Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Челябинский государственный педагогический университет, Россия. Сиврикова Надежда Валерьевна

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВКАХ СТУДЕНТОВ

Сиврикова Надежда Валерьевна

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

Участник конференции,

национального первенства по научной аналитике

 

В статье представлены результаты исследования гендерных различий в структуре семейных ценностей и установках студентов. Результаты исследования позволяют автору заключить, что девушки в большей степени, чем юноши склонны следовать стереотипам фемининности и традиционному распределению семейных ролей. Личное счастье девушки связывают с чувством любви и достижением взаимопонимания, а юноши со свободой. Одобрение окружающих для девушек в первую очередь важно в реализации ценностей интимной сферы, а для юношей в карьерном росте и достижении общественного статуса.

Ключевые слова: семейные ценности, брачно-семейные установки, представления о будущей семье, гендерные различия.

In the article the author presents the results of research of gender differences in the structure of family values and attitudes of students. The results of the research allow the author to conclude that the girls to a larger extent than young men tend to follow the stereotypes of femininity and the traditional distribution of family roles. Personal happiness girls associated with feelings of love and achievement of mutual understanding, and the young men with freedom. The approval of others for girls in the first place, it is important to realize the values of the intimate sphere, and for young men in career growth and the achievement of social status.

Keywords: family values, marriage and family attitudes, ideas about the future of the family, the gender differences.

 

В социальной противоречивости современного этапа развития российского общества обсуждение проблемы семьи и семейного воспитания приобретает особо острый характер. Серьезные культурно-цивилизационные изменения, происходящие на рубеже тысячелетий: усиление процессов глобализации, интернационализации, межкультурного диалога, продолжающейся научно-технической революции в сфере информатики и коммуникационных средств общения, приводящие к интенсификации межличностных взаимодействий, являются значимыми сами по себе, но при этом не всегда являются благоприятными условиями развития семьи, как основного института социализации.

К сожалению, можно констатировать, что в Российском обществе разрушаются общечеловеческие, духовно-нравственные основы семьи и брака. Специалисты обращают внимание, что трансформация института семьи затронула все аспекты семейных отношений и семейного поведения, отразившись на репродуктивных, супружеских и родительских установках. Появление новых ценностных ориентаций в обществе привело к поиску людьми нового образа жизни, альтернативных моделей совместной жизни и семьи. Как следствие наблюдается рост гражданских браков и разводов среди молодежи, появление нового для общества феномена «фричайлд» (добровольная бездетность). Необходимость предотвращения этих негативных тенденций требует проведения исследований брачно-семейных установок современных студентов.

Поэтому целью представленного в данной статье исследования стало выявление гендерных различий в структуре семейных ценностей и установках молодежи.

В исследовании приняли участие 150 человек – студенты Челябинского государственного педагогического университета и Южно-Уральского государственного университета. Возраст участников исследования варьируется от 17 до 25 лет. Среди опрошенных оказались 82 девушки и 68 юношей.

Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики: анкета «Брачно-семейные установки», ранжирование семейных ценностей (с использованием процедуры попарного сравнения) и процедура семантического дифференциала Ч. Осгуда для определения семантического пространства понятия «моя будущая семья».

В ходе исследования была разработана анкета, включающая 18 вопросов, направленная на изучение представлений о будущей семье в четырех ведущих аспектах: 1) общие брачные установки (значение семьи, мотивы вступления в брак, формы брака, стиль отношений в семье); 2) представления об интимных отношениях (значение секса, интимные отношения до брака, секс без любви); 3) отношения с прародительской семьей и ее влияние (помощь родителей, образ родительской семьи); 4) детско-родительские установки (количество детей в семье, воспитание детей, приемные дети). Для определения значимости различий в установках респондентов разного пола использовался χ 2-критерий Пирсона.

Результаты анкетирования показали, что для современной молодежи семья является одной из ведущих жизненных ценностей. Студенты считают, что создавать семью необходимо каждому (78% девушек и 44% юношей). Планируя свою будущую семейную жизнь, участники исследования хотели бы жить отдельно от родителей (100% опрошенных). При этом юноши хотели бы строить взаимоотношения с супругой на равных (85%), а девушки либо на равных (54%), либо с ведущей ролью мужчины (46%). Различия в распределении ответов респондентов разного пола на последний вопрос достоверны при р≤ 0, 001.

