Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднегреческий роман.






Последним оригинальным созданием греческой литературы был роман. Название роман не греческое, а средневековое и в применении к греческому жанру имеет условное значение. Сами греки этот род литературы называли то драмой, то эпосом, или просто рассказом, повествованием. В общем в греческом романе различаются три разновидности: 1) социально-политический, 2) бытовой, куда входит также плутовской и авантюрный, 3) эротический. Роман новой формы развился в позднюю пору античного мира. Тип бытового романа существовал в греческой литературе, но ни одного образца его не сохранилось, и мы знаем его только по подражаниям в римской литературе — по «Сатирикону» Петрония и по «Золотому ослу» Апулея. В период конца античного мира особенное значение приобрел роман эротический. Содержание его обычно таково: двое молодых людей, увидев друг друга, воспылали взаимной страстью, но какие-нибудь обстоятельства препятствуют их браку, но все кончается благополучно, и любящие соединяются.
Происхождение греческого романа весьма сложно и во многих отношениях спорно. Основными источниками его надо считать: 1) народные сказки о приключениях героев, 2) мотивы в трагедиях и новой аттической комедии, 3) любовные рассказы в «эпиллиях» эллинистических поэтов, 4) этнографические утопии и фантастические рассказы о путешествиях, 5) риторские декламации с их повествовательными мотивами, 6) литературу писем, 7) исторические рассказы, биографии.

В общем греческий роман отличается обычно большой фантастичностью, из чего некоторые ученые делали вывод о его полной оторванности от реальной действительности и его аполитичности.
Знаменит роман Лота «Дафнис и Хлоя», относящийся, вернее всего, к III в. н. э. Впервые этот роман упоминается в речи императора Юлиана «Ненавистник бороды». Но о личности автора нет никаких сведений, и даже имя его вызывает сомнения. В романе эротический сюжет дается в буколической обстановке. Дафнис, получивший имя мифического пастуха, и девочка Хлоя брошены родителями, но подобраны пастухами-рабами и воспитываются среди них, живя по соседству. По мере того как они достигают зрелости, в них пробуждается взаимное чувство, которого сами они не могут вначале осознать и понять. За Хлою сватаются женихи. Разбойники уводят Дафниса, но он благополучно освобождается. Враги, напав захватывают Хлою, но бог Пан наводит на них «панический» ужас, и они ее отпускают. Из рассказа старого пастуха Филета о действии бога Эрота Дафнис понял, наконец, свое чувство и стал свататься за Хлою. Однако, пока он не нашел клада, бедность его была препятствием к браку. Другое препятствие заключалось в том, что не было согласия хозяев. Когда на местный праздник приезжают хозяева Дафниса, они хотят отдать его в виде подарка, как раба, своему параситу. Воспитатель Дафниса доказывает его свободное происхождение, и по предъявленным приметам хозяева узнают в нем собственного сына. Дафнис женится на Хлое, а когда они вместе приезжают в город, она находит там своих родителей. Однако, познав счастье в жизни среди простых пастухов, они и после всех происшедших изменений предпочитают оставаться в прежних условиях. В этом заключается мораль романа.

Роман «Дафнис и Хлоя» отличается большой художественной силой. Прекрасно обрисованы действующие лица — не только главные, но и второстепенные. Автор живо воспроизвел черты современной ему действительности, как, например, большое хозяйство и в то же время неустойчивость положения хозяев, которые из-за этого бросают собственных детей, развращенность этих людей, полное бесправие рабов, жизнь и благополучие которых всецело зависят от прихотей господ. Роман во многих своих частях отличается художественными красотами. Замечательно воспроизведена жизнь детей на лоне природы и психология зарождающейся страсти. Текст романа представляет образец ритмической прозы с соблюдением равенства «колен» периодов, иногда даже с рифмами. Этот роман пользовался большой известностью впоследствии.

14. Римская комедия Плавта

Тит Макций Плавт – виднейший римский комедиограф.

Приехав в молодые годы в Рим, работал в труппе актеров. На заработанные деньги решил заняться торговлей, в результате потерял всё заработанное состояние и вынужден был поступить на службу к мельнику. В это время и началась его литературная деятельность.

Плавту пришлось много путешествовать и встречаться с людьми, принадлежащими к разнообразным прослойкам населения Италии.

Расцвет творчества Плавта совпадает со второй пунической войной, самой опасной и кровопролитной из всех внешних войн Рима.

Творчество Плавта носит плебейский характер, оно тесно связано с традициями народного италийского театра, с его исконными излюбленными жанрами – ателланой, фесценнинами, мимами.

По словам древнеримского писателя и филолога А. Геллия, Плавтом было написано около 130 комедий. Римский учёный Варрон выделил из них 21 комедию, считая их бесспорным наследием Плавта. Все они относятся к позднему периоду его творчества (201 – 184 гг. до н.э.).

Плавт с успехом использовал сюжеты новоаттической бытовой комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, усливая демократическую направленность, элемент грубоватого комизма, буффонады, придавая им специфическую римскую окраску и приближая свои пьесы к примитивным «низовым» формам комической игры.

Действие комедий Плавта происходит в греческих городах или на побережье Малой Азии, персонажи носят греческие имена и одежду. Нравы, которые Плавт подвергал осмеянию в своих комедиях, также были греческие.

Часто Плавт вносит в свои комедии черты римского уклада жизни, римской культуры, римского суда, римского самоуправления. Так, он много говорит о преторах, эдилах (это должностные лица римского самоуправления), о сенате, о куриях (это также элементы государственного устройства Рима). Смешение черт греческой и римской жизни придаёт комедиям Плавта особый, фантастический колорит, персонажи его носят гротескный характер.

