Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика здравоохранения - комплекс экономических знаний о формах, методах, результатах хозяйственной деятельности в области здравоохранения.






Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания меди­цинской помощи, то есть профессиональной медицинской деятельности.

Экономические отношения, возникающие в процессе профессиональной медицинской деятельности, делятся на две крупные группы.

Первая носит название организационно-экономических отношений. Их характер определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает те общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, все поликлиники, все диагностические центры и т.д.). Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ, включающая принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов и т.д.

Другая группа отношений носит название социально-экономических отношений. Их анализ дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности медицинских учреждений, которые функционируют в различных условиях (государственные, муниципальные и частные). Например, размер и порядок начисления заработной платы существенно отличается в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.

 

 

6. Общая цель экономики здравоохранения. Задачи изучения дисциплины – Экономика здравоохранения. Методы экономики здравоохранения.

а). Общая цель экономики и организации системы здравоохранения – изучение экономических и организационных отношений, которые объективно возникают между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

1- изучить основы менеджмента и маркетинга в здравоохранении

2- изучить понятие эффективности в здравоохранения

3-изучить порядок расходования средств по основным статьям сметы ЛПУ и

научиться ее составлять

4- изучить формы и методы организации медицинского обслуживания

населения;

5- изучить организацию и особенности внедрения бюджетно-страховой

медицины;

6 -изучить социальную и экономическую роль здравоохранения; вопросы

планирования, финансирования и экономики здравоохранения.

Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов познания: анализ и синтез, математические и статистические приемы, балансовый метод, прогнозирование, хозяйственные эксперименты и др. Одними из важнейших методов являются анализ и синтез. В процессе анализа мышление идет от общего к частному, т.е., происходит расчленение исследуемого явления на его составляющие части и стороны. Синтез подразумевает интеграцию частных понятий, свойств в общее для выявления наиболее существенных закономерностей.

Математические и статистические приемы и средства исследования помогают вскрыть количественную связь экономических перемен. Вскрывая количественные изменения процессов, экономика здравоохранения исследует и переход количества в новое качество. При этом следует подчеркнуть, что каждое явление, каждый процесс должны изучаться всесторонне, в неразрывной связи их качественных и количественных составляющих.

Балансовый метод представляет собой совокупность приемов экономических расчетов. Они используются для обеспечения строго количественного соотношения между какими-либо составляющими. Например: между доходной и расходной частями бюджета, между потребностями населения в медицинских услугах и возможностью их удовлетворения и т.д. Схема экономических балансов строится по принципу равенства величин: а) ресурсов; б) возможностей их использования с учетом создания резервов. Последнее очень важно, т.к. без наличия резервов в условиях резкого дефицита ресурсов тот или иной функциональный блок может дать сбой, что чревато серьезными медико-социальными последствиями.

Прогнозирование, как один из методов представляет научное предвидение наиболее вероятных изменений состояния отрасли здравоохранения, потребности общества в медицинских услугах, производственных возможностей медицины, направлений технического процесса отрасли и т.д. Прогнозирование является предварительной стадией работы. Это позволяет предвидеть проблемы, которые потребуется решить для достижения каких-то целей.

Одним из распространенных методов в настоящее время являются хозяйственные эксперименты. Поиск тех или иных методов повышения эффективности системы здравоохранения на примере нескольких регионов или отдельных медицинских учреждений имеет большое практическое значение.

 

7. Механизм рыночного регулирования - не идеальный способ изменения общественного производства. Он не избавлен от противоречий и ограничений.

Рыночная конкуренция по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль.

Механизму невидимой руки рынка присуща также стратегическая слабость, поскольку он ориентирован только на текущий спрос и не улавливает проблем долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды экономического роста чередуются с кризисами. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены.

Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляция по самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.

Ограниченность механизма невидимой руки рынка проявляется также в недораспределении и издержках перелива ресурсов.

Чистая рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменениям рыночного спроса и предложения, она лишь задним числом сигнализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые.

Механизм рыночного регулирования также не может уловить потребности общества в целом. Эти общественные потребности удовлетворяются так называемыми общественными благами (содержание армии, борьба с эпидемиями, охрана общественного порядка и т. п.).

