Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл и толкование А.




тесно связаны с богословием таинств, и в первую очередь Евхаристии. Основные вопросы богословия А.: 1. К Кому обращена А.? В общецерковной традиции А. обращена к Первому Лицу Пресв. Троицы (классическое объяснение этого см.: Николай Кавасила. Изъяснение. С. 31-32), в нехалкидонских Церквах встречаются А., обращенные ко Второму Лицу Пресв. Троицы; в эфиоп. богослужении существуют даже А., обращенные к Божией Матери (см. Жертва). 2. Все ли части А. в равной мере необходимы? Н. Д. Успенский и Ч. Джираудо на основании свидетельств святых отцов показывают ошибочность католич. учения о «тайносовершительной формуле» и необходимость всего текста А. 3. В чем смысл взаимоотношения частей и в какой момент А. хлеб и вино уже являются Телом и Кровью Христовыми (см. Преложение, Транссубстанциация; обзор святоотеческих мнений по этому вопросу см. в кн.: Π α ν τ ε λ ε ή μ ο ν ο ς (Ρ ο δ ό π ο υ λ ο ς). 1967)? 4. Как объяснить нек-рые термины, встречающиеся в А., напр. «ἀ ν τ ί τ υ π α» (см. Вместообразная)? См. также Евхаристия. Для богословия таинства Крещения важен тот факт, что сходную с А. структуру часто имеют молитвы великого водоосвящения (Карабинов. С. 73-82; The Sacrifice of Praise и др.). С т. зр. практического совершения литургии важнейшими являются вопросы о гласном или тайном чтении А. (см. Тайные молитвы) и о поздних интерполяциях в текстах А. (см. Литургия, Уставы литургии). Необходимо отметить, что традиц. А. являются одними из важнейших документов, фиксирующих Свящ. Предание Церкви.

