Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные функции СМИ

Социально-ролевая характеристика прессы имеет прямое отношение к

определению ее функций (от лат./ functio — исполнение, совершенствование). В рамках

определенной социетальной системы журналистика выполняет специфические ролевые

функции, которые предписаны ей, как и другим участникам процессов, идущих в данной

сфере. Так, в социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение,

переработка и распространение информации. В духовной сфере пресса выполняет

познавательную, образовательную, воспитательную, мобилизующую функции,

свойственные всем идеологическим институтам. Таким образом, ролевой подход дает

возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Но надо учитывать, что

это, так сказать, не собственные функции журналистики как уникального общественного

института, а отражение законов и условий деятельности, сложившихся вне ее, не по ее

инициативе.

Возможны и другие подходы к проблеме функций СМИ. Но прежде чем рассмотреть

их, укажем на главное противоречие в литературе по этому вопросу. Оно связано с

методологией определения функций. Как правило, исследователи предлагают перечень

важных, на их взгляд, способов функционирования журналистики. В советской науке

самое широкое хождение, практически официальное признание получила так называемая

триединая функция, подробно описанная в сочинениях В. И. Ленина: «Газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но

также и коллективный организатор»62.

В 1960-е годы некоторые социологи стали выделять информационную,

просветительскую, воспитательную, регулятивную, гедонистическую функции. Новация,

заметим, не встретила одобрения со стороны официальных инстанций, усмотревших в ней

покушение на основы марксистско-ленинского учения о печати. В начале 1990-х годов

руководство тогдашнего Гостелерадиокомитета СССР в качестве основных функций

называло информирование, убеждение и утешение. А вот курьезный вариант.

Преподаватель одного из университетов сообщил на научном семинаре, что в их

педагогическом коллективе принято решение: пусть функций будет две —

информационная и воспитательная. Так студентам проще запоминать... Однако

методологические проблемы не решаются голосованием, тем более с такой

экстравагантной аргументацией. При явном расхождении изложенных версий по содержанию они близки между

собой по подходу к вопросу. Ни в одной из них не обозначен системообразующий

критерий, который давал бы возможность, с одной стороны, отразить все аспекты

функционирования СМИ, а с другой — сопоставить предлагаемые варианты по их

достоверности. Если же попытаться соединить перечисленные разными авторами функции

в один ряд, он получится бесконечно длинным и опять-таки лишенным единого

основания, структуры. И наоборот: нельзя отрицать наличие у журналистики той или иной

функции, не договорившись предварительно, в какой системе координат мы ведем свой

анализ, по отношению к каким социальным субъектам устанавливается степень важности

какого-либо способа журналистской деятельности. Избежать разноголосицы и взаимного непонимания между исследователями можно,

если к анализу функций подойти с позиций их системной группировки. Тогда встанет

вопрос о выборе основания для классификации. Один из вариантов такого подхода к

проблеме можно найти в трудах профессора МГУ Е. П. Прохорова. Он исходит из различия

конечных результатов, к которым ведет деятельность СМИ. Соответственно формируются

следующие группы функций: идеологические, культурно-рекреативные и

непосредственно-организаторские. Мы предлагаем использовать субъектный подход к группировке. Суть его

заключается в признании того факта, что структура функций журналистики многогранна и

многослойна. На объективные возможности прессы накладываются интересы, воля,

возможности тех, кто вступает во взаимодействие с прессой. Иными словами,

журналистика предлагает великое богатство своих «способностей», а конкретный

социальный субъект выбирает из них те, которые ему более необходимы. Между прочим,

ни чем иным, как интересами авторов рассмотренных выше версий нельзя объяснить то,

что они по-разному смотрят на функциональный набор прессы. У этой проблемы есть и другой аспект — социально-исторический: на

использование возможностей прессы влияет состояние среды, в которой она рождается и

действует. Так, в России в XVIII в. газеты «кроме информационной, пропагандистской...

выполняли еще и культурно-просветительскую функцию, не столько в силу особого

характера самой печати, сколько в силу состояния общества, аудитории того времени»63.

Значит, и потребности субъектов взаимодействия с прессой не остаются неизменными. Генеральным субъектом по отношению к журналистике является социальная

система, или общество. Для всякого целостного образования, включая биологические

организмы и сообщества людей, в качестве ведущих потребностей выступают выживание,

самосохранение системы и одновременно — ее непрерывное движение, которое, в свою

очередь, является условием жизнестойкости и самосохранения. На удовлетворение первой потребности направлена такая функция журналистики,

как интеграция составных элементов общества. Она приобретает все большее значение

по мере того, как в современном мире набирает силу тенденция к объединению не только

в пределах государств, но и в межнациональном пространстве. Характерно, например, что

процесс создания единой Европы подкрепляется осуществлением континентальной

программы «Телевидение без границ», которая не менее значима для интеграции Старого

Света, чем, например, введение единой валютной единицы евро или свободное

перемещение по территории других государств. Суть программы заключается в том, что с 1990-х годов во всех странах, вошедших в сообщество, можно без ограничений принимать

