомнения, справедливы, но надо обратить внимание еще на один момент [24, 229—239]. na("Источник: Античная литература\n 908FAB4E52648E424C0353556E6865B4B27E0E6748604565414A40408B4963257D7A6E6482A45E74096759465243499C676D657E713C417B4EA944684656054943537CAB7C6E7F785C77473E84715C524044485025617C7268AF7071527A516B89CE52485F566D6D6468346098A055754AA647874E444B1D6C627FB0777849670D715165508C55804D54736768FC6164576654A15C66CE444A4457516C7D6E71607B85E8E2F5C6A58EEEC89584CAB4A9DCD7CBAC97BA8BA89EE753975F5D4E5365BD3A6E6D7F506949A8") Как известно, завоеватели римляне, перенимая множество элементов культуры порабощенной Греции, признавали, что в области искусства и науки греки их превосходят (Cic. De or. III 237), а греки считали, что римляне превосходят их в области политической практики (Polyb. VI 10). Однако в " Параллельных жизнеописаниях" Плутарх постоянно старается показать, что его соотечественники равны римлянам и в политической деятельности, и в военных подвигах. Кроме того, последовательно проводится мысль, что основа римского государства и военных успехов — подражание духовной культуре греков. Нума представлен как пифагореец (8), Попликола — как последователь Солона (24), хотя на самом деле он ничего о Солоне не слышал и Плутарх знал об этом, Фабий Максим изяществом и глубиной сентенций был похож на Фукидида (1), суровый Марцелл любил греческую ученость (1) и даже противник греческого духа Катон Старший был умеренным и сдержанным не потому, что придерживался римских традиций, а потому, что в юности познакомился с пифагорейцем Неархом (2). Таким образом, Плутарх был почитателем идеала классического полиса и большим патриотом Греции. С другой стороны, используя опыт эллинистической литературы, он много внимания уделяет характеру человека, психологическим нюансам поступков. Он не довольствуется механической регистрацией достоинств и пороков, телесных особенностей или каталогизацией известных изречений. Он стремится к совокупной характеристике событий и деятелей. По своему усмотрению отобрав одну или две черты, составляющие, по его мнению, суть характера данной личности, он группирует вокруг них остальные. Больше всего он говорит о хороших чертах характера (примеров дурных людей всего два: Деметрий и Марк Антоний), поскольку " благо скрывается в трудах героя" (Per. 1). Жизнеописания знаменитых деятелей Плутарха были излюбленным чтением и оказали влияние на формирование жанров биографического романа и биографической повести. ЛУКИАН (120—180 гг. н. э.) не имел счастья родиться эллином, как Плутарх, он пытался им стать. Родом из Сирии, не знавший в детстве греческого языка, Лукиан позднее выучил его в совершенстве. В юности он изучал риторику и сначала работал адвокатом (во времена Лукиана такая профессия уже была), однако, увидев, что это ремесло не дает прибыли, стал странствующим оратором. Прославившись и разбогатев, будучи около сорока лет от роду, разочаровавшись в риторике, он начал интересоваться философией, жил в Афинах, Египте, потом вернулся в Сирию, из которой снова переселился в Грецию. В старости осел в Александрии, где, бросив философию, получил высокий пост в суде. В конце жизни опять стал странствующим оратором. Сохранилось около 80 сочинений Лукиана, несколько из них, видимо, написаны не им. Большинство произведений сатирические. Лукиан особенно прославился как создатель сатирического диалога. В " Разговорах богов" комически изображаются олимпийские боги. Здесь они утрачивают величие, разглагольствуют как жалкие, мелкие человечишки, заботятся о незначительных вещах. Используя мифы об олимпийских богах, автор создает веселые и увлекательные беседы. Вот Гефест говорит с Аполлоном о Гермесе: Г е ф е с т. Аполлон, ты видел новорожденного ребенка Майи? Как он красив! И всем улыбается. Из него выйдет что-нибудь очень хорошее: это уже видно.А п о л л о н. Ты ожидаешь много хорошего от этого ребенка? Да ведь он старше Иапета, если судить по его бессовестным проделкам! Г е ф е с т. Что же дурного мог сделать новорожденный ребенок? А п о л л о н. Спроси Посейдона, у которого он украл трезубец, или Ареса: у него он тайком вытащил меч из ножен, не говоря уже о том, что у меня он стащил лук и стрелы.Г е ф е с т. Как! Новорожденный ребенок, который еще с трудом держится на ногах? А п о л л о н. Сам можешь убедиться, Гефест, пусть он только подойдет к тебе.