Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей






 

В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т. п.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.

 

Вопросы и задания

 

1. Напишите микросочинение на тему «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».

2. Каковы цель и задачи современного педагогического образования?

3. В чем смысл многоуровневого педагогического образования?

4. Почему профессионально ориентированная деятельность является ведущим условием развития личности учителя?

5. В чем сущность профессионального самовоспитания учителя?

6. Что такое самооценка и какова ее роль в профессиональном самовоспитании учителя?

7. Каков сегодня идеальный образ учителя?

8. Назовите факторы, стимулирующие процесс профессионального самовоспитания учителя.

9. Каковы этапы профессионального самовоспитания и его особенности в студенческом возрасте?

10. Назовите способы профессионального самовоспитания.

11. Составьте программу профессионального самовоспитания на ближайший период (три месяца, полгода, год).

12. Напишите реферат на тему «Социально‑ психологические условия становления будущего учителя», где дайте характеристику студенчества как социальной группы и покажите ее роль в профессиональном становлении (по вопросам 4 – 7).

 

Литература для самостоятельной работы

 

Бернс Р. Развитие «Я‑ концепции» и воспитание. – М., 1986.

Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально‑ педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М., 1993.

Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. Ростов‑ на‑ Дону, 1997.

Кан‑ Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.

Мудрик А. В. Учитель: Мастерство и вдохновение. – М., 1986.

Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. – М., 1993.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.

 


[1]См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. – М., 1985. С. 167.

 

[2]Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л., 1977. – Т. 2. С. 351.

 

[3]См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1995. С. 248–284.

 

[4]Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. – М., 1951. – Т. 2. – С. 32.

 

[5]Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. – М., 1958. – Т. V. – С. 178.

 

[6]Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 237.

 

[7]Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 362.

 

[8]Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С. 123–124.

 

[9]Сухомлинский В.А. Избранные произведения: В 5 т. – Киев, 1980. – Т. 5. – С. 102.

 

[10]Rogers С. Freedom to learn for the 80‑ s. ‑ Toronto; London; Sydney, 1983. ‑ P. 307.

 

[11]Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1981. – Т. 2. – С. 68.

 

[12]Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. – М., 1958. – Т. 5. – С. 179.

 

[13]Там же. – С. 292.

 

[14]Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988. – Т. 3. С. 168–169.

 

[15]Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969. – С. 83.

 

[16]Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. – М., 1953. – С. 72.

 

[17]Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1981. Т. 3. – С. 56.

 

[18]Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1952. – С. 67–68.

 

[19]Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 74.

 

[20]См.: Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой И.П.Волкова. – М., 1989. – С. 35–36.

 

[21]См.: Кан‑ Калик В.А. Учителю о педагогическом общении – М 1987 – С. 52–54.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.