Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика как творческая деятельность. Типы твор.деят-ти ж-та.






Любая творче­ская деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый «продукт», специфичес­кий для этого рода деятельности.

А для создания составляющих номера и программы произведений надо владеть искусством планирования деятельности редакции, организации работы отделов и служб, налаживания массовой работы (с письмами, нештатными сотрудниками, активом), формирования направлений деятельности, системы рубрик, ведения кампаний, реализации замыслов отдельных произведений, владения методами и методическими приемами сбора информации, разработки концепции произведения, создания и редактирования текстов массовой информации, компоновки их в номер или программу, способов изучения аудитории и налаживания эффективные контактов с ней и т.д. и т.п.

И во всех этих сторонах и шагах журналистской деятельности находят применение репродуктивные, привычные, рутинные (франц. routine «проторенный путь») формы труда, обогащаемые оригинальными находками, уникальными (лат. unicus «неповторимый») приемами и результата­ми деятельности. Без использования рутинных форм плодотворная дея­тельность невозможна. Но если журналист прибегает только репродуктивным приемам деятельности, он остается на уровне пользователя наработанными формами труда, известной технологией.

Творчество всегда соединяет репродуктивные и продуктивные форы деятельности. Его уровень определяется соотношением «составляющих», в котором и проявляется мера и характер творческих способностей, умений и навыков журналиста. Очевидно, что творческие поиски возможны и цр. обходимы во всех сторонах и шагах деятельности, требующей максимально полного использования применимых в конкретной творческой ситуации наработанных приемов, равно как максимального включения личностно. уникального компонента. При этом уникальные свойства возникают лишь на базе уверенного владения накопленным в каждой сфере творчества «технологическим» знанием в разных областях журналистского труда, со­ставляющим основы методологической культуры журналиста. Хорошее владение методологической культурой - основа максимальной мобилиза­ции наличных способностей к творчеству. Свобода творчества в том и про­является, что на базе владения знаниями в сфере необходимости происхо­дит «прорыв» в сферу творческих находок и открытий.

Овладение научно осмысленным опытом журналистов, методологиче­ской культурой профессиональной деятельности - путь к высотам твор­чества в его семантической (как отображается действительность) и син­тактической (как строится произведение) сторонах. Прагматика (как взаимодействовать с аудиторией) рассматривается в следующей главе.

С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Редакторская (лат. redactus «приведение в порядок») деятельность предполагает очень широкий диапазон действий и сама подразделяется на ряд подвидов. Журналист постоянно сталкивается с так называемым «литературным редактированием» - различными видами правки текста (сокращения, уточнения и изменения структуры, стилистические замеча­ния и проч.), работой над формой произведения. Содержательную сторо­ну работы над произведением - его замыслом, тематикой и проблемати­кой, общей концепцией - вместе с автором осуществляет специально уполномоченный сотрудник редакции, представитель ее руководства. В зависимости от меры жесткости проведения информационной политики редакции содержательное редактирование (обязательно с согласия и же­лательно при участии автора) может носить различный характер - от ра­боты по полному согласованию с позицией редакции до рекомендатель­ных советов (когда редакция объявляет, что точка зрения авторов не обязательно должна совпадать с позицией газеты или программы). Опре­деление же самой информационной политики, формирование облика издания и программы, выработка направлений деятельности, подбор сотруд­ников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ, а затем и компоновка номеров и вы­пусков - это уже редакторская деятельность «высшего уровня». Ее ведет руководящий «штаб» каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).

Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и опре­делен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в про­граммные задачи и способы их реализации в связи с изменением соци­альной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельнос­ти: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информаци­онной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы коррес­пондентского корпуса, отслеживание поведения аудитории и снабжение сведениями о ее интересах и реакции на выступления СМИ, запросах и пожеланиях работников подразделений редакции, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.

Под руководством «штаба» редакции организаторскую работу ведут многие подразделения, в том числе и специализированные: отделы пи­сем, массовой работы, социологических исследований, корреспондент­ской сети, рекламы, службы распространения, общественные приемные и т.д. От деловитости сотрудников и творческого уровня организаторской работы успех дела в журналистике зависит не в меньшей мере, чем от подготовленности, способностей и искусства редакторов и авторов.