Г е ф е с т. Ну вот он и подошел.А п о л л о н. Что же? Все твои орудия на месте? Ничего не пропало? Г е ф е с т. Все на месте, Аполлон.А п о л л о н. Посмотри хорошенько. Г е ф е с т. Клянусь Зевсом, я не вижу клещей! (VII 1, 2)3 na("Источник: Античная литература\n 908FAB49526A8E4440095A4B746C7A727A7506A5476B44655F478B48494B6539B6686370426144711C7045519E5156566D65AB7AB4295B794B675A63569AC263545F6FAB646D7467467352344E765B808C8584782E6D617C6C6756A156625A6D47CC9198957D6E7D7762376D9470426047684749505E82D1BDB259B0796C53661E6E4C77584153584559687275FEACB4797F5669547ECE5A50445A4D757F65647561852D416D577B404F409503987567B57070614B71596C5A39935D9C495B4A6E7527B975685B6A426C4D62") Над олимпийскими богами автор насмехается также в диалогах " Зевс трагический", " Собрание богов", " Морские разговоры", " О жертвоприношениях". Лукиан скептически настроен и по отношению к другим религиям и их адептам: он смеется над культом сирийской богини (" О Сирийской богине"), над христианами (" О смерти Перегрина"). Сатирически Лукиан изображает и сторонников всех философских направлений. Ни одно не близко его сердцу. В диалоге " Икароменипп" он говорит: " Эти люди распределились на школы, придумали самые разнообразные лабиринты рассуждений и называют себя стоиками, академиками, эпикурейцами, перипатетиками и другими еще более забавными именами. Прикрываясь славным именем Добродетели, наморщив лоб, длиннобородые, они гуляют по свету, скрывая свой гнусный образ жизни под пристойною внешностью. В этом они как нельзя более напоминают актеров в трагедиях: снимите с них маску и шитые золотом одеяния — и перед вами останется жалкий человек, который за семь драхм готов играть на сцене". Лукиан сердито нападает на философов и в диалогах " Продажа жизней", " Рыбак", " Гермотим" и др.Литературные явления Лукиан высмеивает, создавая пародии. Пустоту второй софистики он показывает в пародии " Похвала мухе". Здесь подробно описывается внешний вид мухи, способ полета, другие качества и даже доказывается, что ее душа бессмертна. Утопические романы и рассказы писатель пародирует в " Правдивой истории". Вихрь, подхвативший корабль действующих лиц этой пародии, поднимает его очень высоко. Гонимый ветром, этот корабль приплывает на Луну, где живут конекоршуны, капустокрылы и другие существа, которыми правит мифический Эндимион. Путешественники гостят еще на Утренней Звезде, осматривают другие светила и снова приплывают на Землю. Здесь корабль проглатывает огромный кит, внутри которого растут леса, живут два человека и множество страшилищ. Герои претерпевают много приключений, потом, освободившись из кита, попадают на Остров Блаженных и в другие сказочные края. Живые диалоги, простые, ясные, остроумные рассказы принесли писателю заслуженную мировую славу. К Лукиану обращался Эразм Роттердамский, когда писал " Похвальное слово глупости", образ Тимона у Лукиана заимствовал Шекспир в своем " Тимоне Афинском", ему подражали Ф. Рабле и Дж. Свифт, у него учились Вольтер и Виланд. Его атеизм высоко ценили классики марксизма.Однако надо сказать, что изящным остроумием, знанием жизни и неисчерпаемой фантазией мы восхищаемся, читая только одно или несколько произведений Лукиана, а в целом его творчество дышит каким-то холодом и грустью, потому что для автора нет ничего святого, он все отрицает, все критикует, над всем насмехается. Попытавшись жить во многих городах, переворошив все философские направления и течения, познакомившись со всеми религиями, Лукиан нигде не остановился, не нашел, на что опереться. Не весело, а жутко читать автора без родины, без Бога, без принципов. ЛОНГ (II или III в. н. э.) считается писателем, на котором заканчивается тысячелетняя история греческой литературы. Однако о последнем ее авторе, как и о первом, мы почти ничего достоверного не можем сказать. Возможно, он жил на острове Лесбос, а возможно, только слышал о нем или создал его в своем воображении. Если он действительно имел имя Лонг, тогда последнее произведение греческой литературы символически отражает сложившуюся ситуацию: латинское имя автора показывает усилия римлян утвердиться в Греции, а греческий дух произведения — тщетность этих усилий. Во времена греческого ренессанса ожил жанр романа, на который теперь большое влияние оказывала риторика. При чтении кажется, что простые герои романов получили высшее образование у