Персонажи Плавта – это устойчивые типы, унаследованные от греческой комедии (отец, сын, раб, гетера1, жена, сводник, хвастливый воин, парасит2), однако внутри каждого типа наблюдается немало оттенков: одни гетеры искренне преданы своим поклонникам, другие – нет; одни рабы верны и надежны, другие лукавы и лживы. Большую роль в пьесах Плавта играют рабы, благодаря которым действие часто разворачивается и подводится к развязке. Плавт любит изображать ловких, умных, энергичных рабов, рабов-интриганов. В комедиях почти всегда фигурируют прихлебатель (паразит) и сводник. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они оканчиваются благополучно для главного героя. При этом женские роли на сцене исполнялись мужчинами.

Особо выделяется пьеса «Амфитрион», где действующими лицами как в прологе, так и на протяжении всей комедии, являются боги.

Язык его произведений был народным, шутки зачастую непристойные, а действие полно обескураживающих выходок. Использовал музыкальное сопровождение.

Ещё одна черта комедий Плавта – то, что они зачастую лишены чёткой структуры.

Его комедии в эпоху Ренессанса ставят в Италии. Итальянские, а затем и другие западноевропейские драматурги переводят его и подражают ему. Его сюжеты использовали Шекспир (в " Комедии ошибок" применен сюжет комедии Плавта «Близнецы»).

Образы героев Плавта были близки и Мольеру, он применял сюжеты его комедий в своих произведениях, передавая обстановку своего времени («Амфитрион», «Скупой»).

Итак, вот что можно заключить в отношении комедийного искусства и личности Плавта:

Его комедии богаты изощренными и остроумными диалогами

Тонкого изображения чувств в драматургии Плавта нет, характеры изображены достаточно примитивно, типично. Устами своих героев Плавт высмеивает людские пороки – скупость, жажду накопления (комедия «Клад»), распущенность нравов («Два Менехма»), излишнюю хвастливость («Хвастливый воин»). Зачастую осмеяние происходит в гротескной форме. Пьесы пронизаны сатирой, присутствуют интриги.

Отдельно стоит отметить яркий, выразительный язык произведений.

 

15.«Век Августа» - «золотой век» римской литературы. Общая характеристика творчества Вергилия. «Буколики» и «Георгики». «Энеида» Вергилия: боги и люди, авторское «я» в поэме, особенности стиля. Пространственно-временная характеристика произведения.

Этот период совпадает с правлением принципата Августа. Август пришел к власти после гражданских войн. Октавиан, Август – прозвище, «священный», потому что принес на римскую землю мир. Август понимал, что без культуры нет идеологии. У него был богатый друг – Меценат. Он создает условия для бедных поэтов, а те поддерживают Августа. В этот кружок входили: Вергилий, Гораций, Проперций, Варий Руф. Они как бы поделили жанры литературы. В противовес этому кружку создается кружок Корвина Мессала: Тибул и Овидий.

Вергилий по сути пишет по заказу Августа все три поэмы. «Буколики» - пастушьи стихи, «Георгики» - земледельческие. «Энеида» - героический эпос. Объединяет их всех идея, отличная от греческой, – Вергилий отрекался от прошлого и звал к возрождению в будущем.Творчество Вергилия находилось под влиянием греков. Прежде всего, александрийская «ученая» лирика, творчество Феокрита.
Неотерики – римская поэзия к этому времени насчитывала всего два века в развитии. Решили исправить несовершенную поэзию по принципу александрийской лирики. Это поэты оппозиции, чурались гражданской жизни, звали на лоно природы, в центр творчества ставили творческое «я». Вергилий заимствовал у неотериков форму стиха.

«Буколики» написано в подражание Феокриту. Вергилий называет их эклогами. Вергилий начинает свое произведение фразой: «Все покоряет любовь, и мы покоримся любви» - это отправной пункт для рассуждения. Он показывает, что безрассудная страсть приводит к гибели. Среди эклог особое место занимает четвертая эклога. Там повествуется о рождении необычного младенца. Любви-страсти противопоставляется любовь материнская. Эта эклога написана на свадьбу Антония и Августа и на рождение сына. Действие «Буколиков» происходит в Аркадии. Это глушь, а Вергилий делает из нее утопию.

«Георгики» - о земледелии, без героя, без сюжета, о том, как следует трудиться. Природный мир возникает уже в эклогах (стихотв-е о жизни пастуха). В этой поэме Вергилий следует Лукрецию, доказывает, что человек – одно из созданий вселенной, стремится дать ему опору, покой, счастье. Он видит его в цикле земледельца.

«Энеида» - большая эпическая поэма. Заказана Августом. Вергилий должен был написать панигири о самом Августе. В прологе должен был написать о мифических предках Августа. Вел род от Венеры. Вергилию дали время для работы – 12 лет, но он её так и не завершил. Завещал эту поэму сжечь своему другу. Об Августе ни слова – но тот не стал ее уничтожать. Одобрил политические тенденции, что римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром.

Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части. Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг. Вторая часть – повествование о войнах в Италии. Посередине шестой книги – рассказ о спуске Энея в царство мертвых. Эней спускается узнать, куда он плывет и о будущей судьбе Рима. Он как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера.

16. Творчество Горация. Основные идеи и темы «Сатир» и «Од» Горация. Этика и эстетика поэта. «Послание к Пизонам».

ГОРАЦИЙ, Квинт Гораций Флакк; 65—8 гг. до н. э., римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Венузии в Южной Италии. Благодаря отцу получил хорошее образование в Риме. Примерно в 44 г. до н. э. отец послал Горация в Грецию изучать философию. Возвратившись в Рим, Гораций работал писарем у квестора, одновременно сочиняя стихи. Горация много читали не только в древности, но и в новое время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник «Ямбы», «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.