Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная позиция журналиста. Проблема партийности.






16. Общие положения закона РФ " О СМИ": свобода МИ, цензура, злоупотребление свободой МИ, понятие СМИ.

Закон «О СМИ» был принят 27 декабря 1991 г. В течение 10 лет в него вносились поправки, последняя их которых датируется 2011 г. Он состоит из 7 глав и 62 статей.

Согласно закону, в РФ:

Поиск, получение и распространение массовой информации,

Учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими,

Изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических средств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ

Не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

Под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, предназначенная для неограниченного круга лиц, имеющая постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Под редакцией СМИ понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск СМИ.

Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающего окончательные решения в отношении производства и выпуска СМИ.

Под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию.

Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции СМИ, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемого деяния, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Также запрещается распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления, использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, пропаганда преимуществ их использования, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. При освещении контртеррористической операции запрещается распространения в СМИ сведений о спец.средствах, технических приёмах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей.

Учредителем СМИ не может выступать:

Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным

Объединение граждан, предприятие, деятельность которых запрещена по закону

Гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно на территории РФ.

Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

На всей территории РФ, за её пределами, на территории нескольких субъектов РФ, - подаётся учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

На территории субъекта РФ, территории муниципального образования, - подаётся учредителем в её региональное представительство.

Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции СМИ в течение года со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Смена учредителя, названия, языка, формы периодического распространения, территории распространения допускается лишь при условии перерегистрации СМИ, если его деятельность не прекращена судом. При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объёма СМИ учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

Не требуется регистрация:

СМИ, учреждаемых органами гос.власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов

Периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров

Радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного гос.учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов

Аудио- и видеопрограмм тиражом не более 10 экземпляров.

Деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа Учредитель имеет право прекратить деятельность СМИ исключительно в случая и порядке, предусмотренных уставом редакции, суд – в случае неоднократных в течение года нарушений редакцией требований ст.4, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения. Прекращение деятельности СМИ влечёт недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе должны быть определены:

Взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора

Полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников

Порядок назначения главного редактора

Основания и порядок прекращения и приостановления деятельности СМИ

Порядок утверждения и изменения устава редакции.

Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трёх месяцев со дня первого выхода в свет данного СМИ.

Каждый выпуск периодического печатного издания должен включать:

Название издания

Учредитель

Фамилия, инициалы главного редактора

Порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, время подписания в печать

Индекс

Тираж

Цена

Адреса редакции, издателя, типографии.

Гражданин (или его законный представитель) или организация вправе требовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном СМИ. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространённые им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ. Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст (можно даже зачитать его и передать в записи). Объём опровержения не может более чем вдвое превышать объём опровергаемого фрагмента. Но нельзя требовать, чтобы объём опровержения был короче одной страницы машинописного текста. Опровержение должно последовать в течение 10 дней со дня получения требования (не реже одного раза в неделю) или в ближайшем планируемом выпуске. В течение месяца со дня получения требования об опровержении редакция должна уведомить гражданина о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований.

В опровержении должно быть отказано, если требование:

Является злоупотреблением свободы массовой информации (ст.4)

Противоречит вступившему в законную силу решению суда

Является анонимным

В опровержении может быть отказано, если:

Опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном СМИ

Требование об опровержении поступили в редакцию по истечении одного года.

Отказ в опровержении может быть обжалован в суд в течение года со дня распространения опровергаемых сведений.

Также гражданин или организация имеет право на ответ (комментарий) в том же СМИ. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске СМИ. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Журналист имеет право:

Искать, запрашивать и распространять информацию

Посещать гос.органы или организации либо их пресс-службы

Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации

Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие тайну

Копировать, публиковать, оглашать документы и материалы

Производить записи, за исключением случаев, предусмотренных законом

Посещать специально охраняемые места, в которых объявлено чрезвычайное положение

Проверять достоверность сообщаемой ему информации

Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью

Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям

Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист обязан:

Соблюдать устав редакции

Проверять достоверность сообщаемой ему информации

Сохранять конфиденциальность информации и её источника

При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении съёмки

Ставить в известность главного редактора о возможных исках в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала

Отказаться от данного ему главным редактором задания, если оно связано с нарушением закона

Предъявить при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста

Соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации при осуществлении профессиональной деятельности.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

17. Общие положения закона РФ " О СМИ": права и обязанности журналиста, запрос информации.

Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческуюили иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первойстатьи 42 настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Обязанности журналиста

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

 

18. Положения закона РФ " О СМИ", связанные с опровержениями и ответами на публикации в СМИ. Социальная позиция журналиста. Проблема партийности.

Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком " Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

 

 

Основания отказа в опровержении

В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Право на ответ Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 - 45 настоящего Закона. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

 

19. Журналистика, реклама и связи с общественностью: общие признаки.

20. Журналистика, реклама и связи с общественностью: основные различия.

  Журналистика Связи с общественностью (ПР) Реклама
1. Цель Отражение событийной картины мира, объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения «Создание положительного имиджа и управление им («продажа» имиджа, формирование паблисити), разрешение кризисных ситуаций» Создание побудительных мотивов для увеличения спроса на изделие, сбыт товара, стимулирование сбыта
2. Объект Социальная информация, разнообразные факты текущей действительности Репутация (негативная информация отсутствует) Товар (недостатки не указываются)
3. Функции Коммуникативная; информирования; ценностно-ориентирующая; социально-организаторская; психологического регулирования Коммуникативная; информационная; консультационная; прогнозирующая Коммуникативная: ориентирующая; стимулирующая; экономическая; культурно-образовательная; рекреативная
4. Основные методы Убеждение (внушение) Убеждение, внушение Внушение (убеждение)
5. Типовые средства (каналы) Газета, телевидение, радио, журнал СМИ, специфические акции конференции, брифинги, фестивали и т.п.) СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и др. реклама
6. Заказчик Общество, общественность (издатель, учредитель). Оплата через налоги, подписку, приобретение отдельных экземпляров Руководители предприятий, регионов, лидеры организаций. Бесплатное распространение информации (оплачивается работа пиармена) Отделы предприятий, организаций, отвечающие за реализацию товара. Платная форма представления для заказчика (социальная реклама распространяется бесплатно)
7. Ключевые профессии Корреспондент, редактор (характер мышления субъекта деятельности по преимуществу индивидуализированный) Специалист по связям со СМИ; специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер (характер мышления по преимуществу нормативный) Менеджер, креатор, копирайтер, художник, фотограф (характер мышления по преимуществу прагматичекий)
8. Характер труда Индивидуально-коллективный; производственно-творческий Производственно-творческий; индивидуально-коллективный Производственно-творческий; индивидуально-коллективный
9. Произведения, (жанры) Информационные, аналитические, художественно-публицистические материалы в прессе, на ТВ, РВ Пpecc-релиз, информационное письмо, доклад, сцепанарий пресс-конференции, разработка ПР-кампании и др. Модульная газетно-журнальная реклама, теле- и аудиоролики, разработка рекламной кампании и др.
10. Аудитория Систематическое информирование массовой аудитории с ориентацией на «читательское ядро» Систематическое информирование определенной части аудитории (явно выраженная целевая группа воздействия) через посредников (редакции, агентства новостей) или в процессе специальных ПР-акций Дискретная доставка ком-мерческой информации массовой аудитории через посредников (СМИ) или через специальные рекламные каналы с ориентацией на целевую группу воздействия





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.