Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие происходит по законам диалектики -единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.






Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории, сформулированное в его концепции в разделе исторический материализм. Основоположниками марксизма она разрабатывалась 50 лет – с середины 40-х по середину 90-х гг., наполняясь все новым и новым содержанием. Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъяснял так: " Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих" (1846 г.) и еще ярче: " Люди – и авторы, и актеры собственной драмы" (1847 г.). Концептуальное изложение своих взглядов Маркс дал в 1859 г. в Предисловии к " Критике политической экономики", введя целый ряд философско-социологичеких понятий (" производственные силы", " производственные отношения", " базис", " надстройка", " социальная революция" и др.), резюмируя сделанное им открытие так: " Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Суть концепции исто­рического материализма в следующем:

на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение);

производственные отношения, уровень производительных сил образу­ют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эко­номическому базису; базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

в зависимости от уровня развития производительных сил и производ­ственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выде­ляются общественно-экономические формациипервобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства – особая обще­ственно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде сво­бодных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (об­щественной) собственности на средства производства;

рост уровня производственных сил приводит к изменению производ­ственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.