и транслировать телепродукцию своих европейских партнеров, унифицируются правила

использования рекламных материалов и вводятся меры, призванные противостоять

натиску «внешнего» вещания. На исходе десятилетия Евросоюз, вопреки канонам

рыночной конкуренции, даже выделил около полумиллиарда евро для поддержания

континентального кино и телевидения, которые без такой помощи проигрывают

американской индустрии экранных зрелищ. Для России задача сохранения единого информационного пространства стала

чрезвычайно актуальной. Тенденция к дроблению страны на отдельные территории — так

называемый парад суверенитетов, — наметившаяся в государственно-политической

сфере, не могла не отразиться на связях, которые обеспечиваются с помощью СМИ. Для

примера: в начале 1990-х годов газеты «Труд», «Комсомольская правда», «Аргументы и

факты» с тиражами 20 млн. экз. и более попадали в книги мировых рекордов, их в

буквальном смысле читала вся страна. Десять лет спустя крупнейшие общенациональные

издания собирают миллион или сотни тысяч читателей лишь вместе с редакциями своих

региональных выпусков, каждый из которых предназначен для распространения в

пределах одной местности. Фактически это разъединенные самостоятельные издания,

связанные между собой только общим «материнским» именем. Сходные по результатам процессы происходят и в СНГ. Несмотря на то что

Межпарламентская ассамблея тратит много усилий на выработку и осуществление единой

информационной концепции для стран Содружества, практика далеко не всегда идет по

этому пути. На «положительном» полюсе находится межгосударственная телекомпания

«Мир», которая выпускает передачу «Вместе». Благодаря ведущим — группе молодых

журналистов из разных стран СНГ — студия стала местом встречи, знакомства, дискуссий

для жителей некогда единого, а теперь разделенного границами сообщества. На

«отрицательном» полюсе — перерывы или даже прекращение вещания по финансовым

причинам российских каналов ОРТ и РТР в республиках Закавказья, где население по-

прежнему считает эти компании «своими». Интеграцию надо рассматривать не только в планетарном, межгосударственном или

национально-государственном масштабе. Социальной системой, нуждающейся в

информационных скрепах, являются, например, межрегиональные территориальные

комплексы. Новый импульс их внутренней консолидации через прессу должно придать

создание в России федеральных округов. Закономерно, что в Северо-Западном округе

вскоре после его образования сформировалась Ассоциация СМ И Северо-Запада, в

которую вошли руководители газет и телерадиокомпаний из 11 субъектов федерации. Они

договорились о регулярном творческом обмене и выполнении совместного телевизионного

проекта. Объединяющее значение журналистики хорошо видно на примере национальной прессы, издаваемой за рубежом, или эмигрантской прессы. Это не очень хорошо

известная широкой публике, но весьма активная участница культурной, социальной и

политической коммуникации. Она предстает в различных вариантах. Как пресса диаспор она предназначена главным образом для более или менее

широкого круга бывших соотечественников, соплеменников, живущих в чужой стране.

Значение таких периодических изданий для поддержания единства этнической общины

трудно переоценить. Не случайно многие из них существуют десятилетиями, как газета

«Русский голос», основанная в Нью-Йорке еще в 1917 г. Всего в мире насчитывается 2000

изданий для выходцев из России (в одной Америке их около 200), в СНГ —

приблизительно 5000. Заметными явлениями мировой и национальной культуры стали

такие крупные газеты, как парижская «Русская мысль», нью-йоркская «Новое русское

слово» (около 2 млн читателей), сиднейская «Австралиада» и др. Чрезвычайно многочисленна и широко распространена русскоязычная пресса в

Европе. Ее расцвет пришелся на 20—30-е годы, когда государства Старого Света приняли

у себя мощную волну эмиграции из Советской России, в том числе писателей и

публицистов. Нечто подобное произошло и на Востоке, прежде всего в Китае. Новый

подъем прессы диаспор связан с эмиграцией в последней трети XX в., усилившейся

сначала по политическим причинам, а затем, с либерализацией российской политики, в

связи с возможностью свободного перемещения граждан через границы. В Германии, куда

после падения Берлинской стены переселились сотни тысяч одних лишь этнических

немцев из числа бывших советских граждан, уже успел сложиться рынок русскоязычной

прессы. Корреспонденты журнала «Cpeda» обнаружили там еженедельник «Русская

Германия», «Нашу газету» для евреев, «Христианскую газету» для представителей,

соответственно, другой конфессии, газету «Факты» для украинцев, а также полный спектр

специализированной периодики, включая юмористический «Самовар». Издания общин

теперь выходят не только в европейских столицах, но и в провинциях. Например, в

финском городе Тампере выходит газета «Русский свет». Ее издателем является городской

Русский клуб (характерно, что при материальной поддержке правительства Финляндии), и

содержание публикаций служит прямым продолжением его просветительской

деятельности. Иные цели издавна ставила перед собой печать политической эмиграции. Она