Стремление к максимизации дохода, прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к издержкам перелива ресурсов - загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы третьих лиц - тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

Жажда наживы становится побудительным мотивом недобросовестной конкуренции и теневой экономической деятельности, в том числе наркобизнеса, торговли оружием и людьми.

Социальная ограниченность заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Механизм рыночного регулирования не ориентирован на создание рабочих мест всем, кто хочет и может работать, т.е. не может создать условия для реализации важнейшей потребности человека – потребности в труде. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует гарантировать всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада. Рыночный механизм невидимой руки в принципе не справляется с решением этой задачи.

Ограниченность рыночного регулирования может быть частично компенсирована государственным вмешательством в экономику.

8. Сущность конкуренции. Причины образования монополий. Виды монополий.

Конкуренция (от латинского слова «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыноч­ного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реа­лизации (купли и продажи) товаров. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выжива­ние - есть экономический закон рыночного хозяйства.

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потре­бителя, без чего нельзя получить прибыль

- стимулирование роста эффективности производства, обеспе­чивающее «выживание» производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают,
другие остаются при своем, третьи - разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между от­раслями народного хозяйства в соответствии со спросом и
нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

- Монополия(от греч. «моно» – один и «полео» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

- естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

- искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения.

 

9. Сущность конкуренции. Причины образования монополий. Виды монополий.

Конкуренция (от латинского слова «конкурро» – сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыноч­ного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реа­лизации (купли и продажи) товаров. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выжива­ние - есть экономический закон рыночного хозяйства.

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потре­бителя, без чего нельзя получить прибыль

- стимулирование роста эффективности производства, обеспе­чивающее «выживание» производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают,
другие остаются при своем, третьи - разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между от­раслями народного хозяйства в соответствии со спросом и
нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.); стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

- Монополия(от греч. «моно» – один и «полео» – продаю) – исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

- естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

- искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения.

 

10. Признаки рынка совершенной конкуренции и несовершенной (монополистическая конкуренция, олигополия, монополия)

Условия, в которых осуществляется рыночная конкуренция, называют структурой рынка. Категория «структура рынка» охватывает такие условия, как число и размеры фирм, характер продукции, контроль над ценой, условия вступления в отрасль и выхода и нее и др.

С точки зрения характера конкурентной борьбы, различают рыночные структуры совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная (чистая) конкуренция – это такое состояние рыночной системы, при котором выполняются следующие условия:

1) на рынке действуют независимо очень большое количество продавцов (мелких фирм), каждый из которых производит малую часть общего объема продукции;

2) фирмы-продавцы предлагают однородную продукцию;

3) ни одна фирма не осуществляет контроля над ценой, цена выступает как заданная рынком величина;

4) фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в нее;

5) покупатели и продавцы хорошо информированы о ценах.

Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается хотя бы один из вышеуказанных признаков совершенной конкуренции:

1) количество фирм на рынке может сокращаться вплоть до одной, и сами фирмы представляют уже не мелкие, а крупные предприятия;

2) характер товарной продукции может быть разнородным или даже уникальным;

3) предприятия уже не имеют равного доступа к информации;

4) при входе на рынок и выходе из него фирмам приходится преодолевать препятствия (барьеры);

5) на рынке имеет место ограниченный доступ к информации.

К несовершенной конкуренции относятся следующие модели рынков: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (таблица).

Основные характеристики конкурентных ситуаций

Признаки Конкурентная структура рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистичес­кая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Характер продукта Однородный (стандартизи­рованный, не­дифференциро­ванный) про­дукт Разнородный (дифференциро­ванный) про­дукт Стандартизиро­ванный или дифференциро­ванный продукт Уникальный (не имеющий близ­ких заменителей) продукт
Количество и размеры фирм Очень большое число мелких фирм Много мелких фирм Число фирм невелико, есть крупные фирмы Одна крупная фирма
Контроль над ценами Отсутствует (цена воспринимается как заданная) Незначительный (в узких рамках) Значительный (при сговоре), ограниченный (при взаимной зависимости) Значительный (вплоть до полного)
Условия вступления в отрасль Свободное (барьеры отсутствуют) Сравнительно легкое Наличие существенных препятствий Блокировано (практически непреодолимые барьеры)
Неценовая конкуренция Отсутствует Значительный упор на рекламу, торговые марки Очень типична, особенно при дифференциа­ции продукта Главным образом реклама связи фирмы с общест­венными органи­зациями
Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Незначительные ограничения Существенные ограничения От некоторых ограничений до информационной блокады
Примеры Рынок сельхоз­продукции, бензина, ва­люты, ценных бумаг Рынок одежды, обуви, зубной пасты, безалко­гольных газиро­ванных напитков Рынок стали, спирта (недиф­ференцирован­ная олигопо­лия), автомоби­лей, бытовой техники (диф­ференцирован­ная олигопо­лия) Местные пред­приятия комму­нального хозяй­ства