Наиболее благоприятным возрастом для вступления в брак юноши и девушки считают возраст от 22 до 35 лет (63% опрошенных). 64% девушек ожидают, что период ухаживания будет продолжаться более полугода, а 76% юношей считают, что в данном вопросе время не имеет значение (р≤ 0, 0001). В молодежной среде приемлем и одобряем гражданский брак (68%). Вместе с тем участники исследования сходятся во мнении, что регистрация брака укрепляет брачный союз (46%).

Молодые люди признают важную роль сексуальных отношений и считают их неотъемлемой частью любви и интимности (74% опрошенных). На тенденцию к легализации добрачных сексуальных отношений в молодежной среде указывает тот факт, что 88% опрошенных считают их допустимыми, и являющимися личным делом каждого. Отношение к сексу без любви у юношей и девушек отличается: 88% юношей и 46% девушек считают секс без любви допустимым; 30% девушек находят секс пусть допустимым, но нежелательным, 22% девушек и 12, 5% юношей считают секс без любви категорически недопустимым (р≤ 0, 0001).

Студенты считают детей естественной частью семьи (50%). При этом 56% юношей и 34% девушек считают, что семья без детей имеет свои плюсы и минусы, а 50% девушек и 29% юношей уверены, что бездетная семья является неполноценной (р≤ 0, 05). В своей семье 46% девушек и 27% юношей планируют иметь 2-их детей, а 46% юношей и 28% девушек «сколько получится» (р≤ 0, 05). Ответственность за воспитание детей участники исследования планируют разделять между обоими супругами (87% опрошенных). Юноши и девушки не отрицают возможности воспитания приемных детей в собственной семье. 44% юношей и 28% девушке считают это возможным в семье, которую они создадут. 46% девушек и 56% юношей считают это возможным только при определенных условиях (р≤ 0, 05).

Таким образом, брак в представлениях молодых людей становится все более свободным от обязательств, но предполагает продуктивность в виде рождения и воспитания детей. Современные юноши не придерживаются традиционного взгляда о разделении гендерных семейных ролей, в частности доминирующей женской роли в воспитании детей и главенствующей мужской роли в семье. И юноши и девушки планируют выполнять родительские функции совместно. Вместе с тем, девушки в отличие от юношей чаще демонстрируют установку на патриархальные отношения в семье, что говорит об их большей приверженности к традиционным взглядам на уклад семьи.

Для выявления иерархии семейных ценностей участникам исследования было предложено попарно сравнить 12 ценностей, выделяемых Р.В. Сергеевым [3]. Наиболее значимыми для студентов оказались следующие ценности: личное счастье, дети, взаимопонимание, любовь и свобода. Наименее значимыми стали: одобрение окружающих, соблюдение традиций, избавление от одиночества и интимные отношения.

Для выявления различий в структуре семейных ценностей у студентов разного пола проводился кластерный анализ данных (рис. 1).

Рис.1. Структура семейных ценностей юношей и девушек

В результате удалось установить, что структура семейных ценностей у девушек представлена двумя классами. Первый кластер в структуре ценностей у девушек составили наиболее значимые ценности, указывающие на то, что в сознании девушек личное счастье очень тесно связано с такими ценностями как взаимопонимание, любовь и дети. Второй менее значимый кластер ценностей девушек состоит из двух подклассов: успешность (объединяет ценности: материальное благополучие, карьерный рост, статус) и интимная сфера (интимные отношения, избавление от одиночества и одобрение окружающих). В этот класс ценностей вошли также такие категории как соблюдение традиций и свобода.

У юношей наиболее значимые ценности составили первый кластер, куда вошли категории, относящиеся к индивидуальным ценностям (личное счастье и свобода), близким отношениям (взаимопонимание и любовь), а также такие категории как дети и материальное благополучие. Второй кластер составили менее значимые категории, относящиеся к успешности (карьерный рост, статус, одобрение окружающих), интимной сфере (интимные отношения и избавления от одиночества) и такая категория как соблюдение традиций.

