Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Сравнительный анализ древнеаттической и новоаттической комедии






(«Облака» Аристофана и «Брюзга» Менандра)

 

1. Проанализируйте комедию Аристофана «Облака», выявляя актуальные для автора философско-педагогические идеи и смеховые приемы произведения;

- прокомментируйте Пролог, покажите, как здесь осуществляется пародирование трагедий Еврипида, софистики и философии Сократа, раскройте актуальный смысл образов Фидиппида и Сократа;

- обозначьте приемы комического в Пароде;

- прокомментируйте Парабасу;

- раскройте идейный и комический смысл I и II Агонов;

- объясните значение финала.

Дайте в заключение обобщенную характеристику природы комического у Аристофана.

 

2. Дайте общую характеристику новоаттической комедии (Менандра), сравните ее с древней.



- что собой представляет структура новой комедии; какое место в ней занимает хор;

- основные проблемы комедий Менандра;

- основные типовые маски новой комедии;

Почему современники говорили: «О, Менандр, и, о, Жизнь! Кто из вас кому подражает!»

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гусейнов Г.Ч. Аристофан (гл. V) – М.: Искусство, 1988.

2. Гусманов И.Г. Аристофан и Менандр. – Орел, 1998.

3. Никола М.И. Античная литература. Учебное пособие. Практикум. – М., 2001 (Задание 6)

4. Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. – М., 1990.

5. Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. – М., 1979.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема 5. Публий Овидий Назон.

 

1. Жизнь и творчество Публия Овидия Назона (общий очерк, представляющий Овидия в культурном и политическом контексте).

2. Своеобразие любовных элегий Овидия.

- продолжение и переиначивание традиций Катулла, Тибулла и Проперция;

- риторический характер элегий;

- ирония и элементы пародии в элегиях Овидия

- элегии на темы творчества;

Анализ 1 элегии

3. «Наука любви».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вулих Н.В. Овидий. – М.: Молодая гвардия, 1996.

2. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.1. О поэтах. – М.: Языки русской культуры, 1997.

3. Дримба О. Овидий.– Бухарест: Издательство «Меридиан», 1967.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

1. Природа мифологического сознания и его эволюция. Хтоническая мифология древних греков: фетишизм, зооморфизм (тотемизм); начальные стадии анимизма – демонизм, тератоморфизм (с конкретными примерами из греческой мифологии).

2. Развитый анимизм у греков: олимпийская мифология, мифы о культурных героях. Миф и обряд. Миф и литература.

3. Проследить эволюцию двух мифологических образов (на материале античных гимнов и античной литературы). Привести примеры использования греческой мифологии в литературе последующих эпох.

4. Гомеровский вопрос. Композиция «Илиады» и «Одиссеи». Гекзаметр.

5. Поэтический язык Гомера: сравнения, повторы, формулы, эпитеты. Особенности гомеровского стиля.

6. Мифологизм и эстетизм Гомера в изображении природы, богов, людей и всех проявлений жизни.

7. Этика Гомера: проблема вины и ответственности, отношение гомеровских героев к войне, богам (на основе анализа «Илиады»).

8. Своеобразие «Одиссеи» Гомера. Природа любовного чувства гомеровских героев.

9. Творчество Гесиода. «Теогония» – картина мира, прошлое и будущее. «Труды и дни» – этика и эстетика Гесиода.

10. Общая характеристика греческой лирики VII-VI веков до н.э. причины ее расцвета, основные виды. Связь лирики с мифологией. Поэзия Ивика. Пиндара.

11. Элегия и ямб: размеры, основные темы и образы. Поэзия Тиртея, Солнца, Феогнида, Архилоха.

12. Сольная мелика: основные темы и образы. Поэзия Алкея, Сапфо, Анакреонта.

13. Общая характеристика греческого театра и трагедии Vв. до н.э. Происхождение, устройство театра и театральных празднеств, структура трагедии, значение партий хора. «Дионисийское» и «Аполлоническое» начала древнегреческой трагедии.

14. Общая характеристика творчества Эсхила. Анализ трагедии «Прометей прикованный» – основные образы и идеи трагедии о Прометее.

15. «Орестея» Эсхила. Нравственно-философские и социально-политические проблемы трилогии.

16. Общая характеристика творчества Софокла. Анализ трагедии «Царь Эдип» в соответствии с «Поэтикой Аристотеля».

17. Анализ трагедии Софокла «Антигона» – система образов, основные идеи, этический и социальный смысл конфликта главных героев.

18. Общая характеристика творчества Еврипида, связь его с философией софистов. Анализ трагедии «Медея».

19. Анализ трагедии Еврипида «Ипполит», отражение в ней кризиса полисного сознания.

20. Происхождение и общий характер древней аттической комедии. Актеры и хор, агон и парабаса, комические приемы. Анализ комедии Аристофана.

21. Эллинический период в истории греческой литературы (общая характеристика). Поэзия александрийцев – Каллимаха, Феокрита, Аполлония Родосского.

22. Новая атическая комедия: основные темы, система образов, приемы комического. Анализ комедии Менендра «Брюзга».

23. Позднегреческий роман (общая характеристика). Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

24. Творчество Лукиана. «Похвала мухе» как пародия на риторическое высказывание. «Разговоры богов», «Разговоры в царстве мертвых» – как образец «менипповой сатиры».

25. Особенности римской мифологии и литературы (периодизация и общая характеристика в сравнении с греческой). Творчество Марциала и Ювенала.

26. Римская «комедия паллиата»: происхождение, основные особенности. Анализ комедии Плавта и Теренция.

27. Век Августа – «золотой век» римской литературы. Общая характеристика творчества Вергилия, анализ «Буколик» и «Георгик».

28. «Энеида» Вергилия в сравнении с гомеровским эпосом. Боги и люди, авторское «я» в поэме, особенности языка и стиля Вергилия.

29. Творчество Горация. Основные идеи и темы «Сатир» и «Од» Горация. Эстетика поэта («Послание к Пизонам»).

30. Римская любовная поэзия. Творчество Катулла, Тибулла, Проперция.

31. Новаторство Овидия в жанре любовной элегии. «Наука любви» - концепция, основные идеи.

32. Поэма Овидия «Метаморфозы». Основные философские идеи и их поэтическое выражение, особенности стиля.

33. Общая характеристика творчества Сенеки. Анализ одной трагедии на выбор.

34. Анализ романа Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»). Религиозно-философская идея романа, значение основных символических образов, особенности композиции и стиля.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.