Наряду с богами в мифах «задействованы» герои. Они не принадлежали к сонму богов, хотя нередко вели свою родословную от божественных родителей. Среди них было немало потомков Зевса от его связей со смертными женщинами: дети, внуки, дальние родственники (в их числе были Геракл, Персей, Орфей и др.). Силой чувств, смелостью поступков они напоминали верховного Олимпийца. Это были личности, полубожественные, пребывавшие как бы между богами и людьми. Они и после смерти продолжали оказывать сильнейшее влияние на других: человеческие чувства и страсти проявляются в них еще сильнее, чем у обитателей Олимпа. Едва ли не у каждого города и области был свой герой. Наряду с мифологическими персонажами это могли быть и исторические личности (Солон, Мильтиад). Вера в героев составляла замечательное свойство менталитета эллинов, к ним обращались как к богам; своими судьбами, страстями они были приближены к смертным. Их бытие ощущалось как реальное. Знаменитый Марк Антоний, друг Цезаря и соперник Октавиана, считал себя потомком Геракла, старался внешне походить на него. Могущество героев было связано с их гробницами, которые зачастую находились в центре городов, на рыночных площадях. Останки героев нередко доставлялись с чужбины. Герои – особые люди смелых поступков и сильных страстей. Все у них по сравнению с обычными смертными дано в укрупненных масштабах, в более ярких красках. Истории героев – это цепь многообразных, причудливых сюжетных коллизий. При этом любовь нередко присутствует как причина, цель, мотивация важнейших деяний и решений. МИФ ОБ ОРФЕЕ И ЭВРИДИКЕ. Многие мифы столь прекрасны и поэтичны, что стали «хрестоматийными». Сделались художественной памятью человечества. Такова история любви Орфея и Эвридики. Сын речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы (согласно другим версиям, сын Аполлона и музы серьезной поэзии Полигимнии), во всяком случае внук Зевса, считался одареннейшим певцом, создателем музыки. Искусство Орфея, его пение и игра на кифаре не только захватывало людей, но и зачаровывало растения и животных. Даже камни приходили в движение, чтобы лучше слышать певца. Был Орфей и среди участников похода аргонавтов. Когда жена Орфея Эвридика погибла от укуса змеи, боги, благосклонные к певцу, разрешили ему спуститься в подземное царство. Он растрогал хозяина его, Аида, своей музыкой, и тот отпустил умершую Эвридику на землю. Но, нарушив запрет. Орфей оглянулся на следующую за ним Эвридику, и за это та обречена была уже навсегда возвратиться в царство усопших. Это сделало Орфея женоненавистником. Согласно одной из версий, он был растерзан фракиянками или вакханками, которых наслал на него Дионис, ибо Орфей с не оказал ему долинного почтением. Музы собрали и похоронили разорванные части тела Орфея, а голова его приплыла на остров Лесбос. Этот миф был очень популярен в античности, а образы Орфея и Эвридики запечатлены на барельефах. Фигура легендарного певца оставила след в истории мирового искусства. Мотивы этого мифа отозвались на полотнах Тинторетто, Рубенса; сам Орфей, воплощавший могущество пения и музыки, побеждающий смерть, стал героем ряда опер и балетов. Своеобразно преломился миф в пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад». ГЕРАКЛ И ЕГО ПОДВИГИ. Геракл – самый знаменитый из потомков Зевса. Он – фигура общегреческого масштаба. Это подчеркивается и тем обстоятельством, что свои подвиги он совершает в разных частях Эллады. Зевс словно накапливал силы для рождения своего могучего сына, до него было 12 поколений, а он принадлежал к тринадцатому. У истоков этих поколений находится та самая нимфа Ио, которую преследовала Гера. Геракл родился от смертной женщины Алкмены, отличавшейся необыкновенной красотой. Увидев Алкмену, Зевс страстно возжелал ее. Воспользовавшись тем. что ее муж Амфитрион, царь Фив. находился в походе, верховный олимпец проник в лом Алкмены, приняв облик се мужа. Все трос суток, пока Зевс находился в доме Амфитриона в объятиях Алкмены, солнце не поднималось над землей. Когда Алкмена собралась рожать, Зевс заявил, что тот, кто родится, будет царствовать над всеми людьми. Об этом он сообщил и Гере, что вызвало у нее приступ ревности. Она сделала все, чтобы задержать роды. В конце концов, после немалых мук Алкмены, заклятие Геры было снято, и родился сын. Он получил как жертва преследований Геры имя Геракл, что означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Настоящее же его имя – Алкид, т. е. сильный. Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Во Флоренции, в галерее Уффици, помещено скульптурное изображение Геракла, душащего змей. Геракл вырос в лесах Киферона, сделался могучим юношей, был на целую голову выше любого, превосходил всех силой, не знал соперников в воинских упражнениях, а луком и копьем владел столь искусно, что никогда не промахивался. Он сразил грозного кифернского льва и снял с него шкуру, которую набросил себе на плечи наподобие плаща. Меч Гераклу подарил Гермес, лук и стрелы – Аполлон, панцирь – Гефест, а одежду ему выткала сама Афина. После целого ряда бурных событий, Геракл, наказанный за ряд тяжких проступков из-за посланного ему Герой безумия, совершил по указанию Аполлона двенадцать знаменитых подвигов. Каждый из них составил сюжет одной из красочных новелл. В их числе было убийство чудовищного немейского льва, опустошавшего окрестности города Немея; уничтожение Лернейской гидры, чудовища с телом змеи и девятью головами дракона; поимка керинейской лаки; истребление стимфалийских птиц, обитавших вблизи города Стимфала, которые опустошали местность, преследовали животных и людей, разрывая их медными клювами; очистка от навоза скотного двора Авгия, владельца неисчислимых стад быков; укрощение критского быка, охваченного бешенством, и другие. Последний двенадцатый подвиг состоял в том, что он проник в подземный мир, одолел адского пса Кербера и привел его живым на поверхность. Совершил он и другие подвиги: побелил великана Ангея. оторвав его от земли, дававшей ему силы; отвоевал у смерти Алкестиду, жену фессальского царя Адмета (что послужило сюжетом трагедии Еврипида «Алкестида»); поразил насмерть орла, терзавшего печень Прометея. Завершающим деянием Геракла стал поход против гиганта Эврита, из которого он вернулся с прекрасной пленницей, дочерью Эврита Иолой. В своих подвигах Геракл – союзник богов. СМЕРТЬ ГЕРАКЛА. Его гибель связана с перипетиями любви. Одолев в поединке соперника, морского бога Ахелоя, Геракл становится мужем красавицы Деяниры. Однажды Геракл убивает кентавра Несса, который подарил Деянире смертельный яд, назвав его любовным зельем. Между тем Деянира ревнует мужа к красивой девушке Иоле. Опасаясь, что муж любит Иолу сильнее, чем ее, желая привязать его к себе, она уговаривает его надеть хитон кентавра Несса, пропитанный кровью, якобы обладавшей чудодейственной способностью привораживать. Хитон прирастает к телу Геракла, яд лернейской гидры проникает в него, причиняя нестерпимую боль. Пытаясь снять с себя хитон, Геракл лишь усугубляет страдания, вырывая куски кожи и мяса. Осознав, что она содеяла с мужем, Деянира накладывает на себя руки. Геракл же чувствует, что единственное избавление от мук – смерть; он раскладывает костер на горе для самосожжения. Долгое время никто не решается его поджечь. Наконец это делает Пеант; вместе с огромным облаком Геракл возносится на Олимп. Гера, некогда преследовавшая сына своего мужа, рожденного «на стороне», теперь испытывает раскаяние, она выдает за него замуж свою прекрасную дочь – Гебу, богиню юности. Это – знак примирения Геры и Геракла. Но счастливый финал истории Геракла оспаривается в других версиях мифа. В «Одиссее» главный герой встречает Геракла в подземном мире. Обращаясь к Одиссею, Геракл говорит: «Сын я Крониона Зевса: но тем от безмерных страданий не был спасен». Глубокий общечеловеческий смысл, воплощенный в фигуре Геракла, благородства его деяний и страстей, сделали его одной из любимых фигур мирового искусства. Он вдохновляет скульпторов и живописцев (Дюрер, Тинторетто, Рубенс), драматургов (Виланд, Дюрренматт) и композиторов (Вах, Гендель). К нему обращались писатели, начиная с древних (Еврипид) и до современных (Ф. Дюрренматг, Петер Хакс). ВО ИМЯ ЛЮДЕЙ. Многие свершения мифологических героев, диктовались не личным интересом, а благом других людей. Гак поступали не только Прометей, Персей, Геракл, но и Тесей, сын афинского царя Эгея (в честь которого было названо Эгейское море). Главным его подвигом стало сражение с Минотавром, которому критский царь Минос отдавал на растерзание молодых афинян. После победы над Минотавром Тесею удалось выбраться из лабиринта с помощью клубка нитей, данного ему дочерью Миноса и женой Диониса Ариадной. Отсюда пошло выражение: «нить Ариадны», путеводная нить. Тесей стал царем Афин, находился среди участников уже упоминавшегося похода аргонавтов. Из другого похода против амазонок он привез царицу Антиопу, ставшую его женой. От