Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внимание и его виды. Организация непроизвольного и произвольного внимания аудитории в СМИ.






Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Основные виды внимания. Это

- природное и социально обусловленное внимание,

- непосредственное и опосредствованное внимание,

- непроизвольное и произвольное внимание,

- чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Внимание аудитории может быть непроизвольным (к сирени, молнии, движущемуся предмету в аудитории), произвольным (сознательным) и послепроизвольным (поддерживаемое интересом). В аудитории нужно вызвать произвольное внимание, для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания.

1. Обращение к событию, времени, месту. 2. Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует ежедневно, к вопросам, которые помогут им решить повседневную проблему. Интересы аудитории включают вопросы жизни и смерти, здоровье, деньги, профессию, социальный престиж, опасности, безотлагательные мероприятия. Проблемы, которые волнуют аудиторию, – это патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к животным. 3. Внимание аудитории можно привлечь, вызвав любопытство: – затронуть необычный факт, о котором слушатели не знают; – привести парадокс, который заставит их задуматься; – поставить слушателей перед дилеммой. 4. Обращение к борьбе, конфликту, которые вызывают невольный интерес. Люди охотно наблюдают за скандалами, драками, пожарами, авариями. 5. Демонстрация какого-либо предмета. 6. Рассказ о себе, о своем личном опыте, случае из жизни, о переживаниях, ощущениях. 7. Цитирование знакомого или знаменитости.11. Риторический вопрос, задать его эмоционально, после вопроса – пауза. Д. Карнеги: должен быть развит, конкретизирован, одиночный вопрос выглядит декларативно, будто использован для красоты.

12. Изложение цели и задачи выступления. Эффективно в подготовленной аудитории, где слушатели хорошо разбираются в проблеме.

10. Убеждение как тип словесной информации. Основные факторы, влияющие на эффективность убеждающего текста.

По мнению Б.Д.Парыгина, «можно различать три вида словесной информации, в зависимости от того, каковы степень и характер ее воздействия на психику человека: сообщение, убеждение, внушение».

Большое внимание следует уделять убеждающему воздействию журналистских материалов. В психологии убеждение понимается и как знание, ставшее мотивом поведения, и как устойчивое свойство личности, выражающее ее готовности к применению знаний.

Т. о., можно считать, что с психологической точки зрения задача словесного убеждения – обеспечить понимание проблемы, а цель – мобилизировать личную активность на поиск путей и средств решения этой проблемы. Убеждение в журналистском процессе – это прежде всего разъяснение задач текущего момента, активизация человеческого фактора, опровержение враждебных взглядов и, следовательно, нейтрализация их влияния.

При использовании на практике метода словесного убеждения журналисты должны знать правила педагогики, логики, психологии. С точки зрения педагогики, необходимо выбрать верный тон выступления, соблюдать такт по отношению к героям, не подменять анализ демагогическими рассуждениями. С точки зрения логики, доводы делятся на индуктивные и дедуктивные, применяются они в зависимости от задач, которые ставит перед собой автор, а также социально-психологических характеристик аудитории. Эти факторы напрямую влияют на эффективность убеждающего текста.

Психологические доводы могут быть связаны с общественными интересами, нравственными ценностями, идейными позициями личности – например, забота о благе общества, чувство долга, ответственности, патриотизма. В тоже время, психологические доводы могут аппелировать к чувствам, желаниям, мотивам личности. Здесь могут быть и чувство престижа, и реализация своих возможностей, и творческая удовлетворенность.

Несмотря на то что убеждение является основным и наиболее широко применяемым способом побуждения людей к принятию предлагаемой информации, было бы ошибочным утверждать его универсальные возможности. Ограничение его воздействия связано с факторами социального, и прежде всего классового, характера. Кроме того, убеждение всегда требует психической активности не только коммуникатора, но и аудитории. Убедить в чем-то людей можно лишь в том случает, если они стремятся понять и осознать адресуемую им информацию. К факторам, ограничивающим убеждающее воздействие, следует отнести приемлемость аргументов для аудитории. В аргументах очень важна субъективная значимость. Также, к нулю убеждающее воздействие журналистики может свести расхождение между словом и делом.

 

11. Социально-психологический и психофизиологический факторы, влияющие на восприятие журналистского материала.

Парадокс ля Пьера: при общности соц... установок люди, тем не менее, по разному воспринимают материал, по причине социально -психологических и социальных факторов: 1) национальный фактор 2) социально-психологический фактор -это социаль-психологические свойства личности. социально-психологические свойства сведены в четыре группы:

1) обеспечивающие развитие и исполь-зование социальных способностей (со-циальной перцепции, воображения, ин-теллекта, характеристик межличностно-го оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в ре-зультате ее социального влияния; 3) бо-лее общие, связанные с социальным по-ведением и позицией личности (актив-ность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социаль-ные свойства, связанные с общепсихоло-гическими и социально-психологическими свойствами (склон-ность к авторитарному или демократи-ческому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отно-шению к проблемам и т.д.) Очевидно, что при всей продуктивности идеи вы-членения социально- психологических свойств личности, реализация этой идеи не является строгой: вряд ли в предло-женной классификации выдержан кри-терий «вторичности» перечисленных свойств, да и основание классификации остается не вполне ясным. 3) психофи-зиологический фактор - это психофи-зиологические свойства личности (Психофизиологические свойства лич-ности - В эту подструктуру личности педагога включаются свойства, характе-ризующие особенности психофизиоло-гической сущности личности педагога, которые зависят от особенностей типа высшей нервной деятельности, темпера-мента, индивидуальных черт характера, способности к саморегуляции, от свое-образия процессов возбуждения и тор-можения. К таким свойствам относятся зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, ре-активность, энергетизм, способность образно мыслить, внимание, наблюда-тельность, интуиция, владение мимикой и пантомимикой.

Экстраверсия - обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.