 

Классификация рыночных структур

Признаки Конкурентная структура рынка
Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистичес­кая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм большое множество       одна
Размеры фирмы мелкие       крупные
Степень концентрации производства и капитала низкая       высокая

 

Кроме основных типов рыночных структур, существует еще множество других. Наличие на рынке одного покупателя называ­ется монопсонией. Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, складывается двусторонняя монополия. Если в отрасли функционируют лишь две фирмы, то этот частный случай олигопо­лии называется дуополией.

Если перейти к изучению различных вариантов сочетаний форм рыночного предложения и спроса, то количество возможных рыноч­ных структур сильно возрастет (см. табл.). При анализе, однако, обычно исходят из предположения, что спрос является конкурент­ным, ограничиваясь изучением различных форм предложения.

Классификация форм рынка

Формы спроса Формы предложения
Конкуренция (полиполия) Олигополия Монополия
Конкуренция (полипсония) Совершенная конкуренция Олигополия Монополия
Олигопсония Олигопсония Олигополия, ограниченная олигопсонией Монополия, ограниченная олигопсонией
Монопсония Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

 

Эффективная конкуренция и эффективная монополия. Чистоконкурентная экономика ведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества, т.е. экономика конкурентных цен стремиться распределить ограниченные количества ресурсов, имеющиеся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий:

1) для достижения эффективности ресурсы должны быть распределены между фирмами так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимый обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества.

2) производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот оптимальный состав продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

В конкурентной рыночной системе действует «невидимая рука». Предприятия используют ресурсы до тех пор, пока дополнительные, или предельные, издержки производства не оказываются равными цене продукта. Это не только максимизирует прибыли отдельных производителей, но и одновременно создает структуру распределения ресурсов, которая максимизирует удовлетворение потребителей. Конкурентная система цен организует частные интересы продавцов по направлениям, которые полностью соответствуют интересам общества в целом.

Чистоконкурентная экономика не способствует быстрому темпу технического прогресса:

1) стимул к техническому прогрессу может быть слабым, потому что прибыль, выпадающая на долю осуществляющей нововведения фирмы как результат сокращающего затраты технического усовершенствования, будет быстро ликвидирована в ходе соревнования с конкурирующими фирмами, которые с готовностью перенимают новую технику;

2) небольшой размер конкурентной фирмы не позволяет финансировать значительные программы научных исследований.

Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры, порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества товаров. Такая дифференциация продукции расширяет диапазон свободного выбора потребителей и одновременно позволяет наиболее полно удовлетворять предпочтения покупателя.

Конкуренция склонна лишать фирмы экономической прибыли, основного стимула и источника, чтобы разрабатывать новую, улучшенную производственную технику или новую продукцию. Прибыли от НТП недолговечны и нивелируются конкурентами. Благодаря барьерам для вступления в отрасль монополист может постоянно получать значительные экономические прибыли. Следовательно, чистый монополист имеет больше финансовых ресурсов для НТП, чем конкурентные фирмы.

11. Теория спроса: закон спроса, кривая спроса, неценовые факторы спроса.

спросом в экономической литературе называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.

Нетрудно увидеть,

что величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньше его количества люди готовы купить, и наоборот: чем ниже цена, тем больше величина спроса.

 

 

Данное соотношение называется законом спроса.

 
 

 


Кривая спроса – это кривая, точки которой показывают, по каким ценам (Р) в течение определенного промежутка времени покупатели могли бы приобрести различные количества товара (Q).

Помимо цены на рыночный спрос воздействуют и другие (неценовые) факторы спроса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.