Заслуживают внимания следующие гендерные различия в структуре семейных ценностей студентов: 1) Личное счастье девушки связывают с чувством любви и достижением взаимопонимания, а юноши со свободой; 2) Одобрение окружающих для девушек в первую очередь важно в реализации ценностей интимной сферы, а для юношей в карьерном росте и достижении общественного статуса. Обнаруженные различия подтверждают идеи о том, что для девушек самореализация связана со сферой взаимоотношений, а у мужчин с профессиональной сферой. 3) В сознании юношей материальное благополучие ассоциируется с семейной сферой и личным счастьем, а у девушек с карьерным ростом и статусом. Подобные различия можно объяснить тем, что вопросы материального обеспечения особенно остро встают перед теми юношами, которые уже включены в серьезные отношения и столкнулись с необходимостью обеспечивать семью. Их работа на данном этапе не всегда связана с планируемым карьерным ростом и не способствует достижению положения в обществе.

О тенденции к легализации свободных отношений говорит тот факт, что ценности интимной сферы и близких взаимоотношений разделены в сознании, как юношей, так и девушек. Это говорит о том, что любовь и секс воспринимаются ими как независимые друг от друга категории.

В целом иерархии ценностей юношей и девушек во многом совпадают. Вместе с тем математический анализ гендерных различий, проведенный с помощью U-критерия Манна-Уитни показал, что для девушек более значимыми, чем для юношей являются следующие категории: избавление от одиночества (р≤ 0, 001), взаимопонимание (0, 05) и личное счастье (0, 05). Подобная картина отражает описанные в литературе психологические различия между полами: у женщин менее выражено стремление к личной автономии, чем у мужчин [1], и они в большей степени ценят взаимопонимание в межличностных отношениях [4].

Интересным представляется тот факт, что по данным исследований женщины меньше чем мужчины боятся одиночества в зрелом возрасте и в период старости [2]. Очевидно, что в юношеском возрасте в связи с актуальными задачами достижения интимности [4, 5] данная тенденция меняется. Возможно, что подобные противоречия связаны с различиями между поколениями, но данный аспект требует более тщательного анализа, чем предполагает объем данной статьи.

Далее с помощью процедуры семантического дифференциала определялось семантическое пространство понятия: «Моя будущая семья». На рисунке 2 в виде гистограммы представлены результаты диагностики.

Рис.2. Особенности семантического пространства понятия «моя будущая семья» у юношей и девушек  

Будущая семья в сознании студентов выступает как явление обладающее ценностью и вызывающее положительные эмоции. В сознании студентов образ будущей семьи переменчив, обладает внутренней динамикой. А вот степень его влияния на поведение респондентов незначительна (показатель силы меньше 4 баллов). В ходе исследования с помощью U-критерия Манна-Уитни удалось обнаружить значимые различий в отношении юношей и девушек к своей будущей семье. Так оказалось, что у девушек образ своей будущей семьи более переменчив (р≤ 0, 01), зато обладает меньшей степенью влияния на их поступки (р≤ 0, 05), чем у юношей.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Гендерные различия в брачно-семейных установках молодежи позволяют заключить, что девушки в большей степени, чем мужчины привержены традиционным взглядам на уклад семьи и распределение семейных ролей. Они в отличие от юношей ожидают, что период ухаживания будет продолжаться не менее 0, 5 года, более негативно относятся к сексу без любви, бездетным семьям, чаще планирует рождение двоих детей, в меньшей степени уверены, что смогут взять на воспитание приемного ребенка без веских на то оснований, чаще демонстрируют установку на патриархальные отношения в семье.

2. Для девушек более значимыми, чем для юношей являются такие категории как избавление от одиночества, взаимопонимание и личное счастье. У девушек образ своей будущей семьи более переменчив, зато обладает меньшей степенью влияния на их поступки, чем у юношей.

3. В структуре семейных ценностей студентов отмечаются следующие гендерные различия: личное счастье девушки связывают с чувством любви и достижением взаимопонимания, а юноши со свободой; одобрение окружающих для юношей в первую очередь важно в карьерном росте и достижении общественного статуса; в сознании юношей материальное благополучие ассоциируется с семейной сферой и личным счастьем, а у девушек с карьерным ростом и статусом.

В дальнейшем предполагается изучение особенностей трансформации структуры семейных ценностей в нормативных кризисах развития личности.

 

Литература

 

1. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2004. – 408 с.

2. Кондакова Н.И., Э.В. Иванкова Трудовая занятость пенсионеров Москвы // Социологические исследования.– 2001.– № 11.– С. 47-50.

3. Сергеев Р.В. Ценности Российского студенчества в семейно-брачных отношения // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – № 3. – С. 126-130.

4. Солдатова Е.Л. Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996.– 326с.

 

Сиврикова Н.В., преподаватель.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | на 2012-2013 учебный год.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.