Авторская (от лат. auctor «создатель»; не от греч. autos «сам») дея­тельность - самая значимая часть работы большинства журналистов. Это и подготовка собственных произведений, и режиссура, компоновка про­изведений в номер или программу, и составление сборника произведе­ний, и литературная запись, и другие виды работы, защищаемые законо­дательными актами по авторскому праву. Авторская деятельность в журналистике требует от каждого работника обладать значительной до­лей универсализма (т.е. уметь в какой-то мере все), но при этом непре­менно специализироваться в той или иной области (тематической, про­блемной, жанровой, стилевой и т.д.). Только в том случае, если сотрудники редакции могут «закрыть» все направления и необходимые формы ее деятельности на достаточно высоком уровне и при взаимозаменяемости (если возникнет необходимость), можно говорить о сформированном творческом коллективе.

Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая Информационная политика - это идейно-творческая концепция ведущихся проблемно-тематических линий, характер разработки которых определяется социальной позицией данного СМИ и воплощается в совокупности принятых форм реализации программы, направления. Основные черты этого направления определяются учредителем при разработке концепции СМИ в ходе подготовки к его регистрации. Учредитель может осуществлять эту деятельность самостоятельно или в сотрудничестве с будущими руководителями издания или программы

Вторым важнейшим составляющим информационной политики редак­ции является аудиторная ориентация и способы взаимоотношений с ау­диторией. При определении информационной политики невозможно обойтись без сколько-нибудь ясных представлений о круге желаемой ау­дитории и функциональном содержании взаимодействия с ней (характе­ре ведения идеологической, непосредственно-организаторской, культур­но-образовательной, рекламно-справочной, рекреативной деятельности). Разумеется, тут есть прямая зависимость от направления СМИ. Однако в связи с реальным «видением» аудитории (ее взгляды на жизнь, образова­тельные характеристики, потребности, интересы, запросы, предпочтения в сфере массовой информации) редакция не может не вырабатывать кон­кретных форм реализации своего направления именно в связи с характе­ром аудитории. Одно дело работать с аудиторией, близкой по ориентациям к СМИ, и совсем другое - идти со своими взглядами в слои несогласных (полностью или частично) с направлением СМИ. А ведь нужно довести до самых разных слоев аудитории взгляды одного направления, а это требует и разнообразия изданий и программ, и своеобразия в подходах к разным слоям аудитории

Третья важнейшая составляющая информационной политики - спосо­бы взаимодействия с другими СМИ. Конечно, можно игнорировать другие издания и программы, «выходящие» на эту же (или близкую) аудиторию с той же или отличающейся позицией. Тогда проведение информационной политики будет похоже на монолог «глухаря на току», не слушающего дру­гих голосов и не желающего откликаться на них. Может быть и позиция монологического диалога, скрыто учитывающего позиции других, или диалогического монолога, даже и открыто откликающегося на высказывания «оппонентов». Но все это лишь частичное участие в публичном решении общественных проблем, поскольку основой остается своя позиция, под­вергающаяся под «давлением» оппонентов «малым», порой «косметичес­ким» улучшениям ради утверждения своей «частной» позиции.

Наилучшая позиция - открытый диалог с другими СМИ, основанный на идее широкого социального партнерства, толерантного плюрализма.

Информационная политика конкретного СМИ основывается, таким об­разом, на заявленном общественно-политическом направлении, обращен­ном к выбранным слоям аудитории и определенном редакцией отношении к другим СМИ. Помимо этого еще одной важнейшей ее составляющей яв­ляется способ реализации информационной политики. Поскольку «ин­формационное обеспечение» реализации программы СМИ может захваты­вать все «информационное поле», т.е. давать широкую совокупность относящихся к сфере информационной политики СМИ фактов и мнений, а может и сосредоточиваться на чем-то одном (бывают же «газеты фактов» и «газеты мнений»), то можно принять одно из трех возможных решений: сбалансированно представлять аудитории и факты и мнения; делать ак­цент на факты; прежде всего представлять мнения. Иначе говоря, про­грамма СМИ способна реализовываться как через концентрацию внима­ния на сообщения фактов относительно сведений о событиях [а], их оценках [v], предлагаемых мерах [n] по достижению «желаемого будуще­го» [p] теми или иными людьми, группами, партиями, союзами, средствами массовой информации, так и через собственную, выработанную на основе своей позиции панораму событий, через свои оценки и меры по достиже­нию этого «желаемого будущего». Разумеется третий вариант - это соче­тание первых двух.

Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведе­ние. Это воздействие носит социально-педагогический характер (его на­зывают также идейно-воспитательным, массово-политическим, идеоло­гическим и т.д.), поскольку в результате «потребления» предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируются опреде­ленный образ мира, система установок, направленность воли. Так, твор­ческая деятельность в журналистике, являясь познавательно-креативной и проявляясь в произведении как самовыражение автора по поводу по­знанных явлений жизни, «на выходе» оказывается фактором формирова­ния социальной позиции аудитории, ее убеждений.