риторов второй софистики: их монологи и споры составлены по всем правилам красноречия. Это характерно и для романа Лонга " Дафнис и Хлоя". Кроме того, Лонг старается писать периоды колонами одинаковой длины, иногда даже рифмуя их. Повествование в таком случае как бы ритмически качается на волнах: " Деревья в плодах, равнины в хлебах, нежное всюду цикад стрекотанье, плодов сладкое благоуханье, овечьих стад веселое блеянье. Можно было подумать, что самые реки сладостно пели, медленно воды катя, а ветры как будто на флейте играли, ветвями сосен шелестя; и яблоки будто в томленье любви падали с веток на землю; и солнце — любя красоту — всех заставляло снимать одежды" (I 23). Для композиции романа характерна симметрия, а принцип параллелизма считается основным. Например, история о том, как нашли Дафниса, в первой книге примерно такой же продолжительности, как и история о том, как нашли Хлою. Затем части одинакового объема приходятся на мотивы нимф, совместной пастьбы, волчьей ямы и т. д. В шестнадцатом разделе этой книги в споре Дафниса и Доркона из-за Хлои сначала говорит Доркон, потом речью подобной продолжительности его аргументы отражает Дафнис. Так составлены три первые книги, а в четвертой мотивы более переплетены, но параллелизм сохраняется [15, 9—65]. na("Источник: Античная литература\n 908FABA6766E5A474310964CBC5060766DBBCE12866842A5424149594E55AB3B7E6A6B76437F58B11A7251595B525C5462A07B76782D5EB58061996D519A0454425E767EB673666F46735720566F4D824F55434F2469B17E706A506F977E5C6F89CE4A4A59917D7F68A83E7B5E6E496F5363544D484C800D737C777DB1A9667712A04D765D425F4D5B51A06E652C6C7C921B9C6E54621C584F499B9F516666706DA9443B536089AB434F8D5B0A477D69677B697048679C705038544C5E4D5945AD603977A57C5E7549695763464F") " Дафнис и Хлоя" — не совсем типичный греческий роман, и от других отличается прежде всего тем, что это буколический роман. Его основные герои — пастухи. Может быть, не обязательно связывать это сочинение с мистериями в честь Диониса, как это иногда делается [11, 195], но мимоходом можно заметить, что традиционные пастушеские имена, которыми названы герои романа, некогда были именами богов. Дафнис пришел из сферы покровителя стад и растительности Аполлона, Хлоя, придававшая силы всходящим хлебам, была божеством из окружения Деметры или Матери Земли. Герои романа не индивидуализированы, индивидуализируются только определенные группы действующих лиц: опекуны Дафниса и Хлои — работящие и бережливые, горожане — избалованные любители удобств, а некоторые — и совсем испорченные. Следуя буколической традиции, Лонг старается создать красивый, идиллический мир. Злодеи, несчастья, беды появляются и исчезают, не оставляя следов, будучи не в состоянии нарушить гармонию. Только честные и набожные Дафнис и Хлоя живут в этом мире постоянно. Они ощущают гармоничную связь с силами и божествами природы и дожидаются их помощи. Нимфы и даже могучий Пан, символизирующий жизненные силы природы, охраняют, помогают и выручают молодых героев. Найдя настоящих родителей и узнав о своем высоком происхождении, Дафнис и Хлоя отказываются от искусственности и роскоши и остаются в горах. Правда, одна только жизнь в деревне не делает человека нравственным. В деревне живет и беспутный почитатель Хлои Доркон. Преклонение перед природой и почитание сельских богов, умеренные потребности, скромность и даже наивность даны не каждому. Они доступны людям только такой благородной души, какая была у Дафниса и Хлои. Мы, люди рубежа XX и XXI столетий, избалованы большими прозаическими произведениями со сложными психологическими коллизиями, широкими панорамами истории и быта, изображением скрытых явлений подсознания, рядом с которыми роман Лонга на первый взгляд может выглядеть примитивным. Однако, углубившись, мы с удивлением видим, что его страницы проповедуют великую мудрость: мир прекрасен, если человек не жаден до богатства, если у него доброе сердце, если он любит людей и животных, растения и источники как своих братьев и понимает, что не силы природы должны ему служить, а он обязан придерживаться вечных мировых законов. Тогда становится ясным, что одно из последних произведений античности — роман " Дафнис и Хлоя" проповедует нестареющие ценности, значительные идеи, а мелодраматически звучащие риторические монологи героев и ритмические периоды под стать настроению патетического любования миром.
|