Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэкономическая ситуация и перспективы роста доходов






Проект закона о федеральном бюджете на 2016 год основан на достаточно консервативном прогнозе развития экономики, предполагающем, что при цене на нефть в 50 долл. за баррель российский ВВП вырастет на 0, 7%. Следует отметить, что распространены и более пессимистические оценки перспективной экономической динамики. В краткосрочном прогнозе МВФ, опубликованном в октябре 2015 года, спад ВВП в 2015 году оценивается в 3, 8%, что практически совпадает с оценкой Минэкономразвития России. На 2016 год для России прогнозируется дальнейшее уменьшение ВВП на 0, 6%, при ускорении роста мировой экономики с 3, 1% до 3, 6%. При этом, оценка МВФ динамики мировых цен на нефть даже несколько оптимистичнее, чем у Минэкономразвития России.

В наборе документов, направленных в Государственную Думу, присутствуют «Основные направления бюджетной политики на 2016-2018 годы», подготовленные в июле текущего года под уже устаревший макроэкономический прогноз с ценой нефти 60 долл. за баррель (на 2016 год). Это, однако, позволяет легко сравнивать прежние и новые проектировки. По сравнению с июльским вариантом, ожидаемые в 2016 году доходы федерального бюджета снижены на 220 млрд. руб., а планируемые расходы увеличены на 234 млрд. руб. В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. Проект бюджета на 2016 год показывает, что решение этой проблемы отложено на последующие годы. Этот тезис иллюстрируется данными (Рис. 1: при резком сокращении доходов федерального бюджета относительно ВВП (на 3 процентных пункта по сравнению с 2014 годом), снизить уровень расходов федерального бюджета относительно ВВП практически не удается).

Рис. 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета, % ВВП

Источник: Минфин России, расчёты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738, 5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году (ожидаемое исполнение). Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42% наряду с ранее запланированным (заложенным в Налоговый Кодекс) повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36%. Дополнительные бюджетные доходы от такого «налогового маневра» в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90% доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

Повышение налоговой нагрузки в газовом секторе выглядит оправданным, поскольку в настоящее время ее уровень значительно ниже, чем в нефтяном секторе. Налоговая нагрузка в нефтяном секторе достаточно высока. Трудно экспертно оценить, как повлияет ее повышение на объем добычи нефти и инвестиционные проекты в 2016 году, можно оценить только падение прибыли у нефтяных компаний. В то же время, понятно, что самые дорогие проекты в нефтедобыче при повышении налогообложения становятся нерентабельными. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что российская нефтедобыча в целом будет перемещаться на восток и север, что неизбежно приведет к росту себестоимости нефти. Поэтому, проблематичным является дальнейшее использование инструмента повышения налоговой нагрузки в нефтяном секторе в 2017, 2018 и последующих годах.

Увеличение опоры бюджета на нефтегазовые поступления (даже несмотря на снижение их доли до 43% против 45% в бюджете на 2015 год) с точки зрения бюджетной устойчивости вызывает опасения ввиду отсутствия перспектив их замещения другими доходами (ожидаемый рост ненефтегазовых поступлений не превышает 4%). Между тем, негативную динамику российского экспорта формируют не только низкие цены на нефть, металлы и промышленные товары на мировых рынках, но и усиление конкуренции за поставки углеводородов в Европу и перспективы сокращения зависимости европейских потребителей от российских энергоносителей. Указанные процессы увеличивают неопределенность не только относительно цен, но и относительно будущих объемов экспорта углеводородов. Увеличение в таких условиях опоры федерального бюджета на нефтегазовые поступления в долгосрочном плане большого смысла не имеет.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.