Пропаганда (от лат. propagare «распространять») - деятельность по распространению фундаментальных, закладываемых в основу массового сознания идей, т.е. деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. При осмысле­нии особенностей пропагандистской деятельности надо иметь в виду и другие значения, вкладываемые в этот термин в теории и на практике. Пропагандой называют также любую форму информационной деятельности, распространение всяких знаний, представлений и взглядов (пропаганда научных знаний, передового опыта, пропаганда здорового образа жизни и т.д.). Термин «пропаганда» употребляют также для обозначения любых форм идеологической, массово-политической работы (кстати, впервые он использовался в христианской миссионерской практике по внедрению религиозных идей). Нередко в слово вкладывают значение «ложная информация», «сведения, вводящие в заблуждение» и т.д.

Если термин «пропаганда» использовать для обозначения деятельно­сти по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция (и стоя­щие за ней социальные группы, политические силы, партии, объединения и т.д.) по коренным вопросам жизни. Сюда относятся программные цели и способы их осуществления, т.е. модель «желаемого будущего» и сред­ства его достижения.

Агитация (лат. agitato «побуждение, возбуждение»; agitare «приво­дить в движение») - распространение оперативной информации по пово­ду текущих событий, активно формирующей позиции аудитории по кон­кретным ситуациям современной жизни. Основываясь на сведениях о конкретных фактах текущей жизни (событиях, заявлениях, поступках, ре­шениях и т.д.), журналист как агитатор в соответствии со своей позицией дает представление о них, с помощью прямых оценок или через подачу фактов формирует отношение к ним. Целенаправленно подобранные сооб­щения о новостях, характер их изложения, наличие прямого или скрытого комментария формируют у аудитории «событийную картину» происходя­щего и соответствующее информационной политике СМИ идейно-эмоцио­нальное отношение к ним, воздействуя на общественное мнение.

Контрпропаганда - такая сторона информационной политики СМИ, которая является как бы ответной реакцией на деятельность других СМИ. Поскольку не принят термин «контрагитация», понятие контрпропаганды включает в себя акции всякого рода, в том числе и выступления против i агитационных акций политических противников. Направлений контрпропаганды несколько.

Во-первых, это все формы позитивной пропаганды и агитации, поскольку они противостоят реализации информационной политики СМИ - оппонентов.

Во-вторых, это и прямые выступления с критикой (от корректирующей до уничтожающей), направленные против тех СМИ, которые проводят нежелательную информационную политику; и критика, затрагивающая принципиальные основы проводимых направлений в различных СМИ, прежде всего мировоззренческих позиций; и споры вокруг даваемых в СМИ характеристик современного положения дел в мире. Сюда же относятся вопро­сы, затрагивающие способы решения крупных проблем современности как в глобальном масштабе, так и в масштабах отдельных: стран и регионов.

В-третьих, это то, что можно назвать «контрагитацией» - полемичес­кие замечания по выступлениям других СМИ, если создаваемая ими опе­ративная картина текущих событий и (или) их интерпретация вызывают несогласие, требуют коррективов или даже неприятия в целом или (чаще) в конкретных проявлениях.

Организаторская сторона деятельности СМИ может иметь самые раз­личные формы воплощения - от придания определенного смысла по­вседневным проявлениям жизненной активности, изменения, укрепления или преобразования установок поведения в труде, общественной жизни, в быту до формирования активного стиля поведения в ходе выборов, инициативного участия в жизни партий, союзов, ассоциаций, вплоть до выдвижения в ряды организаторов общественных акций или выступле­ния лидерами общественного мнения и организаторами жизни общест­венных объединений. Тем самым журналистика своей творческой актив­ностью формирует гражданскую активность аудитории и, разумеется, ее направленность («левая», «центр», «правая»),

Все три стороны реализации информационной политики: пропаганда, агитация, организация - прочно связаны между собой и все вместе состав­ляют разные стороны единой творческой деятельности в журналистике. Каждое произведение так или иначе, в тех или иных пропорциях содержит пропагандистское, агитационное и организаторское начала, хотя прояв­ляться они могут в разной степени отчетливости и интенсивности.

21. Система печатных СМИ России. Смотрите учебник В.В. Ворошилова " Журналистика" (Белая большая книга с нарисованной буквой " Х") стр.130 п.4.1.1." Печатные СМИ".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.