Ист. и лит. [общие работы]: Дмитревский И. Изъяснение литургии. С. 277-322; СДЛ [собрание рус. пер. нескольких литургий Востока и Запада]; Brightman F. E. Liturgies Eastern and Western: Eastern Liturgies. Oxf., 1896; 1965r; Карабинов И. Евхаристическая молитва (анафора). СПб., 1908; Baumstark A. Vom geschichtlichen Werden der Liturgie. Freiburg, 1923; idem. Comparative Liturgy. Oxf., 1958; Cabrol F. Anaphore // DACL. T. 1, fasc. 2. Col. 1898-1919; Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926; Frere W. H. The Anaphora or Great Eucharistic Prayer: An Eirenical Study in Liturgical History. L., 1938; Dix G. The Shape of the Liturgy. L., 1945; Киприан (Керн), архим. Евхаристия. П., 1947; М., 19992. С. 6-112, 184-273; Audet J. P. Esquisse historique du genre litté rraire de la ‘bé né diction' juive et de l' ‘eucharistie' chré tienne // RB. 1958. Vol. 65. P. 371-399; idem. Genre litté raire et formes cultuelles de l'eucharistie: ‘Nova et vetera' // Ephemerides Liturgicae. 1966. Vol. 80. P. 353-385; Sauget J. M. Bibliographie des Liturgies Orientales, 1900-1960. R., 1962; Τ ρ ε μ π έ λ α ς Π. ̓ Α ρ χ α ὶ κ α ὶ χ α ρ α κ τ ὴ ρ τ ῆ ς χ ρ ι σ τ ι α ν ι κ ῆ ς λ α τ ρ ε ί α ς. ̓ Α θ ῆ ν α ι, 1962, 19982 (Σ υ μ β ο λ α ὶ ε ἰ ς τ ὴ ν ἱ σ τ ο ρ ί α ν τ ῆ ς χ ρ ι σ τ ι α ν ι κ ῆ ς λ α τ ρ ε ί α ς; Τ. 1); idem. Λ ε ι τ ο υ ρ γ ι κ ο ὶ τ ύ π ο ι Α ἰ γ ύ π τ ο υ κ α ὶ ̓ Α ν α τ ο λ ῆ ς. ̓ Α θ ῆ ν α ι, 19982 (Σ υ μ β ο λ α ὶ...; Τ. 2); idem. Λ ε ι τ ο υ ρ γ ι κ ο ὶ τ ύ π ο ι τ ῆ ς Δ ύ σ ε ω ς κ α ὶ Δ ι α μ α ρ τ υ ρ ο μ έ ν ω ν Agenda. ̓ Α θ ῆ ν α ι, 19982 (Σ υ μ β ο λ α ὶ...; Τ. 3); Jeremias J. Die Abendmahlsworte Jesu. B., 1963; Ligier L. Magnae orationis eucharisticae, seu Anaphorae origo et significatio: (Ad usum privatum auditorium). R., 1964; idem. Il sacramento dell'eucaristia (Ad uso degli studenti). R., 1977; Π α ν τ ε λ ε ή μ ο ν ο ς (Ρ ο δ ό π ο υ λ ο ς), μ η τ ρ. ῾ Ο κ α θ α γ ι α σ μ ὸ ς τ ῶ ν δ ώ ρ ω ν τ ῆ ς Θ ε ί α ς Ε ὐ χ α ρ ι σ τ ί α ς. Θ ε σ σ α λ ο ν ί κ η, 1967, 20002. (Λ ε ι τ ο υ ρ γ ι κ ὰ Β λ α τ ά δ ω ν; 3); Θ ο υ ν τ ο ύ λ η ς Ι. ῾ Η ε ὐ χ ὴ τ ῆ ς ἀ ν α φ ο ρ ὰ ς τ ο ῦ ἁ γ ί ο υ ̓ Ε π ι φ α ν ί ο υ Κ ύ π ρ ο υ. Θ ε σ σ α λ ο ν ί κ η, 1967; Hä nggi, Pahl. Prex Eucharistica [тексты большого числа А.]; Bouyer L. Eucharistie: Thé ologie et spiritualité de la priè re eucharistique. Tournai, 19682; Успенский Н. Д. Анафора: Опыт ист.-литургического анализа // БТ. 1975. Сб. 13. С. 40-147; Ratcliff E. T. Liturgical Studies. L., 1976; Talley T. The Eucharistic Prayer of the Ancient Church according to Recent Research: Results and Reflections // Studia Liturgica. Rotterdam, 1976. Vol. 11. P. 138-158; idem. From Berakah to Eucharistia: A Reopening Question // Worship. Collegeville (Minnesota), 1976. Vol. 50. P. 115-137; idem. The Literary Structure of the Eucharistic Prayer // Ibid. 1984. Vol. 58. P. 404-420; Betz J. Eucharistie in der Schrift und Patristik // Handbuch der Dogmengeschichte. Basel; W., 1979. Bd. 4, fasc. 4a; Bouley A. From Freedom to Formula: The Evolution of the Eucharistic Prayer from Oral Improvisation to Written Texts. Wash., 1981; Cuming G. J. He Gave Thanks: An Introd. to the Eucharistic Prayer. Nottingham, 1981. (Grove Liturgical Stud.; 28); Giraudo C. La struttura letteraria della preghiera eucaristica: Saggia sulla genesi letteraria di una forma. R., 1981. (Analecta Biblica; 92); The Sacrifice of Praise: Stud. on the Themes of Thanksgiving and Redemption in the Central Prayers of the Eucharistic and Baptismal Liturgies / Ed. B. Spinks. R., 1981; Liturgy Reshaped / Ed. K. W. Stevenson. L., 1982; L'É glise en Priè re / É d. Martimort A.-G. P., 1983-1984. Vol. 2: L'Eucharistie; Taft R. The Structural Analysis of Liturgical Units: An Essay of Methodology // idem. Beyond East and West: Problems in Liturgical Understanding. Wash., 1984. P. 151-164; Fenwick J. Fourth Century Anaphoral Construction Techniques. Nottingham, 1986. (Grove Liturgical Stud.; 45); Stevenson K. W. Eucharist and Offering. N. Y., 1986; Zahavy Tz. Studies in Jewish Prayer. Lanham (MD), 1990; Prayers of the Eucharist: Early and Reformed / Ed. R. C. D. Jasper and G. J. Cuming. N. Y., 19873; Meyer H. B. Eucharistie: Geschichte, Theologie, Pastoral. Regensburg, 1989 // Gottesdienst der Kirche: Handb. der Liturgiewissenschaft. Regensburg, 1983-. Tl. 4; Bradshaw P. The Search for the Origins of Christian Worship. N. Y., 1992; Mazza E. L'anafora eucaristica: Studi sulle origini. R., 1992. (Biblioth. «Ephemerides liturgicae». Subsidia; 62); Spynks B. Worship: Prayers of the East. Wash., 1993; Roca-Puig R. Anà fora de Barcelona ì altres pregà ries (Missa del segle IV). Barcelona, 1994; Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Рим, 1996; Essays on Early Eastern Eucharistic Prayers / Ed. P. Bradshaw. Collegeville (Minnesota), 1997.

 

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.