стремилась самым энергичным образом воздействовать на общественную жизнь покинутой

родины. Здесь уместно вспомнить Герцена с его «Колоколом», доносившим вольное слово

до всей думающей интеллигенции в России, «Искру» Ленина, из-за рубежа практически

создававшую на родине социал-демократическую партию, и другие исторические

примеры. В этом ряду, хотя и с принципиально другой идейной ориентацией, стоит

журнал «Континент», выходивший в Париже под редакцией В. Максимова в конце XX в. Особую роль в системе зарубежных СМИ играют русские службы радио, которые в

течение десятилетий вещают на нашу страну и зарубежную диаспору: Би-Би-Си, «Голос

Америки», «Немецкая волна» и др. Созданные, как правило, в годы «холодной войны», они активно участвовали в идеологическом противоборстве различных политических

лагерей и в этом качестве служили центрами духовного сплочения оппозиционно

настроенных советских граждан. В новые времена на передний план выступает их

потенциал культурной консолидации в национально-этническом и планетарном

масштабах. Например, Би-Би-Си транслирует выпуски хроники текущих событий «Глядя

из Лондона», программу «Радиус», предназначенную для жителей бывших советских

республик, журнал «Парадигма», посвященный вопросам науки, истории мысли и

культуры, журнал о жизни в Великобритании и т.д. При этом многие передачи выходят на

волнах «Радио России» и региональных компаний в Волгограде, Калининграде,

Новгороде, Ростове и других городах. Из Москвы, со своей стороны, для заграничной

аудитории работает канал иновещания «Голос России». По инициативе ИТАР-ТАСС в конце 1990-х годов была создана Всемирная

ассоциация русской прессы. В ее конгрессах, проводимых в России и зарубежных

столицах, принимают участие представители десятков стран. Ассоциация ставит перед

собой задачи сформировать единое информационное пространство для русскоязычных

СМИ, распространять объективные сведения о сложных и неоднозначных процессах,

происходящих в России, получать столь же достоверную информацию о положении

русской диаспоры за рубежом и, что особенно примечательно в культурологическом

отношении, сохранять и развивать русский язык как универсальное средство

интернационального общения64. Как видим, эти задачи связаны между собой идеей

сплочения рассеянных по свету соплеменников. Функция интеграции нацелена на достижение в обществе духовного единства и

согласия, в особенности по чувствительным вопросам собственности на средства

производства, личной безопасности граждан, межконфессиональных взаимоотношений и

т.п. В России наших дней, на фоне раздирающих страну конфликтов (к возникновению

которых причастны экстремистские или недальновидные СМИ) эксперты предлагают

рассматривать журналистику как своего рода согласительную комиссию,

подготавливающую общественное мнение к оптимальным и бескровным решениям. На

терминологически более строгом языке это называется соблюдением баланса интересов. Иначе представлены функции прессы на уровне отдельных социальных

институтов и групп, складывающихся внутри общественной системы, являющихся ее

элементами. У понятия социальных институтов есть несколько значений. В данном случае

мы подразумеваем организации, учреждения, созданные для выполнения определенных

общественных задач и обязанностей. К ним относятся государство (как аппарат

управления), армия, политические партии, общественные объединения и т.п. Под

социальными группами мы здесь понимаем организованные общности людей,

возникающие на основе положения в обществе, разделения труда, определенного образа

жизни, культурной близости и пр. Это могут быть и сословия, и классы, и общественные

движения, и национально-этнические или религиозные общности. Институты и группы

обладают собственными потребностями и интересами, которые не совпадают с

потребностями всей «большой» социальной системы. В этом отношении даже государство

не тождественно обществу, хотя и призвано служить ему. Поэтому, обращаясь к прессе, субъекты этого типа «извлекают» из нее функции особого свойства.

На уровне социальных институтов и групп первостепенными становятся

потребности в усилении их влияния, привлечении единомышленников и союзников, а в

политико-государственной сфере—в завоевании и удержании власти. Именно здесь

актуальным является рассмотрение пропагандистской, агитационной и организаторской

функций журналистики. Особенно ясно это видно на материале из политической жизни.

Сегодня государство, общественные движения, союзы и партии как никогда ранее

активно используют прессу для распространения взглядов, духовного сплочения граждан

вокруг своих инициатив (пропаганда и агитация) и практического осуществления

программ (организация). Коренная причина этой активности заключается в

усиливающейся дифференциации общества по социальным, имущественным, идейным и

политическим признакам. Классические для отечественной теории функции не отмирают,

но получают иную окраску вместе с тем, как на смену политико-идеологическому монизму

приходит разнообразие взглядов, течений и моделей поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лучше приобрести в новогодние каникулы, т. к. позже в магазинах костюмов не найти | Ы бҰрҒылау жӘне бҰрҒылау сорабын таҢдаҒан кездегі Қажетті жуу сҰйыҒы шыҒынын аныҚтау




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.