Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и население Древнего Китая. Источники. Периодизация истории.






Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в 5-3 тысячелетии до нашей эры в среднем течении реки Хуанхэ.

Климат этого региона последовательно изменялся от высоких температур к низким при понижении общего уровня влажности. В 4-2 тысячелетии до н.э. в районе среднего течения Хуанхэ водились носороги и слоны, тапиры. В поймах рек рос бамбук. В то время дожди шли с небольшими перерывами круглогодично.

Мягкие почвы создавали благоприятные условия для земледелия. Поселения размещались в непосредственной близости от русла рек на невысоких лессовых террасах. Пойменное земледелие привязывало людей к реке, что было опасно. Разливы рек были непредсказуемыми.

С середины 1 тысячелетия до н.э. стали широко распространяться железные орудия труда. Это позволило китайцам выйти за пределы речных пойм. Они научились возделывать твердые почвы, что создало условия для более равномерного размещения населения и освоения территории современного северного Китая.

На данный момент нет прямых данных о том, на каких языках говорили люди, населявшие бассейн Хуанхэ в неолит. Есть предположения, что это были протосинотибетцы, вытеснившие и частично ассимилировавшие более древнее палеоазиатское население. Вероятно, иньская этническая общность (2 тысячелетие до н.э) возникла в результате смешения одной из групп протосинотибетцев с племенами южного происхождения. На базе взаимодействия иньцев и чжоусцев в 1 тысячелетии до н э складывается древнекитайский этнос.

Периодизация
Для традиционной китайской исторической науки была характерна периодизация древней истории Китая по династиям. Так, за эпохой мифических «пяти императоров» следовало время правления «трех династий» (Ся, Шан-Инь и Чжоу). По традиции эпоха Чжоу делится на две части — Западное Чжоу (XI—VIII вв. до н.э.) и Восточное Чжоу (VIII—III вв. до н. э.), включающее периоды Чуньцю и Чжаньго. На смену династии Цинь (III в. до н. э.) приходит династия Хань время правления которой также делится на Западный и Восточный периоды. Династийная периодизация не может полностью удовлетворить требования современного исследователя. Поэтому мы пользуемся археологической периодизацией, членящей этапы развития общества по уровню производительных сил и основному материалу, из которого изготавливались орудия труда. Следовательно, эпоха, предшествующая «трем династиям», должна быть отнесена к неолиту, тогда как с шан-иньского времени древнекитайское общество вступает в эпоху бронзы. В конце периода Чуньцю (VI—V вв. до н. э.) в Древнем Китае получают распространение железные орудия — начинается эпоха железа.

Для нас, разумеется, наиболее существенна периодизация, основным критерием которой является социально-экономическое развитие общества. Мы выделяем пять основных периодов истории древнекитайского общества: 1. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества и древнейших государств (II тысячелетие до н. э.). 2. Древний Китай в VIII—III вв. до н. э. 3. Первое централизованное государство в Китае — империя Цинь (221—207 гг. до н. э.). 4. Империя Хань (III—I вв. до н. э.). 5. Древний Китай в I—III вв. н. э.

Источники историографии
В распоряжении исследователя древней истории Китая имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники.

Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. э.

С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной

Не менее ценные сведения содержатся в эпиграфических источниках X—VII вв. до н. э. — чжоуских надписях на ритуальных бронзовых сосудах. Изучение этих памятников позволило установить подлинность и достоверность ряда глав «Шаншу», текст которых обнаруживает стилистическое сходство с надписями на сосудах.

Особое место среди источнив по древней истории Китая занимает «Шидзин» - свод песен в большинстве своем фальклорного происхождения. Он содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины 1 тысячелетия до н.э.

Большую ценность представляют труды философов Китая 5-3 вв. до н.э.

В 1 веке до н.э. в Древнем Китае появляется историческое сочинение, оказавшее решающее воздействие на дальнейшее развитие не только в Китае, но и в ряде других стран Дальнего Востока. «Исторические записки» Сыма Цяня – всеобщая история страны с древнейших времен до 1 века до н.э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий – жизнеописания. «Ист. записки» состоят из 5 частей. Первые три носят биографический характер, описания жизни крупнейших представителей наследственной аристократии, исторических личностей, описание их важнейших деяний. Сыма Цянь также включил в свой труд «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки, и «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии.

Историографический метод Сыма Цяня использовал также Бань Гу (1 век до н.э.). Однако сочинение Бань Гу посвящено истории одной династии- Хань, точнее Западной Хань (206-25гг. до н.э.). Бань Гу является основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название «династийных историй». К их числу принадлежит в частности «История поздней династии Хань», написанная в начале 5 века и освящающая события 1-3 веков н.э. Особенностью династийных историй является то, что их писали только после пресечения династии.

В 1921 шведский ученый Андерсен обнаружил в среднем течении Хуанхе следы неолитической культуры, которая была названа им Яншао. Проведенные в 1928 году раскопки, позволили получить представление об уровне производительных сил, социальной организации и материальной культуре Древнего Китая 14-11 века до н.э.

Следи наибольших достижений китайской археологии последних лет следует отметить раскопки раннешанского города в Эрлитроу; находки большого количества чжоуских бронзовых сосудов с надписями на них. Открытие близ Чанша богатых погребений 3 века до н.э., в которых полностью сохранился комплект одежды, утвари, украшений и произведений искусства, а также многочисленные надписи на деревянных табличках и шелке.

Для изучения китайского общества эпохи Шань-Инь исключительное значение имеют эпиграфические источники (гадательные надписи 14-11 веков до н.э.).

К III в. до н. э.—III в. н. э. относятся весьма разнообразные по своему характеру и содержанию надписи (преимущественно на деревянных планках), среди которых представлены различные категории официальных документов (подворные списки, ведомости, купчие и т. д.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.