этого брака у него остался сын Ипполит; второй его женой, после смерти Антиопы, была Федра. Трагические обстоятельства, связанные с неразделенною любовью Федры к своему пасынку, положены в основу трагедии Еврипида «Ипполит», а позднее – трагедии Расина «Федра». МИФ О ДЕДАЛЕ И ИКАРЕ. Широко известен миф о горестной судьбе двух героев, Дедала и Икара, воплотивших вековую мечту людей о воздухоплавании. В мифе словно была предугадана идея авиации. Герой мифа Дедал считался величайшим скульптором и зодчим Афин: он высекал из белоснежного мрамора столь дивные статуи, что они буквально оживали. Однажды Дедал совершил преступление, убил своего племянника, но преступление было раскрыто, и Ареопаг присудил его к смерти. Спасаясь, Дедал бежал на Крит к царю Ми носу, который взял его под свою защиту. За это Дедал возвел для него знаменитый дворец-лабиринт. Длительное отшельничество на Крите стало тяготить Дедала, однако Минос ни при каких условиях не желал его отпускать. Дедал понял, что единственный путь бегства – только по воздуху. Вместе с ним на Крите находился его сын Икар. Дедал сделал для него и для себя крылья, используя перья птиц, которые он скрепил воском. Отправляясь в полет, он предупреждал сына быть осторожным, не опускаться слишком близко к морю, чтобы брызги волн не омочили крыльев, не взлетать слишком высоко, чтобы лучи солнца не растопили воск. Поначалу их полет проходил удачно. Но, презрев опасность и предостережения отца. Икар все смелее взмахивал крыльями, устремляясь вверх, навстречу лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, перья рассыпались. Обернувшись, Дедал стал звать сына, но напрасно. Его тело уже поглотили волны. Морс же, в котором погиб Икар, стало называться И карийским: это часть Эгейского моря между островами Самос, Делос и берегом Малой Азии. Падение Икара – излюбленный сюжет живописи (фрески в Помпее, картины Тинторетто, Ван Дейка). Сюжет мифа лег в основу балета С. Слонимского «Икар» (1971). Мифотворчество, как уже подчеркивалось, происходило в дописьменную пору и явилось плодом безвестных талантливых народных сказателей и певцов. Певцам надо было помнить множество сюжетов и стихов, обладать прекрасной дикцией, сопровождать свое исполнение игрой на музыкальных инструментах. Сами певцы, почитавшиеся в народе, становились героями мифов, как это было в уже упоминавшемся мифе об Орфее и Евридике. Мифы охватывали и объясняли все стороны жизни, в них были «аккумулированы» нравственные ценности, понятия о добре и зле, долге и справедливости. Первоначально духовная и творческая деятельность грека были как бы неразрывны. Затем из мифологии стали вычленяться философия, наука, религия, искусство. Особо важную роль играла мифология в развитии литературы. Как уже отмечалось, в основе самых знаменитых произведений, будь то эпос Гомера и Гесиода, трагедии Эсхилла, Софокла и Еврипида, лежат мифологические сюжеты, действуют мифологические герои. Это иллюстрирует известную мысль Маркса, большого знатока античности, о том, что мифология была «арсеналом» греческого искусства, и не только арсеналом, но и «почвой». Выросшие из мифологических представлений культовые действа, например, празднества в честь бога Диониса, в свою очередь, определили структуру греческой трагедии, а также архитектуру греческого театра. СОВРЕМЕННАЯ «МИФОЛОГИЯ». Наконец, следует обратить внимание на существенное обстоятельство. Конечно, мифотворчество, если рассматривать его в обычном историко-литературном смысле, – продукт раннего этапа развития человечества. Вместе с тем в XX в. наблюдается особый процесс мифологизации, когда реальные образы понятия, идеи намеренно искажаются, возвеличиваются, обретают новые масштабы с помощью целенаправленной пропаганды, массированных усилий средств массовой информации, телевидения, рекламы. Подобным способом, например, укоренялись в массовом сознании образы-мифы вождей и лидеров тоталитарных государств, национальных героев, которым приписывались гипертрофированные черты добродетели, мудрости, дальновидности, сказочные личные черты и т. д. В духе мифологизации продуцируются и «жития» народных вождей. Как замечено исследователями, в духе «жития» богоподобного человека строится известная поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». То же относится к «идолам» поп-культуры, «звездам» кино, эстрады и т. д. Мифологизируются отдельные исторические события, если это выгодно в интересах пропаганды и обработки общественного сознания.
|